Размышления по проведении президентского сочинения
3 декабря 2014 года
НОМЕР
102
ТЕМА
202
Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
302
401
Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
502
Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
Что важнее: любить или быть любимым?
СОЧИНЕНИЕ11.РФ
http://sochinenie11.ru/
Что предлагалось?
1. Комментарии разработчиков экзамена
Критерии оценивания сочинения
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала
______________________________________
Критерий 3. Композиция
Критерий 4. Качество речи
Критерий 5. Грамотность
Привлечение текстов художественных произведений
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов н/Д: Легион, 2014
- Требования к итоговому сочинению
- Разбор тематических направлений 2014-2015 учебного года
- Система творческих заданий
“ А У НАС СТРЯСЛАСЬ БЕДА:
СОЧИНЕНЬЕ СНОВА…”
(экспресс-программа подготовки уч-ся к зимнему сочинению)
Суязова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Методические указания и контрольные задания по литературе
(подготовка к сочинению)
для дистанционного обучения по подготовке в ВУЗ
© И.К. Сушилина,
Т.А. Щепакова, 2001
© Московский государственный
университет печати, 2001
Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование
стихотворения поэта 19 или 20 века.
1. Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы.
2. Предостережем от перегрузки сочинения стихотворными цитатами.
3. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте
эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие).
Людмила Федоровна Бойко
В. В. Салтыкова
Л. С. Сенник
Зоя Сергеевна Сидоренко
Ирина Валентиновна Корсунова
Лариса Васильевна Калугина
Новейшие сочинения. Все
темы 2013 г.
5-9 классы
Серия «5 баллов. Лучшие сочинения для школьников»
Пособие составлено по тематическому принципу и охватывает период русской литературы с XIX века
до 80-х годов XX века.
В сборник включены и проблемные, и сравнительные (по творчеству двух и более авторов) темы.
Но! следует помнить, что данная книга ни в коем случае не может считаться сборником идеальных работ.
Цель пособия - помочь в подготовке школьникам и абитуриентам к выпускным и вступительным экзаменам по
литературе.
Темы подобраны с учетом изменений в школьной программе.
Дополнение дано по лучшим сочинениям 90-х годов.
Оглавление
1. Изображение Руси в "Слове о полку Игореве".
А.С. Грибоедов …………………………6
2. Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума".Чацкий и декабристы.
3. Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ума".
4. "Мильон терзаний" Чацкого.
А. С. Пушкин ………………………………12
5. Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка".
6. "Евгений Онегин" - роман, в котором отразился век
В.Шукшин ………………………………123
80. Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина, Г.Щербакова).
А.И.Солженицын ………………………124
81. Жизнь и творчество А.Солженицына.
В.Быков …………………………………125
82. Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников".
Е.Замятин ………………………………127
83. Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина "Мы").
84. Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг.
Тематический блок «Семья, общество и государство»
Формулировка
1. Социальные
проблемы
Произведения,
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»,
проблемы буржуазного общества:
Образцы аргументации
в которых затрагиваются данные проблемы
- социальной не-справедливости;
И. С. Тургенев «Муму», «Бирюк», В. Г. Короленко «В дурном обществе»,
«Проблему «маленького человека» наиболее полно раскрывает русский писатель Н.В.Гоголь. В повести «Шинель» он повествует читателю о Акакии Акакиевиче – бедном титулярном советнике из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, но, в общем, роль его в департаменте была очень незначительна
- бедности и нищеты, униженности «маленького человека» в обществе;
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,
«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»,
Н. С. Лесков. «Левша», М. Горький «Детство»,
Н. В. Гоголь «Шинель»,
Повторение проблематики рассказов М.Горького, изученных в 7- 8 классах, можно провести либо на первом уроке изучения его творчества либо на консультации .
Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
«Старуха Изергиль»
Тезис: «Жизнь - не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». (Б. Шоу)
- Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»? Над чем заставил вас задуматься рассказ?
- В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?
«В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).
Творческая работа:
Голубые искры попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, какая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги, другие всю свою жизнь превращают в подвиг.
Напишите эссе на тему «Люди с пылающими сердцами».
Варианты «мостиков»
(переходов от одной части к другой)
Тип мостика
Его характеристика
1. Риторический
Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора
2. Прямая связь
вопрос
Примеры
«Чему же посвящён рассказ М.Горького?»
Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях
3. Переход-соединение
«Как поступает наш герой?»
«Рассмотрим теперь…»
Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…
«Может писатель не прав?»
«Проанализируем этот рассказ…»
«Это качество проявляется также в том…»
«Ещё хочу сказать, что…»
«Следующая черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»
Роль художественной детали в литературном произведении
Цели урока: углубить понятие о художественной детали как об одном из способов художественной типизации в литературном произведении, раскрыть функцию детали на примере произведений писателей XIX в., подготовить к сочинению «Роль художественной детали в литературном произведении»
Эпиграф: Этим деталям читатель должен удивиться и поверить всему рассказу.
В. Шаламов
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
Готовясь к сочинению, связанному с исследованием мастерства писателя, мы не можем не обратиться к художественной детали. Это изобразительная и выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, которая порой играет одну из главных ролей в раскрытии характера героя.
Аннотация
С этой книгой учиться в 9–11 классах станет совсем просто, а сочинения по литературе всегда будут только на пять баллов. Мы подготовили уникальную коллекцию сочинений, которые нельзя скачать в Интернете или найти в других книгах. Школьное сочинение – это не просто фантазии и размышления о прочитанном. Преподаватели ждут от вас обоснованной точки зрения, знания текста произведения, знакомства с литературной критикой и теорией литературы.
Все это мы учли при написании сборника. Читайте, выбирайте то, что нравится, успевайте в школе и готовьтесь к вступительным экзаменам!
Комплекты тем ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2014-2015 учебного года .
Разработала Н.А. Мокрышева при содействии Л.М.Бенделевой,
О.Н. Беляевой, И.В. Мазаловой
Блок 5
Чем люди живы?
Блок 4.
1. Какие люди становятся легкой добычей зла?
Спор поколений
1. На чем должны строиться взаимоотношения в семье?
Блок 3
1.Человек - царь природы?
Человек и природа
Блок 2.
1.Почему в годы войны дети рано взрослели?
Война
Блок 1.
Лермонтов
1. Какова роль М.Ю.Лермонтова в истории русской культуры?
ТЕМА-ВОПРОС
Л. Н. Толстой
ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ
Мы знаем, что мы перешли из смерти и жизнь, потому что любим братьев: не любящий брата пребывает в смерти. (I посл. Иоан. III, 14)
А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь божия? (III, 17)
Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиной. (III, 18)
Любовь от бога, и всякий любящий рожден от бога и знает бога. (IV, 7)
Кто не любит, тот не познал бога, потому что бог есть любовь. (IV, 8)
Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то бог в нас пребывает. (IV, 12)
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в нем. (IV, 16)
Кто говорит: я люблю бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить бога, которого не видит? (IV, 20).
I
Жил сапожник с женой и детьми…
Какие сочинения писали в России до 1917 года
Для младших классов:
• О том, что видела птичка в дальних землях.
• История постройки дома и разведения при нем сада.
• Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
• Слово как источник счастья.
• Почему жизнь сравнивают с путешествием?
• Родина и чужая сторона.
• О скоротечности жизни.
• Какие предметы составляют богатство России и почему?
• О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
• О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
• О проявлении нравственного начала в истории.
• На чем основывается духовная связь между предками и потомством?