СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пособие ДИОФАНТОВЫ УРАВНЕНИЯ, ТИПЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пособие ДИОФАНТОВЫ УРАВНЕНИЯ, ТИПЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина"








Диофантовы уравнения, типы и способы решения



Выполнила:

учащаяся 10 класса «А»

Лаврентьева Елизавета Андреевна


Научный руководитель:

учитель математики

Сухненко Ирина Александровна







Тамбов, 2022

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Диофант и история диофантовых уравнений 4

Глава 2. О диофантовых уравнениях 6

Глава 2.1. Определение. Диофантовый анализ 6

Глава 2.3. Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными 14

Глава 2.4. Другие уравнения в целых числах 20

Глава 2.5. Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах. 22

Глава 2.6. Оценки переменных. Организация перебора 24

Глава 2.7. Неравенства в целых числах. Графические иллюстрации 26

Глава 2.8. Задачи математических олимпиад 29

Заключение 31




Введение

В последние годы значительно возрос интерес к задачам, при решении которых используются свойства целых чисел. Это определено, в первую очередь, тем, что такие задачи часто встречаются на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения и на олимпиадах по математике.

Диофантовы уравнения (задачи на целые числа) всегда считались одними из наиболее сложных задач, предлагаемых учащимся старших классов. Это объясняется отсутствием единого метода их решения.

Гипотеза: умение решать диофантовы уравнения позволяет оптимизировать многие процессы, найти остроумные и сравнительно простые решения «неразрешимых» задач, а в практической деятельности значительно сэкономит затраты средств и времени.

Объект исследования - диофантовы уравнения.

Предмет исследования - методы решения уравнений в целых числах.

Уравнения в математике занимают важное место. Большее количество задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что умение решать уравнения в целых числах окажется полезным при решении задач, выходящих за рамки школьной программы, олимпиадных заданий, а также задач с практическим содержанием в реальной жизни.










Глава 1. Диофант и история диофантовых уравнений

«Достопочтеннейший Дионисий, зная, что ты ревностно хочешь научиться решению задач, касающихся чисел, я попытался изложить природу их и могуще­ство, начиная с тех оснований, на которых покоится эта наука.

Может быть, этот предмет покажется тебе затруднительным, поскольку ты еще с ним незнаком, а начинающие не склонны надеяться на успех. Но он станет тебе удобопонятным благодаря твоему усердию и моим пояснениям, ибо страстная любовь к науке помогает быстро воспринять учение»

Таким посвящением открывается «Арифметика» Диофанта Александрий­ского.

Диофант представляет одну из занимательных загадок в истории математики. Мы не знаем, кем был Диофант, точные года его жизни; полагают, что он жил в III в. н. э. На могиле Диофанта есть стихотворение - задача, решая которую нетрудно подсчитать, сколько лет прожил великий математик.


«Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей - и камень

Мудрым искусством его скажет усопшего век.

Волей богов шестую часть жизни он прожил ребёнком,

И половину шестой встретил с пушком на щеках.

Только минула седьмая, с подругою он обручился.

С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец;

Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.

Отнят он был у отца ранней могилой своей.

Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,

Тут и увидел предел жизни печальной своей».

Решение задачи сводится к решению уравнения первой степени с одним неизвестным.

Пусть x - количество лет, прожитых Диофантом, тогда лет - он прожил ребенком, а лет - он прожил до появления пуха на его подбородке, лет - Диофант провел в бездетном браке, спустя 5 лет у него родился сын, который прожил лет. Отец пережил сына на 4 года.

Составим и решим уравнение:
= + + + 5 + +4,

откуда = 84.

Эта головоломка служит примером тех задач, которые решал Диофант. Он специализировался на решении задач в целых числах. Такие задачи в настоящее время известны под названием диофантовых.

Жизнь и деятельность Диофанта протекала в Александрии, он собирал и решал известные и придумывал новые задачи. Позднее он объединил их в большом труде под названием «Арифметика». «Арифметика» Диофанта — это сборник 189 задач с решениями, сводящимися к определенным уравнениям первой и второй степеней и неопределенным. Из тринадцати книг, входивших в состав «Арифметики», только шесть сохранились до Средних веков и стали источником вдохновения для математиков эпохи Возрождения.





