Городская научно-практическая конференция
«Первые открытия»
Направление (секция): гуманитарные науки (языкознание)
Тема: Пословицы и поговорки в речи современных школьников
Учреждение: МОУ СШИ №2, 6 класс
Автор работы: Аксенова Валерия
Научный руководитель: Нестерова Елена Сергеевна,
учитель русского языка, литературы
Магнитогорск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
ГЛАВА1.История происхождения пословиц и поговорок………...4
ГЛАВА 2. Классификация пословиц и поговорок………………..6
ГЛАВА 3.Исследовательская часть…………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………............15
Введение
Для своего исследования мы выбрали тему "пословицы и поговорки в речи современных школьников" неслучайно. На наш взгляд, эта тема будет актуальна в любое время, потому что пословицы позволяют находить самые короткие пути в достижении цели в процессе общения. Против них никто не может возразить, поскольку они не требуют доказательств и принимаются на веру сразу. Как же можно решиться выступить против народной мудрости? Действуя на подсознание собеседника, пословицы предупреждают его возражения. При этом они содержат предпочтительную линию поведения собеседника, которая определяется толкованием.
Актуальность нашей темы заключается в том, что многим не хватает знаний, опыта, умения использовать в речи пословицы и поговорки, которые могут глобально раскрыть обсуждаемую тему. Пословицы и поговорки незаменимы в изучении монологической, а также диалогической речи. Пословицы и поговорки делают нашу речь более красочной, живой, на каком бы языке она не звучала. Пословицы и поговорки нужны для того, чтобы научить людей правильному поведению и отношению к жизни, они вселяют в людей уверенность в их силах и знаниях. Знание пословиц и поговорок позволяет человеку правильно понимать воспринимаемые на слух речевые сообщения и адекватно реагировать на них, выражать собственные мысли и чувства так, чтобы быть понятым своим собеседником, что в конечном итоге определяет успех коммуникации и достижения целей. Чаще употребляя эти малые формы фольклора мы, наверняка, задумываемся над тем, откуда взялись и вообще появились пословицы и поговорки. Возникают вопросы, ответы на которые можно получить, с помощью изучения данной темы. Народ придумывал их для того, чтобы предать свой жизненный опыт следующим поколениям и вложить в него нормы поведения, частичку добра и милосердия.
Таким образом, мы доказали актуальность изучаемой нами темы. Обозначим цель и задачи нашего исследования.
Цель: Выяснить, какие пословицы и поговорки преобладают в речи современных школьников и их родных.
Задачи:
1) изучить материал по заданной теме;
2) провести исследования среди учащихся моего класса и их родных;
3) оформить результат в виде диаграммы и сформулировать вывод.
Выдвигаем гипотезу нашего исследования: речь современных школьников и их родных бедна пословицами и поговорками, в речи учащихся и их родных практически не используются малые формы фольклора.
Глава 1. История происхождения пословиц и поговорок
Прежде чем приступить к исследованию, нам нужно подробно изучить историю происхождения пословиц и поговорок. Немного теории:
Пословица- это краткое народное изречение, законченное высказывание с назидательным смыслом. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают».
Поговорка - это общеизвестное выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не имеющее назидательного смысла. Например: «Лёгок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу».
Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.
Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.
Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений. Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миро познание многих поколений.
У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.
Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.
Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».
Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.
Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».
Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а не ученье тьма».
Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.
Являясь достоянием всего народа, русские пословицы складывались исторически и обобщили в итоге коллективный опыт и общую народную мудрость. Эти меткие изречения обладают легкой формой, часто пословицы состоят из двух рифмующихся частей. Мы порой даже можем не замечать, сколько таких устойчивых фраз знаем и используем в повседневной речи. Ведь они позволяют отлично иллюстрировать и подчеркнуть практически любую мысль!
Как правило, русские пословицы имеют два смысла: буквальный (дословный) и переносный. Они высказывают в метафоричной форме некую назидательную мораль или жизненное наблюдение. Поучительные и выразительные пословицы - настоящее историческое сокровище, вполне актуальное и сейчас!
Итак, пословицы делятся на три группы:
1 группа- пословицы , которые используются только в переносном значении.
2 группа - пословицы, которые сохраняют прямой смысл, но употребляются в переносном значении.
