СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последовательность в работе с деепричастием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе изложены рекомендации о последовательности подачи материала о деепрчастии и деепричастном обороте.  

Просмотр содержимого документа
«Последовательность в работе с деепричастием»

Последовательность в работе с деепричастием

Один из главных принципов дидактики – это последовательность. Нарушение этого принципа приводит к непониманию обучающимися правил построения предложений с деепричастием и деепричастным оборотом. Поэтому вопрос о последовательности в формировании знаний и навыков употребления деепричастия стоить очень остро.

Традиционно мы, учителя-словесники, учим детей, что деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,  обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру)  действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав? 
Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.

Как и глаголы, деепричастия бывают: 

- несовершённого и совершённого вида:    набирая (что делая?) – набрав (что сделав?); 

    - переходными и непереходными:  переходные   убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку;  непереходные блестя на солнце,   шагнув в бездну; 

   - возвратными и невозвратными:   раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув; 

      Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён 
существительных и поясняться наречиями:  согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко. 

Именно благодаря  последнему – способности присоединять к себе косвенные падежи имен существительных и поясняться наречиями – деепричастие образовывает с зависимыми словами деепричастный оборот.

Предложение, в котором есть деепричастие, содержит информацию сразу о двух действиях - основном и добавочном. Это делает предложение информационно загруженным. В то же время наличие основного и добавочного действия в пределах одного предложения требует особых правил синтаксического построения. Поскольку основное действие выполняет субъект, что выражается формой именительного падежа, а добавочное действие относится к основному, то из такого соотношения действия и субъекта следует, что основное и добавочное действие должны выполняться одним действующим лицом:

Она ушла, не закрыв за собой дверь.

В этом предложении субъект она стоит в форме именительного падежа и выполняет роль подлежащего. Основное действие и добавочное относятся к одному субъект. Значит, предложение построено правильно.

Работая над сочинением, у меня возникла интересная идея.

В этом предложении субъект идея выполняет основное действие, а добавочное выполняет другой субъект. Значит, предложение построено неверно.

Существует несколько вариантов редактирования предложений, которые в своем составе имеют деепричастие или деепричастный оборот:

  1. предложение перестроить в сложноподчиненное, в котором придаточная часть - это трансформированный деепричастный оборот:

Когда я работал над сочинением, у меня возникла интересная идея.

  1. предложение трансформируется в простое неосложненное:

Во время работы над сочинением у меня возникла интересная идея.

  1. в предложении остается деепричастный оборот, но субъект добавочного действия употребляется в именительном падеже:

Работая над сочинением, я подумал над интересной идеей.



Опираясь на знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, нужно определить последовательность работы над предложением с деепричастием и деепричастным оборотом.

Учащимся 7 класса нужно предложить такую схему:

1)выделить подлежащее, сказуемое и обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом;

2)выяснить, не выполняет ли подлежащее добавочное действие, сделать выводы.

Самое главное - это определить соотношение трех компонентов: подлежащего, сказуемого (основного действия) и обстоятельства, выраженного деепричастием (добавочного действия).

К сожалению, учащиеся 7 класса самостоятельно могут овладеть только теоретическим материалом, а исправить ошибки в построении предложений с деепричастиями и деепричастным оборотом не могут. В свое время еще М.В. Ломоносов отмечал значение примера (примера текста) для формирования риторических умений.