Глава 2. О диофантовых уравнениях Глава 2.1. Определение. Диофантовый анализ

Диофантовыми уравнениями называют алгебраические уравнения или системы алгебраических уравнений с целыми коэффициентами, для которых надо найти целые или рациональные решения. При этом число неизвестных в уравнениях должно быть не менее двух (если не ограничиваться только целыми числами).

К диофантовым уравнениям приводят задачи, по смыслу которых неизвест­ные значения величин могут быть только целыми числами.

Рассмотрим одну задачу: За покупку нужно уплатить 1700 р. У покупателя имеются купюры только по 200 и 500 р. Какими способами он может распла­титься?

Для ответа на этот вопрос достаточно решить уравнение 2х +5у = 17 с двумя неизвестными х и у. Такие уравнения имеют бесконечное множество реше­ний. В частности, полученному уравнению отвечает любая пара чисел вида . Для нашей практической задачи годятся только целые неотрицатель­ные значения х и у (рвать купюры на части не стоит). Поэтому приходим к поста­новке задачи: найти все целые неотрицательные решения уравнения 2х + 5у = 17. Ответ содержит уже не бесконечно много, а всего лишь две пары чисел (1; 3) и (6; 1).

Таким образом, особенности диофантовых задач заключаются в том, что:

1) они сводятся к уравнениям или систе­мам уравнений с целыми коэффициентами;

2) решения требуется найти только целые, часто натуральные.


Диофантовыми уравнениями называются уравнения вида

P(x1x2, ..., xn) = 0,

где P(x1, ..., xn) - многочлен с целыми коэффициентами.

Проблема решения уравнений в целых числах решена до конца только для уравнений первой степени и для уравнений второй степени с двумя неизвестными. Для уравнений выше второй степени с двумя или более неизвестными достаточно трудной является даже задача существования целочисленных решений. Например, не известно, имеет ли уравнение

x3 + y3 + z3 = 30

хотя бы одно целочисленное решение. Более того, доказано, что в принципе не существует единого алгоритма, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения.


Уравнение x2 + y2 = z2, связывающее стороны x, y, z прямоугольного треугольника, всегда вызывало большой интерес. Натуральные числа x, y и z, являющиеся решениями этого уравнения, называются «пифагоровыми тройками».


Неопределенное уравнение Ферма (уравнение Пелля). К работам Диофанта имеют непосредственное отношение и математические исследования французского математика Пьера Ферма. Считается, что именно с работ Ферма началась новая волна в развитии теории чисел.

x2 - ay2 = 1, где a — целое положительное число, не являющееся полным квадратом.

В 1630 г. французский математик Пьер Ферма сформулировал гипотезу, которую называют великой теоремой Ферма: «Уравнение xn + yn = zn для натурального n ≥ 3 не имеет решений в натуральных числах».







Глава 2.2. Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными

Диофантовым уравнением первого порядка с двумя неизвестными x, y будем называть уравнение вида ax + by = c, где a, b, c, x, y Z. Будем считать, что a и b – взаимно простые числа. Если это не так, то всегда можно сократить обе части уравнения на наибольший общий делитель (НОД) чисел a и b (если при этом в правой части получится нецелое число, то такое уравнение не будет иметь решений). Далее метод решения зависит от того, насколько большие модули чисел a и b. Если хотя бы один из коэффициентов (пусть a) невелик по модулю, перепишем уравнение в виде

ax = cby.

Левая часть полученного выражения делится нацело на a. Значит, должна делиться нацело на a и правая часть этого уравнения. Рассматривая всевозможные остатки l от деления y на a; l = 0, 1, …, a -1, получим, что при одном значении l из указанного промежутка будет делиться на a и правая часть. Поскольку число a не велико по модулю, то и перебор вариантов будет тоже невелик.

Теоремы о числе целых решений диофантового уравнения первого порядка с двумя неизвестными.

Теорема 1. Если свободный член c диофантового уравнения ax + by = c не делится на НОД(a, b), то уравнение не имеет целых решений.

Теорема 2. Если коэффициенты a и b неопределенного уравнения ax + by = c являются взаимно простыми числами, то уравнение имеет по крайней мере одно целое решение.

Теорема 3. Если в уравнении ax + by = с, НОД(a, b) = 1, то все целые решения этого уравнения заключены в формулах:

x = x0 + b * t, y = y0a * t,

где (x0 ; y0 ) – некоторое решение уравнения ax + by = с, a t – произвольное целое число.

