СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой в виде графических схем.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих последовательность событий.  

Просмотр содержимого документа
«Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой в виде графических схем.»

Тема: Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой в виде графических схем.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:

Коррекционно-образовательные.

  1. Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательно передавать содержание рассказа.

  2. Формировать умение планировать предстоящий пересказ.

  3. Познакомить с фразеологизмом «Медвежья услуга».

Коррекционно-развивающие.

  1. Развивать способность к наглядному моделированию.

  2. Уточнить и расширить словарный запас детей по теме «Дикие животные».

  3. Формировать грамматический строй речи.

  4. Развивать внимание и память, а также мелкую, общую и артикуляционную моторику.

Коррекционно-воспитательные.

  1. Воспитывать любовь к животным и к окружающему миру.

Оборудование: доска, воздушный шарик, волшебная коробка, картинки с изображением медведя, мнемотаблица. Слова на карточках: ХРУСТНУЛА, УГОДИЛА, НАСТОРОЖИЛ УШИ, ВЫПУГНУЛ, ПОМЧАЛСЯ, ДАЛ СТРЕКАЧА, смайлики.

Ход занятия.

1.Организационный момент:
- Сядет тот, кто правильно назовет диких животных (лиса, волк, медведь, ежик и т.д.)

1.2. Артикуляционная гимнастика

Иголочка

Ель на ежика похожа:

ёж в иголках, елка - тоже.

-Волк

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

- Мишка слизывает мед.

Мёд медведь в лесу нашёл:

Мало мёда, много пчёл.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык  «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

- Трусливый зайчик.

Длинноухий зайка ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Высунуть язык – спрятать. 

1.3. Дыхательная гимнастика. (Показываю схемы – технология моделирования).

Вдох и выдох через нос;

Вдох носом выдох через рот с пропеванием звука а на выдохе.

Вдох носом выдох тоже через нос

Вдох через рот, выдох через нос.

2.Сюрпризный момент: (играет мелодичная музыка)
- Интересно ,откуда льется такая чудесная мелодия? -вношу воздушный шар, к которому привязана коробочка в виде книжки.
- Ребята, посмотрите какая большая красивая книга. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней.

- Не открывается, наверно надо назвать волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова? (Ученики называют по очереди волшебные слова).

- Ребята, здесь картинка. Хотите узнать, кто на них изображен?
-Тогда попробуйте отгадать загадку:
Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки, любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

- Где живет медведь?

- В лесу у медведя есть много друзей. Вы сами назовете их, если поиграете со мной в игру

2.Игра «Узнайте, о ком или о чем я говорю»

Трусливый, длинноухий, быстрый (заяц),

Болтливая, длиннохвостая, белобокая (сорока),

Ловкая, рыженькая, маленькая(белка),

Сильные, длинноногие, рогатые (лоси).

Сосновая, пихтовая, еловая (шишка).

II. Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

- Какую цель сегодня на занятии поставим перед собой? Чему будем учиться? (Мы будем рассказывать о медведе, узнаем почему медведь сам себя напугал ).

1. Чтение рассказа логопедом.

«Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше» - подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал».

2. Игра: «Скажи по-другому». Словарная работа (Слова с карточками)

Как можно заменить слова:

- Хрустнула (треснула, громко сломалась)

- Угодила (попала)

- Насторожил уши (прислушался, проявил усиленное внимание.)

- Рявкнул (заревел)

- Выпугнул (выгнал.)

- дал стрекача (стал быстро удирать, убегать, уносить ноги)

- Пошли лоси по лесу кусты ломать (Лоси бежали по лесу так быстро, что кусты под их ногами ломались)

- Дал стрекоча – (быстро убежал)

3. Беседа по содержанию. (Ученики дают полные ответы).

О ком говорится в рассказе?

Кто первым вошел в лес?

Кто напугал медведя?

Как белка испугала зайца?

Какая птица подняла крик на весь лес?

О каком самом большом животном говорится в рассказе?

Что стали делать лоси и кого они напугали?

Кто же испугал медведя?

Молодцы, ребята! Рассказ так и называется «Как медведь сам себя напугал». Каким же был этот медведь?(Трусливым, несмелым, боязливым).

А среди вас нет таких ребят, которые боятся каждого звука? Нет! Значит вы какие? (Смелые храбрые, отважные).