3 группа - пословицы, которые употребляются в прямом смысле.
Глава 2. Классификация пословиц и поговорок
Какие бывают пословицы? Основные темы пословиц – это труд, дружба, книги и деньги.
Любовь и дружба
Какие бывают пословицы о дружбе и любви? Тема является весьма популярной. Такие отношения могут иметь многообразные толкования: «Без беды друга не узнаешь», «Плохой мир лучше доброй ссоры», «С некоторыми водиться - что в крапиву садиться». Первая поговорка говорит о том, что настоящий друг познается в трудностях. Вторая означает, что лучше жить в мире, а не в ссоре. В третьей поговорке предлагается дружить не со всеми подряд, иначе будут неприятности. Пословицы о любви: «Любви все возрасты покорны», «Была бы шея, хомут найдется», «Насильно мил не будешь». В этих трех поговорках собрана целая палитра отношений. Здесь и надежда найти родного человека в любом возрасте, и страх перед тем, что женитьба отберет свободу, и отсутствие надежды, что нежные чувства будут обоюдными. Причем в других ситуациях эти же поговорки приобретут иные оттенки. Все зависит от того, как умело их употреблять. В одних случаях они будут помощницами в общении, а в других обернутся против.
Деньги и все, что с ними связано
Деньги означают богатство, комфорт, благополучие, престиж. Эта тема всегда является главной. Долгое время о них было не принято говорить. В то же время деньги входят в экономическую и социальную жизнь. Экономический подход создает и регулирует рамки человеческого поведения. Какие бывают пословицы о деньгах? Отношение к ним бывает разное для каждой эпохи, но, по сути, для людей состояние имеет первостепенное значение: «Денежка дорожку прокладывает». Сейчас особенно ценится время. Этому соответствует поговорка: «Время — деньги». С ними везде открыты пути: «За свой грош для всех хорош». Здесь же рядом находится человеческая жадность: «Лопатой деньги гребет». Тему денег всегда сопровождают мошенничество и обман: «Кто врет, тот и денежки берет». Бедность и богатство всегда определяются деньгами: «Горе лыком подпоясано», «И зубы есть, да нечего есть», «Мы-то родня, а деньги наши чужие». Русский человек всегда расчетлив: «Копейка рубль бережет».
Терпение и труд
У народа, который привык рассчитывать только на себя, тема работы всегда стоит на первом месте. Какие бывают пословицы о труде? Они существуют в самых разнообразных формах. С детства часто приходилось слышать поговорки взрослых о работе, ремесле, мастерстве. Труд всегда ценили и уважали. Истинные мастера своего дела знали, как трудно добиться хорошего результата. Об этом говорят народные пословицы: «Уменье и труд – всё перетрут!», «Есть терпенье – будет и уменье», «Доход не живет без хлопот».
Популярна народная поговорка «Не трать время попусту». Делам всегда отдавали большую часть времени, а на развлечения люди оставляли совсем немного. Народ не любил бездельников и людей, тяжелых на подъем. Никому не хотелось выполнять работу за них. Над ними смеялись и находили всякие недостатки: «Прокатиться на дармовщину», «Лень и за работой подтягивается».
Современная поговорка «Работа дураков любит» имеет многозначное толкование. С одной стороны, она излагает позицию бездельника, а с другой - предупреждает о том, что не следует браться за какую попало работу. Аналогичный смысл имеет изречение «От работы кони дохнут». Для глупого человека или неразумного животного работа только вредна. Многие народные изречения имеют острую социальную направленность, отражая реальные события.
Что можно нам о книге рассказать... Какие бывают пословицы о книге? Сейчас для нее наступили трудные времена, и неизвестно, что будет дальше с этим прекрасным источником знаний. Скорее всего, что бумажные носители информации уступят памяти Интернета, жестким дискам компьютеров и внешним носителям. Без них невозможно получить знания: «Пустой труд - удить без крючка и учиться без книги». Выражение «Много прочёл, да мало учёл» может означать невнимательное изучение текста или то, что читатель еще не дорос до этого произведения. Народ предупреждает: «Читая книги, помни о делах». Всему есть мера. В процессе чтения приближаешься к осознанию действительности. Очень популярное выражение: «Устами младенцев глаголет истина».