Посмотрим на практике, как работает метод подбора для решения уравнений в целых числах.

Пример 1. Решить уравнение 3х - 4у = 1 в целых числах.

Решение. Перепишем уравнение в виде 3х = 4у + 1. Поскольку левая часть уравнения делится на 3, то должна делиться на 3 и правая часть. Рассмотрим три случая.

  1. Если у = 3t; t Z, то 4у + 1 = 12t + 1 не делится на 3.

  2. Если у = 3t + 1, то 4у + 1= 4(3t + 1) + 1 = 12t + 5 не делится на 3.

  3. Если у = 3t + 2, то 4у + 1 = 4(3t + 2) +1 = 12t + 9 делится на 3, поэтому 3х = 12t + 9, т.е. x = 4t + 3.

Ответ: {(4t + 3, 3t + 2)}; t Z.


Рассмотренный метод становится неэффективным, если числа и являются большими простыми числами. В этом случае применяется алгоритм, основанный на последовательном уменьшении по модулю коэффициентов при неизвестных (метод спуска или метод рассеивания).

Алгоритм:

  1. Выбор наибольшего по модулю коэффициента (пусть ).

  2. Проведение процедуры уменьшения коэффициентов. Это делается с помощью деления с остатком. Пусть n = l + q, где 0 q , тогда mx + ny = k mx + (l y = k mx + l

Левая часть последнего уравнения делится на m и правая часть: kqy = mt, где t Z, t – новое неизвестное.

  1. Повторение процедуры уменьшения коэффициентов. Новое уравнение отличается от старого только тем, что его коэффициенты по модулю меньше коэффициентов старого. За конечное число шагов добьемся того, что коэффициент при одном из новых неизвестных будет равен 1.

  2. Возврат к исходным переменным.


Пример 2. Решить уравнение 79y – 23x = 1 в целых числах.

Решение. Проведем деление с остатком: 79 = 23*3 + 10 и перепишем исходное уравнение в виде 23x = 79y - 1 = (23*3 + 10)y – 1 = 69y + 10y - 1 23x - 69y = 10y - 1.

Левая часть уравнения делится нацело на 23, поэтому должна делиться на 23 и правая часть: 10y – 1 = 23t или 10y = 23t + 1; t Z – новое неизвестное.

Полученное новое уравнение по типу точно такое же, как исходное. Однако коэффициенты при неизвестных в нем уменьшились по модулю. Повторим процедуру уменьшения коэффициентов еще раз: 10y = 23t + 1 = (10*2 + 3)t + 1 10y – 20t = 3t +1 3t + 1 = 10u, u Z – новое неизвестное. Проведем процедуру уменьшения коэффициентов в последний раз: 3t + 1 = 10u = (3*3 + 1)u 3t - 9u = u - 1 u - 1 = 3v, v Z.

Осталось выразить x и y через v. Поскольку u = 3v + 1, то

  1. 3t = 10u – 1 = 10(3v + 1) - 1 = 30v + 9 t = 10v + 3.

  2. 10y = 23t +1 = 23(10v + 3) + 1 = 230v + 70 y = 23v + 7.

  3. 23x = 79y – 1 = 79(23v + 7) - 1=79*23v + 552 x = 79v + 24.

Ответ: {(79v + 24, 23v + 7)}; v Z.


Пример 3. Решить уравнение = 1.

Решение. Преобразуем данное уравнение следующим образом:

= 1 = 0




Решим два уравнения в целых числах. Рассмотрим сначала первое уравнение:

= 5k = 6n – 1.

Перебирая все возможные остатки при делении n на 5, находим, что решением последнего уравнения являются n = 5l + 1; l . Значит, решением задачи будут служить x = , где

n , n 5l + 1; l . Теперь рассмотрим второе уравнение:

6n = 2 + k.

Ясно, что любое целое n является решением этого уравнения. Таким образом, ни одно значение x из серии x = не удовлетворяют условию задачи.

Ответ: ; n , n 5l + 1; l .


Решение диофантового уравнения с помощью алгоритма Евклида.