4. Выяснение причинно – следственных связей. (Добиваться полных ответов).

- Почему медведь убежал из леса? (… лоси ломали кусты).

- Почему испугались лоси? (… сорока подняла крик на весь лес).

- Почему испугалась сорока? (… на неё наскочил заяц).

- Почему испугался заяц? (… белка угодила ему шишкой в лоб).

- Почему испугалась белка? (… под лапой медведя хрустнула ветка).

5. Выяснение логических связей

- Получился бы рассказ, если бы не было медведя?

- Почему рассказ не получился бы?

- Получился бы рассказ, если бы не было белки? Шишки у белки?

- Какой можно сделать вывод: ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получается.

6. Физкультминутка

Медвежонок

Медвежонок потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы за спину завёл,

Повернулся и пошёл.

Он пошёл налегке,

Ловить рыбу на реке,

Её ловит ловко.

Есть у мишеньки сноровка!

(Соответственно.)

(Далее – по тексту.)

 

 

(Развести руки в стороны.)

(Имитация ловли рыбы в воде руками.)

 

Продолжение работы над рассказом.

8. Выяснение последовательности действий в рассказе.

8.1.Упражнение «Ответь одним словом»

- Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы одним словом.

- Что сделал медведь? (ВОШЁЛ)

- Что сделала ветка? (ХРУСТНУЛА)

- Что сделала белка? (ИСПУГАЛАСЬ, ВЫРОНИЛА)

- Что сделала шишка? (УПАЛА)

- Что сделал заяц? (ВСКОЧИЛ, ПОМЧАЛСЯ, НАСКОЧИЛ, ВЫПУГНУЛ)

- Что сделала сорока? (ПОДНЯЛА КРИК)

- Что сделали лоси? (УСЛЫШАЛИ, ПОШЛИ ЛОМАТЬ)

- Что сделал медведь? (ОСТАНОВИЛСЯ, НАСТОРОЖИЛ, ПОДУМАЛ, РЯВКНУЛ, ДАЛ СТРЕКАЧА)

8.2. Повторное чтение рассказа.

- Я вам расскажу текст еще раз, а помогут мне в этом помощница - схема. Она поможет вам правильно пересказать содержание текста. (выставляю мнемотаблицу и рассказываю). Применение технологии наглядного моделирования.

8.3.Восстановление слов-действий.

- Вспомните и назовите по порядку слова-действия. Здесь помогут нам картинки.

Вошел, хрустнула, испугалась, выронила, угодила, выскочил, помчался, наскочил, подняла, услышал, пошел ломать, остановился, насторожил, рявкнул, дал стрекоча.

8.4.Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов

- Я буду называть слово - действие, а вы – предложение с этим словом.

Вошел (Вошёл медведь в лес).

Хрустнула (Хрустнула под тяжёлой лапой веточка).

Испугалась, выронила (Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку).

Упала (Упала шишка – угодила зайцу в лоб).

Вскочил, помчался, наскочил, выпугнул (Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул).

Подняла крик (Та крик подняла на весь лес).

Услышали, пошли (Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!)

Остановился, насторожил, подумал, рявкнул, дал стрекоча (Тут остановился медведь, насторожил уши. Подумал медведь- «Не уйти ли лучше». Рявкнул медведь и дал стрекача.)

9. Пересказ текста с опорой на мнемотаблицу.

- Перескажите текст целиком.

Дети слушают, дополняют и оценивают рассказ: рассказал по порядку, ничего не пропустил, правильно строил предложения.

Оценка.

10. Пересказ текста без опоры на мнемотаблицу.

А сейчас попробуйте пересказать текст без схемы. Мнемотаблицу убираю.

11. Знакомство с фразеологизмом.

В русском языке есть такое выражение – «Медвежья услуга». Вы, наверное, часто слышите его от учителей или родителей. Это выражение означает оказать бесполезную помощь. Вы сами можете оказать «медвежью услугу» своим друзьям, а когда – подумайте. Может кто-то догадался? (При подсказывании на уроке)

III. Итог занятия. Рефлексия.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом «Как медведь сам себя напугал»)
- Кто его написал? (Николай Сладков)

- Что было трудного для вас?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Какую цель вы поставили перед собой?

- Кто добился своей цели?

-Оцените свою работу при помощи смайлика.

- Ребята, вы сегодня молодцы. А в волшебной книжке вам угощенье