О чем говорится в книгах? В книгах часто пишется про истину и ложь, счастье и горе, справедливость, судьбу. Какие бывают пословицы на тему правды? Ее многие видят, но признавать не хотят, если им это не выгодно: «Вранье не введет в добро», «Всякую ложь к себе приложь».
Если долго не везет, то в конце концов удача приходит: «Не было бы счастья, да горе помогло». Много говорится в книгах о справедливости: «Что посеешь, то и пожнешь», «На обиженных воду возят». Пустое недовольство ни к чему хорошему не приведет, а только усугубит положение. О сложной ситуации можно сказать так: «Бог рассудит». Не следует самому принимать скоропалительные решения, а лучше дождаться, когда жизнь сама расставит все по местам.
Глава 3. Исследовательская часть
Для того чтобы узнать, используют ли современные школьники и их родители пословицы и поговорки в речи, мы решили исследовать их знания по малым формам фольклора и проверить, насколько верна наша гипотеза. Предметом нашего исследования стали знания и кругозор наших учеников и их родителей, для этого мы предложили бланки с вопросами по данной теме.
Опрос для родителей
Тема: "Пословицы и поговорки"
1) Часто ли в вашей семье в разговорной речи используют пословицы и поговорки?
Ответ:_______
2) Если да, то какие?
Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Какие пословицы и поговорки вы знаете? Приведите 5 пословиц.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как вы думаете, чем отличаются пословицы от поговорок?
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________
5) Продолжите пословицы и поговорки:
1. " Не уступить..."______________________________________________
2. "Семь пядей во..."_____________________________________________
3. "Косая сажень в плечах..."______________________________________
4. "Мал золотник..."_____________________________________________
5. "Человека узнаешь, когда..."____________________________________
6) Объясните значение пословицы: "На аршин борода, да ума на пядь".
В результате исследования мы сделали небольшие выводы, которые представлены в виде диаграммы. 50% родителей учеников правильно ответили на вопрос: Как вы думаете, чем отличаются пословицы от поговорок?
Следующий вопрос был: Какие пословицы и поговорки вы знаете? Приведите 5 пословиц.
Заинтересовавшись ответами, мы решили, что именно этот вопрос подойдет для создания диаграммы. Вспомнив теорию, мы распределили пословицы по трём группам. На второй диаграмме мы разделили пословицы на три группы:
1) «Пословицы, употребляющиеся в переносном значении».
2) Пословицы, употребляющиеся в прямом и переносном смыслах».
3) Пословицы, употребляющиеся в прямом смысле.
Из диаграммы мы сделали следующие выводы: 17% составляют родители, написавшие пословицы, относящиеся к группе «Пословицы, употребляющиеся в переносном значении», 50% составляют родители, написавшие пословицы, относящиеся к группе: «Пословицы, употребляющиеся в прямом и переносном смыслах», 33% составляют родители, написавшие пословицы, относящиеся к группе: «Пословицы, употребляющиеся в прямом смысле».
Следовательно, самыми популярными в речи школьников и их родителей являются пословицы, употребляемые в прямом и переносных смыслах.
На наш взгляд, результаты опроса явились неутешительными. Мы удостоверились в справедливости нашей гипотезы и решили поменять ситуацию.
На уроках русского языка мы изучали имя числительное. Нам в голову пришла замечательная идея: сделать проект о пословицах и поговорках в числительных. Мы увидели, что ребята из нашего класса заинтересовались этой темой, поэтому мы предложили, чтобы каждый подготовил сообщение о 10 редких пословицах и поговорках с числительными. Готовясь к этому заданию, ребята признали, что действительно узнали намного больше о пословицах и поговорках, что действительно расширило их кругозор. К этому заданию ребята отнеслись очень серьезно: подготовили презентации, доклады, а многие оформили работу творчески, что было очень ценно.
Изучив материалы шестиклассников, мы выявили самую лучшую работу. Эта работа была одной из учениц нашего класса Подпятниковой Леры. Мы решили задать ей наш самый главный вопрос: Зачем в речи современному школьнику использовать пословицы и поговорки? На что она ответила: "В речи современного ученика большую роль играют пословицы и поговорки. Основная задача использования пословиц есть развитие культурного и духовного мира школьника, его самосознание и уважение к родному языку".