Сам метод Евклида относится к другой математической задаче - нахождению наибольшего общего делителя: вместо исходной пары чисел записывают новую пару - меньшее число и разность между меньшим и большим числом исходной пары. Это действие продолжают до тех пор, пока числа в паре не уравняются - это и будет наибольший общий множитель. Разновидность алгоритма используется и при решении диофантовых уравнений.


Пример 4. Решить в целых числах уравнение 2х + 7y = 4.

Решение. 2х + 7y = 4

2(x + 3y) + y = 4

Введем новую неизвестную z = x + 3y, тогда уравнение запишется так:

2z + y = 4.

Мы получили уравнение с коэффициентом один! Тогда z — любое число, y = 4 − 2z.

Осталось найти x: x = z − 3y = z − 3(4 − 2z) = 7z − 12.

Пусть z = 1. Тогда y = 2, x = -5. 2 * (-5) + 7 * 2 = 4

Пусть z = 5. Тогда y = -6, x = 23. 2 * 23 + 7 * (-6) = 4

Ответ: {(-5, 2); (23, -6)}.

В этом примере важно понять, как мы перешли от уравнения с коэффициентами 2 и 7 к уравнению с коэффициентами 2 и 1. В данном случае (и всегда!) новый коэффициент (в данном случае - единица) это остаток от деления исходных коэффициентов друг на друга (7 на 2).

Здесь нам повезло, мы сразу после первой замены получили уравнение с коэффициентом 1. Такое бывает не всегда, но и мы можем повторять предыдущий трюк, вводя новые неизвестные и выписывая новые уравнения. Рано или поздно после таких замен получится уравнение с коэффициентом 1.


Пример 5. Решить уравнение в целых числах 13х – 36у = 2.

36 / 13 = 2 (10 в остатке). Таким образом, исходное уравнение можно переписать следующим образом:

13x – 13 * 2y - 10y = 2.

13(x - 2y) - 10y = 2.

Введем новую переменную z = x - 2y.

Теперь мы получили уравнение: 13z - 10y = 2.

13 / 10 = 1 (3 в остатке). Исходное уравнение 13z - 10y = 2 можно переписать следующим образом:

10z - 10y + 3z = 2.

10(z - y) + 3z = 2.

Введем новую переменную m = z - y.

Теперь мы получили уравнение: 10m + 3z = 2.

10 / 3 = 3 (1 в остатке). Исходное уравнение 10m + 3z = 2 можно переписать следующим образом:

3*3m + 3z + m = 2.

3(3m + z) + m = 2.

Введем новую переменную t = 3m + z. Теперь мы получили уравнение:

3t + m = 2.

Мы получили уравнение с коэффициентом единица!

m = 2 – 3t, причем t может быть любым числом. Однако нам нужно найти x и y. Проведем замену переменных в обратном порядке. Помните, мы должны выразить x и y через t, которое может быть любым числом.

y = z - m; z = t - 3m, m = 2 – 3t z = t - 3*(2 – 3t), y = t - 3*(2 – 3t) - (2 – 3t) = 13t - 8; y = 13t - 8

x = 2y + z x = 2(13t – 8) + (t - 3*(2 - 3t))=36t - 22; x = 36t - 22

Пусть t = 1. Тогда y = 5, x = 24. 13*14 - 36*5 = 2

Пусть t = 5. Тогда y = 57, x = 158. 13*158 - 36*57 = 2

Ответ: {(24, 5); (158, 57)}.


















Глава 2.3. Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными

Диофантовым уравнением второго порядка с двумя неизвестными x, y будем называть уравнение вида

Ax2 + Bxy + Cy2 + Dx + Ey = F,

где A, B, C, D, E, F, x, y и хотя бы одно из чисел A, B, C отлично от нуля.

Рассмотрим основные методы решения данных уравнений.

Разложение на множители. Этот метод состоит в том, что левая часть данного уравнения каким-либо образом раскладывается на множители (чаще всего путем нахождения дискриминанта), и задача сводится к перебору конечного числа вариантов.

Пример 1. Найти все пары целых чисел (x, y), каждая из которых удовлетворяет уравнению 2x2 + 5 = 3y2 + 5xy.

Решение. Преобразуем данное уравнение следующим образом:

2x2 + 5 = 3y2 + 5xy 3y2 + 5xy - 2x2 = 5 (3y - x)(y + 2x) = 5

или или .

