СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пословицы разных народов - мудрость живущая веками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по чтению

Просмотр содержимого документа
«Пословицы разных народов - мудрость живущая веками»

Тема: Пословицы разных народов – мудрость, живущая веками.


Цель: Познакомить учащихся с пословицами разных народов, выявить общее и особенное в них, показать, что мудрость, заключенная в пословицах, является общечеловеческой ценностью.


Задачи:

• Образовательные:

• Расширить представление учащихся о жанре устного народного творчества – пословице.

• Познакомить с пословицами разных народов мира.

• Сформировать умение понимать переносный смысл пословиц.

• Сопоставлять пословицы разных народов, находить сходства и различия.

• Развивающие:

• Развивать речь, обогащая словарный запас и умение выражать свои мысли.

• Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

• Развивать познавательный интерес к культуре других народов.

• Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.

• Воспитывать толерантность и понимание общечеловеческих ценностей.

• Формировать нравственные качества: честность, трудолюбие, доброту.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала и закрепление).

Оборудование:

• Учебник (или хрестоматия) литературного чтения для 4 класса.

• Карточки с пословицами разных народов (русские, английские, китайские, японские, африканские и др.).

• Толковый словарь (или онлайн-словарь).

• Мультимедийная презентация (желательно):

• Иллюстрации, отражающие культуру разных народов.

• Текст пословиц на языке оригинала и в переводе.

• Карта мира (для визуализации географии изучаемых стран).

• Листы бумаги, ручки/карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты):

• Приветствие, проверка готовности к уроку.

• Создание положительного эмоционального настроя (например, с помощью короткой притчи о мудрости).

II. Актуализация знаний (5 минут):

• Беседа:

• Ребята, что такое пословица? (Краткое изречение с поучительным смыслом).

• Какие русские пословицы вы знаете? (Примеры пословиц называют ученики).

• Для чего нужны пословицы? (Передают народную мудрость, учат жизни).

• Как вы понимаете смысл пословицы "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда"?

• Подводка к теме: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по миру пословиц и узнаем, что мудрость разных народов имеет много общего.

III. Изучение нового материала (20 минут):

• 1. Вступительное слово учителя:

• Рассказ учителя о пословицах как жанре фольклора, об их роли в культуре разных народов.

• Показ карты мира: "Мы с вами посетим разные страны и познакомимся с их пословицами."

• 2. Знакомство с пословицами разных народов:

• Презентация (показ слайдов с пословицами):

* Русские пословицы (2-3 примера).

* Английские пословицы (2-3 примера) – с переводом на русский язык.

* Китайские пословицы (2-3 примера) – с переводом на русский язык.

* Японские пословицы (2-3 примера) – с переводом на русский язык.

* Африканские пословицы (2-3 примера) – с переводом на русский язык.

• Чтение пословиц вслух (учитель и ученики по очереди).

• Обсуждение:

* Какие пословицы вам больше всего понравились? Почему?

* О чем говорят эти пословицы? (О труде, дружбе, честности, мудрости и т.д.)

• 3. Анализ пословиц:

• Работа в парах: каждой паре выдается карточка с пословицей (одной русской и одной иностранной).

• Задание: Объяснить смысл каждой пословицы своими словами.

• Обсуждение в классе: Каждая пара представляет свои объяснения.

• Вопрос: Есть ли что-то общее в этих пословицах? (Общечеловеческие ценности).

• 4. Сравнение пословиц:

• Учитель предлагает сравнить пословицы разных народов, объединенные общей темой (например, пословицы о труде):

* "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" (русская).

* "Кто не работает, тот не ест" (английская).

* "Даже дракона можно одолеть, если он будет трудиться день за днем" (китайская).

• Вопрос: О чем говорят эти пословицы? В чем их сходство и различие?

• Вывод:

Хотя пословицы принадлежат разным народам, они отражают общие ценности и мудрость.


IV. Физкультминутка (2 минуты):


• Игра "Пословица в движении": Учитель называет тему пословицы (например, "труд"), а ученики должны изобразить действие, связанное с этой темой (например, копать, пилить, шить).


V. Закрепление изученного материала (10 минут):


• 1. Игра "Найди пару":

• На доске (или на карточках) написаны русские пословицы и их эквиваленты на другом языке (вперемешку).

• Задание: Ученики должны найти пары пословиц, близких по смыслу.

• 2. Творческое задание:

• Учитель предлагает ученикам придумать свою пословицу на любую тему.

• Презентация: Ученики зачитывают свои пословицы.


VI. Рефлексия (3 минуты):


• Вопросы:

• Что нового вы узнали сегодня на уроке?

• Какие пословицы вам запомнились больше всего?

• Что общего у пословиц разных народов?

• Как вы думаете, почему пословицы живут так долго?

• Чему нас учат пословицы?


VII. Домашнее задание (3 минуты):


• Выучить 5 пословиц разных народов (на выбор).

• Найти интересную пословицу другого народа и рассказать о ней на следующем уроке.

• (По желанию): Нарисовать иллюстрацию к одной из пословиц.


VIII. Итог урока (2 минуты):


• Учитель подводит итоги урока, подчеркивая, что пословицы – это сокровищница народной мудрости, которая помогает нам лучше понимать мир и самих себя.

• Оценивание работы учащихся.