В ходе исследования с помощью наших учеников мы выяснили, что с числительными можно использовать не только пословицы и поговорки, но и скороговорки, загадки. Ученики получили больше информации о пословицах и поговорках, об использовании их с числительными, в скороговорках и загадках. Наше совместное исследование превратилось в увлекательную игру, в конце которой мы решили провести небольшое тестирование:
Первый вопрос звучал так: Как вы оцениваете свои знания пословиц и поговорок по шкале 5 баллов?
Изучив ответы учеников, мы получили результаты. Эти результаты мы сравнили с теми, которые были у школьников в начале года. В начале года знания школьников по данной теме были слабыми. В результате проведенной нами работы к концу третьей четверти знания учеников изменились: 18 % учеников отметили свои знания о пословицах и поговорках на 4 балла. 17% учеников отметили свои знания о пословицах и поговорках на 2 балла. Основная масса учеников нашего класса, а это 65% отметили свои знания на 3 балла. Таким образом, мы видим, что сдвиг, хотя и небольшой, но есть. И если продолжить работу в этом направлении, то можно переломить ситуацию и достичь более высокого процента знаний о пословицах и поговорках.
Второй вопрос: Что вам дало изучение темы «Числительное в пословицах и поговорках?»
Ребята единогласно подчеркнули тот факт, что числительные окружают нас повсюду, они поняли, что пословицы и поговорки - очень увлекательная малая форма фольклора. Эта тема заслуживает особого внимания.
Третий вопрос звучал так: Готовы ли вы использовать в своей речи пословицы и поговорки?
Проанализировав ответы учеников, мы увидели, что 17% учеников нашего класса не готовы использовать в своей речи пословицы и поговорки, 76% учеников, безусловно, готовы использовать в своей речи пословицы и поговорки и 17 % учеников сомневаются. Делаем вывод: мы не зря трудились!
Следующий вопрос связан с тем, помогали ли родители ученикам при подготовке домашнего задания по данной теме?
Изучив ответы, мы получили следующие результаты: 23% учеников готовили домашнюю работу по данной теме с родителями. 77% учеников выполняли домашнюю работу по данной теме самостоятельно. Следовательно, большинство учащихся самостоятельно готовили творческие проекты.
И последнее задание, которое было предложено ребятам, звучало так: Напишите самые интересные и новые для вас пословицы и поговорки.
Для удобства мы классифицировали пословицы и поговорки по темам и получили следующие результаты: 2% ученика не смогли вспомнить никаких новых пословиц и поговорок, 11% учеников вспомнили пословицы « О труде и лени», 35% учеников отметили для себя новые малые формы фольклора на тему: «О силе и слабости», 17% учеников вспомнили пословицы на тему: « О скупости и щедрости», 35% учеников вспомнили пословицы на тему: «Дружба». Следовательно, большая часть учеников отметили для себя новые интересные пословицы и поговорки на темы: "Дружба", "О силе и слабости".
Заключение
Краткие изречения вторгаются в нашу жизнь, помогая и выручая своей глубиной, многозначностью и глубоким философским смыслом. В них заложена обобщенная мудрость народов мира, которая собиралась столетиями. Нужно только научиться правильно их понимать и применять. Читайте пословицы, поговорки и афоризмы!
Мы изучили происхождения пословиц и поговорок на предмет употребления их в речи современных школьников и их родителей, проводя специальные опросы по данной теме. В результате опросов мы выяснили, насколько важно уделять внимание изучению данной темы на уроках.
Ребята были очень увлечены этой темой. Наши знания с начала изучения малых форм фольклора возросли почти в два раза. Ребята были очень активны, создавали доклады, презентации. Анализируя их работы, мы выявляли лучшие.
Мир литературы, в котором используется множество малых форм фольклора, необычайно разнообразен. Используйте в своей речи как можно больше пословиц и поговорок, тогда следующие поколения не забудут историю и культуру наших великих предков.
Библиографический список
1. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. Москва: АСТ, 2009
2.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Библиотека Словесника. Москва: Просвещение,1990
3.Происхождение пословиц и поговорок [Электронный ресурс http://detskiychas.ru/rasskazy/istoriya_poslovits/]
4. Классификация пословиц и поговорок
[Электронный ресурс http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2677053-kakie-byvajut-temy-poslovic.html/]
15