Первые две системы не имеют решений в целых числах, третья и четвертая имеют решением пары (x, y) = (2, 1) и (x, y) = (-2, -1) соответственно.

Ответ: {(2,1); (-2, -1)}.

Пример 2. Найти все тройки чисел (x, y, z), удовлетворяющие системе уравнений

Решение. Рассмотрим второе уравнение системы как квадратное относительно x. Это уравнение будет иметь решение тогда и только тогда, когда его дискриминант больше либо равен нулю. Имеем:

D = 3(

В первом случае y = 2k, z = 2n; k, n , при этом x = . Первое уравнение системы в этом случае примет вид 4

уравнения всегда будет получаться целое число.

Во втором случае , при этом x = - . Первое уравнение системы в этом случае преобразуется к виду 2

Дискриминант этого уравнения (которое мы рассматриваем как квадратное относительно n) равен D = 49 + 16 – 8k = (4k - 1)2 + 48 – m2 ; m , иначе число n не может быть целым. Последнее уравнение принимает вид: (m + 4k - 1)(m - 4k + 1) = 48.

Разность первого и второго чисел, стоящих в скобках, равна 8k - 2, т.е. дает остаток 6 при делении на 8. В соответствии с этим получаем четыре варианта:

или или

или

В первых двух случаях получаем k = 3, n = - 5, откуда y = 7, z = - 9; в третьем и четвертом случаях находим, что k = n = 0 и y = z = 1.

Ответ: {(- , 7, - 9); (- , 1, 1)}.


Если в уравнении отсутствует член, содержащий или , т.е. A либо С равно нулю, но при этом В 0, то такое уравнение решается методом выделения целой части. Пусть, например, A = 0. Выразим x через у:

Bxy + Cy2 + Dx + Ey = F x(By + D) = F – Ey - Cy2, откуда x = . Далее делим многочлен FEy - Cy2 на многочлен By + D с остатком, т.е. представляем данную дробь в виде

= Py + Q + ,

где P, Q, R – рациональные числа. Подобрав, при необходимости, целое число T и домножив на него обе части уравнения

x = Py + Q + ,

получим уравнение

Tx = P’y + Q’ + ,

где P’, Q и R уже являются целыми числами. Дальнейшее решение сводится к перебору всех делителей числа R (если R’ = 0, то уравнение становится линейным).

Пример 3. Решить в целых числах уравнение

Решение. Выразим в данном уравнении y через x:

y = = x + 1 - .

Из полученного равенства видно, что дробь должна быть целым числом. Это возможно, когда x – 3 принимает значения Разбирая четыре случая, находим все пары (x, y), удовлетворяющие данному уравнению: (x, y) = {(10, 10); (-4, -2); (4, -2); (2, 10)}.

Ответ: {(10, 10); (-4, -2); (4, -2); (2, 10)}.


Если диофантово уравнение второго порядка каким-либо образом (например, выделением полных квадратов) приводится к виду Ax2 + Cy2 = F, где A, C и F – целые, отличные от нуля, числа, то метод решения зависит от знаков коэффициентов при переменных. Если А и С имеют один и тот же знак, то используются следующие оценки (пусть A, C, F 0):

Ax2 + Cy2 = F x2

Далее задача сводится к перебору конечного числа вариантов. Если же А и С имеют разные знаки, то в общем виде решение уравнения достаточно сложно, но в некоторых случаях можно, например, перебором остатков доказать, что уравнение не имеет решений в целых числах.


Пример 4. Найти целочисленные решения уравнения 14x4 – 5y4 – 3x2y2 + 82y2 – 125x2 + 51 = 0.

Решение. Рассмотрим данное уравнение как квадратное относительно x2. Имеем: 14x4 – 5y4 – 3x2y2 + 82y2 – 125x2 + 51 = 0 14x4x2 (3y2 + 125) - 5y4 + 82y2 + 51 = 0.

Дискриминант этого уравнения равен D = (3y2 + 125)2 + 56(5y4 - 82y2 – 51) = 289y4 - 3842y2 + 12769 = (17y2 - 113)2.

Корни уравнения равны

x2 =

или

x2 = .

Таким образом, левая часть исходного уравнения раскладывается на множители следующим образом:

(7x2 – 5y2 – 3)(2x2 + y2 – 17) = 0,

и задача сводится к решению двух уравнений в целых числах.

