Последовательность в работе с деепричастием
Один из главных принципов дидактики – это последовательность. Нарушение этого принципа приводит к непониманию обучающимися правил построения предложений с деепричастием и деепричастным оборотом. Поэтому вопрос о последовательности в формировании знаний и навыков употребления деепричастия стоить очень остро.
Традиционно мы, учителя-словесники, учим детей, что деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?
Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.
Как и глаголы, деепричастия бывают:
- несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);
- переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;
- возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;
Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.
Именно благодаря последнему – способности присоединять к себе косвенные падежи имен существительных и поясняться наречиями – деепричастие образовывает с зависимыми словами деепричастный оборот.
Предложение, в котором есть деепричастие, содержит информацию сразу о двух действиях - основном и добавочном. Это делает предложение информационно загруженным. В то же время наличие основного и добавочного действия в пределах одного предложения требует особых правил синтаксического построения. Поскольку основное действие выполняет субъект, что выражается формой именительного падежа, а добавочное действие относится к основному, то из такого соотношения действия и субъекта следует, что основное и добавочное действие должны выполняться одним действующим лицом:
Она ушла, не закрыв за собой дверь.
В этом предложении субъект она стоит в форме именительного падежа и выполняет роль подлежащего. Основное действие и добавочное относятся к одному субъект. Значит, предложение построено правильно.
Работая над сочинением, у меня возникла интересная идея.
В этом предложении субъект идея выполняет основное действие, а добавочное выполняет другой субъект. Значит, предложение построено неверно.
Существует несколько вариантов редактирования предложений, которые в своем составе имеют деепричастие или деепричастный оборот:
предложение перестроить в сложноподчиненное, в котором придаточная часть - это трансформированный деепричастный оборот:
Когда я работал над сочинением, у меня возникла интересная идея.
предложение трансформируется в простое неосложненное:
Во время работы над сочинением у меня возникла интересная идея.
в предложении остается деепричастный оборот, но субъект добавочного действия употребляется в именительном падеже:
Работая над сочинением, я подумал над интересной идеей.
Опираясь на знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте, нужно определить последовательность работы над предложением с деепричастием и деепричастным оборотом.
Учащимся 7 класса нужно предложить такую схему:
1)выделить подлежащее, сказуемое и обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом;
2)выяснить, не выполняет ли подлежащее добавочное действие, сделать выводы.
Самое главное - это определить соотношение трех компонентов: подлежащего, сказуемого (основного действия) и обстоятельства, выраженного деепричастием (добавочного действия).
К сожалению, учащиеся 7 класса самостоятельно могут овладеть только теоретическим материалом, а исправить ошибки в построении предложений с деепричастиями и деепричастным оборотом не могут. В свое время еще М.В. Ломоносов отмечал значение примера (примера текста) для формирования риторических умений.