Докажем сначала, что уравнение 7x2 = 5y2 + 3 не имеет целочисленных решений. Для этого посмотрим, какие остатки могут давать при делении на 3 левая и правая части этого уравнения. Так как любой полный квадрат дает при делении на 3 остаток 0 или остаток 1, число 7x2 также дает при делении на 3 остатки 0 и 1. Остатки от деления на 3 числа 5y2 + 3 могут быть равны 0 или 2. Таким образом, равенство может иметь место только в том случае, когда x и y кратны 3. Но в этом случае числа x2 и 5y2 делятся без остатка на 9, поэтому равенство также не может иметь место (поскольку 3 не делится на 9).

Рассмотрим теперь уравнение 2x2 + y2 – 17. Из оценки x2 8,5 сразу следует, что x по модулю не превосходит 2. Перебирая все возможные варианты, находим, что решением задачи будут служить пары чисел (x, y) = {(2, 3); (-2, 3); (-2, -3); (2, -3)}.

Ответ: {(2, 3); (-2, 3); (-2, -3); (2, -3)}.


Наконец, рассмотрим уравнение вида Ax2 + Dx + Ey = F, где A, D, E, F целые числа и А, и Е отличны от нуля. Это уравнение решается перебором остатков при делении на Е числа FDx - Ax2. Но в отличие уравнений первого порядка разрешимость данного уравнения может быть и при нескольких значениях остатка q. Кроме того, может оказаться, что такое уравнение и вовсе не имеет решений.


Пример 5. Решить в целых числах уравнение 3x2 + 2x + 3y = 2.

Решение. Перепишем исходное уравнение в виде 3y = 2 – 2x - 3x2.

Левая часть полученного уравнения делится на 3, значит, должна делиться на 3 и его правая часть. Рассмотрим три случая.

  1. Если x = 3k; k , то 2 – 2x - 3x2 = 2 – 6k – 27k2 не делится на 3.

  2. Если x = 3k + 1, то 2 – 2x - 3x2 = 2 – 2(3k + 1) – 3(3k + 1)2 = - 27k2 - 24k – 3 делится на 3.

  3. Если x = 3k + 2, то 2 – 2x - 3x2 = 2 – 2(3k + 2) – 3(3k + 2)2 = - 27k2 - 42k – 14 не делится на 3.

Итак, x = 3k + 1, откуда y = - 9k2 - 8k – 1, где k .

Ответ: {(3k + 1, - 9k2 - 8k – 1)}; k .

Рассмотрим на примере метод выделения полного квадрата.

Пример 6. Найти целочисленные решения

Решение.

Значит, y = 0; ; .

Перебрав все варианты значений y, и найдя соответствующие значения x, запишем ответ.

Ответ: {(2, -1); (-2; 1); (8; 1); (-8; -1)}.



Глава 2.4. Другие уравнения в целых числах

Все описанные в предыдущем разделе методы применимы для решения не только диофантовых уравнений второго порядка с двумя неизвестными, но и других уравнений в целых числах. К таким уравнениям относятся уравнения второго порядка с тремя и более переменными, уравнения более высокого, чем второго, порядка. Выбор нужного метода при решении подобного уравнения порой является определяющим условием для успешного решения задачи. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Решить в целых числах уравнение x2 + 5y2 + 34z2 + 2xy – 10xz – 22yz = 0.

Решение. Преобразуем данное уравнение следующим образом:

x2 + 5y2 + 34z2 + 2xy – 10xz – 22yz = 0

(x2 + 2x(y - 5z) + y2 – 10yz + 25z2) + 4y2 - 12yz + 9z2 = 0

(x + y – 5z)2 + (2y – 3z)2 = 0

n

Ответ: x = 7n, y = 3n, z = 2n; n

Пример 2. Найти все пары целых чисел (x, y), каждая из которых удовлетворяет уравнению (x2 + y2)(x + y – 3) = 2xy.

Решение. Ясно, что пара (0, 0) является решением данного уравнения. Предположим теперь, что хотя бы одно из чисел x и y отлично от нуля. Имеем

(x2 + y2)(x + y – 3) = 2xy x + y – 3 = при всех значениях x и y. Так как x + y – 3 – целое число, то возможны три варианта.

  1. Если x + y – 3 = - 1, то x = - y, нет решений.

  2. Если x + y – 3 = 0, то либо x = 0, y = 3, либо x = 3, y = 0.

  3. Если x + y – 3 = 1, то x = y, следовательно, x = 2 и y = 2.

Таким образом, решением данного уравнения будут служить следующие пары чисел:

(x, y) = {(2, 2); (3, 0); (0, 3); (0, 0)}.

Ответ: {(2, 2); (3, 0); (0, 3); (0, 0)}.



























Глава 2.5. Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах.

В завершение тем предыдущих глав рассмотрим несколько текстовых задач, при решении которых возникают уравнения в целых числах. В таких задачах необходимым условием их решения является правильная формализация задачи, т.е. введение нужных переменных и составление уравнения (или системы уравнений), содержащего эти переменные.

Пример 1. Длина дороги, соединяющей пункты А и В, равна 2 км. По этой дороге курсируют два автобуса. Достигнув пункта А или пункта В, каждый из автобусов немедленно разворачивается и следует без остановок к другому пункту. Первый автобус движется со скоростью 51 км/час, а второй – 42 км/час. Сколько раз за 8 часов движения автобусы встретятся в пункте В, если известно, что первый стартует из пункта А, а второй – из пункта В?

Решение. Первый автобус проезжает путь между А и В за часа, второй – за часа. Если оба автобуса встретились в пункте В, то за одинаковое время первый проехал этот путь нечетное число раз, второй – четное число раз. Имеем:

* (2n + 1) = * 2k 8; n, k N

Из последнего уравнения видно, что k нечетно и кратно 7. Таких чисел в интервале от 1 до 84 шесть, это 7, 21, 35, 49, 63 и 77. Каждому такому k соответствует целое значение n. Таким образом, за 8 часов движения автобусы встретятся в пункте В шесть раз.

Ответ: 6 раз.

Пример 2. Мастер делает за 1 час целое число деталей, большее 5, а ученик – на 2 детали меньше. Один мастер выполняет заказ за целое число часов, а два ученика вместе – на 1 час быстрее. Из какого количества деталей состоит заказ?

Решение. Пусть х 5 деталей делает мастер за 1 час, тогда ученик за один час делает х – 2 детали. Пусть также мастер выполняет заказ за t часов, где t – целое число. Согласно условиям задачи имеем уравнение

xt = 2(x – 2)(t – 1) t = = 2 + .

Дробь должна быть целым числом. При х 5 это возможно, когда х = 6 или х = 8. В первом случае получаем, что t = 4, во втором – t = 3. В обоих случаях заказ состоит из xt = 24 деталей.

Ответ: Из 24 деталей.
































Глава 2.6. Оценки переменных. Организация перебора

Один из самых распространенных приемов при решении задач в целых числах – это заключение целочисленной переменной в интервал с последующим перебором всех целых значений из этого интервала. Иногда для этого приходится складывать неравенства, полученные согласно условиям задачи. Также возможен переход от двойного неравенства к одинарному путем исключения центральной части двойного неравенства. Надо понимать, что оба этих преобразования не являются равносильными, а осуществляют переход к следствию, т.е. при их применении возможно появление посторонних решений. В связи с вышесказанным после применения данных преобразований необходима проверка. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. В двух ящиках находится более 29 одинаковых деталей. Число деталей в первом ящике, уменьшенное на 2, более чем в три раза превышает число деталей во втором ящике. Утроенное число деталей в первом ящике превышает удвоенное число деталей во втором ящике, но менее чем на 60. Сколько деталей в каждом ящике?

Решение. Обозначим через x число деталей в первом ящике, а через y – число деталей во втором. Тогда, согласно условию, имеет место система неравенств

Перепишем эту систему в виде

Отсюда следует, что справедливы неравенства

Первое из них можно переписать в виде , а второе – в виде . Так как y – натуральное число, то y равен либо 6, либо 7. Если y равен 6, то система неравенств перепишется в виде

Ясно, что нет натуральных чисел x, удовлетворяющих ей. Значит, y = 7. Тогда исходная система перепишется в виде

Отсюда вытекает, что существует единственное натуральное число x = 24, ей удовлетворяющее. Следовательно, в первом ящике 24 детали, а во втором – 7 деталей.

Ответ: 24 детали и 7 деталей.



Глава 2.7. Неравенства в целых числах. Графические иллюстрации

Часто при решении уравнений, неравенств, систем, а также текстовых задач, связанных с целыми числами, удобно пользоваться графической иллюстрацией. Иногда удается достаточно несложно изобразить множество решений на координатной плоскости, и возникает необходимость выделить из этого множества точки с целочисленными координатами. Рассмотрим примеры.

Пример 1. Найти все целочисленные решения системы

Решение. Пусть t = x – 1, тогда данная система примет следующий вид:

На координатной плоскости Oty полученная система определяет множество точек.

Из рисунка видно, что в полученном множестве содержатся только три точки с целочисленными координатами – это (t, y) = {(-1, 0); (1, 0); (1, 1)}. Таким образом, ответом к задаче будут служить пары чисел (x, y) = {(0, 0); (2, 0); (1, 1)}.

Ответ: {(0, 0); (2, 0); (1, 1)}.


Пример 2. Найти все пары целых чисел x, y, удовлетворяющих системе

Решение. Преобразуем данную систему следующим образом:

На координатной плоскости Oxy полученная система определяет множество точек.

Из рисунка видно, что этому множеству принадлежат только две точки с целочисленными координатами – это точки (3, -4) и (4, -5).

Ответ: {(3, -4); (4, -5)}.
















Глава 2.8. Задачи математических олимпиад

Пример 1. Каким может быть наибольший общий делитель натуральных чисел m и n, если при увеличении числа m на 6 он увеличивается в 9 раз?

Решение. Пусть d – наибольший общий делитель чисел m и n, тогда 9d – наибольший общий делитель чисел m + 6 и n. Так как d – делитель m и m + 6, то d – делитель разности этих чисел, т.е. делитель числа 6. Следовательно, d = 1, d = 2, d = 3 или d = 6. Так как числа m + 6 и n делятся на 9, то числа m и n делятся на 3, следовательно, d делится на 3. Таким образом, d = 3 или d = 6. Осталось проверить, что оба случая имеют место. Если d = 3, то, например, m = 21, n = 27; если d = 6, то m = 48, n = 54.

Ответ: 3 или 6.


Пример 2. На клетчатой бумаге отмечен прямоугольник m * n клеток, причем числа m и n взаимно просты и m n. Диагональ этого прямоугольника не пересекает ровно 116 его клеток. Найти все возможные значения m и n при денных условиях.

Решение. Диагональ прямоугольника не может проходить через узлы клеток, лежащие внутри прямоугольника. Действительно, если бы это было не так, то существовал бы прямоугольник меньшего размера m1 * n1 клеток, причем m = km1 и n = kn1 (k, m1 и n1 – натуральные числа). Тогда числа m и n не являлись бы взаимно простыми, что противоречит условию задачи.

Далее диагональ прямоугольника, пересекая каждую новую клетку, пересекает либо вертикальную, либо горизонтальную линию клетчатой бумаги, находящуюся внутри этого прямоугольника. Это значит, что число пересекаемых ею клеток, уменьшенное на единицу (не рассматривается клетка, прилегающая к той вершине прямоугольника, из которой выходит данная диагональ), равно суммарному количеству вертикальных и горизонтальных линий, лежащих внутри прямоугольника, т.е. (m - 1) + (n - 1). Итак, число пересекаемых клеток равно m + n – 1, и из условия задачи получаем уравнение

mn – 116 = m + n – 1 (m - 1)(n - 1) = 116.

Поскольку m n, пара (m - 1, n - 1) равна либо (1, 116), либо (2, 58), либо (4, 29). Первые две пары приводят к ответу, в последнем случае получаются числа m = 5 и n = 30, не являющиеся взаимно простыми.

Ответ: {(2, 117); (3, 59)}.











Заключение

Решение уравнений в целых числах – один из самых красивых и интересных разделов математики, именно поэтому изучение данной темы показалось мне по-настоящему полезным и не скучным. Эта тема многогранна и практически необъятна. Недаром над ней ломали голову ученые с мировым именем на протяжении всей истории развития математики. Знания о диофантовых уравнениях, как мне кажется, никогда не будут исчерпывающими.

Надеюсь, что многих заинтересует данная тема и они захотят познакомиться с ней поближе.


1