Библиотека музыкального руководителя ДОУ ПОЕМ, СТУЧИМ, ИГРАЕМ – М УЗЫКАЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕМ | Карл Орф( 1895-1982) - немецкий композитор экспрессионист и педагог. Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие. « Шульверк. Музыка для детей » - система музыкального воспитания Карла Орфа, особая разновидность учебной игры. Предназначение – для всех детей, независимо от уровня их способностей. Основная цель этой системы – раскрыть в ребенке творческое начало, которое дала ему природа. И для разных национальных культур эти основы могут существенно различаться. В каждой стране « Шульверк » обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. И смысл не в том, чтобы при сочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь. В России свет увидел пока лишь 1-й том Шульверка( 2008 г.) под редакцией В.Жилина. Следует отметить также книги и пособия Т. Тютюнниковой, Е. Забурдяевой, Т.Боровик, работающих по системе КарлаОрфа -3- |
Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам: - для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога; - система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность кразнообразнымнациональным условиям позволяетиспользовать лучшие образцы народной культуры; - методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективновзаимодействоватьдетям сразличными навыками, способностями и потребностями; - методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности. Орф-урок не просто урок музыки всложившемся у нас традиционном понимании.Особая атмосфера урока, в которой увлеченность, внутренний комфорт,раскованность испытывают почти все, создается за счет широкого применения коммуникативно-двигательных игр, которые могут проходить как с музыкой, так и без нее. -5- « Шульверк » создавался в середине XX века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: поиск нового в хорошо забытом старом; фольклоре и музыке доклассического периода, интерес к тембровому колориту, приоритет ритмического начала, поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования. По замыслу автора элементарноемузыкальноевоспитаниедолжно опираться на национальныемузыкальные корни, отталкиваться от самых глубоких пластов интонационного сознания, заложенных в фольклоре. Не случайно иназвание системы– «Элементарное» имеет смысл первичное», ведущее свое начало от самых основ, простое, доступное каждому, но не примитивное. Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи. Соединение музыки, слова и движения составляет существо урока по принципам Карла Орфа. Следует отметить, что Карл Орф, создавая свою музыкально- педагогическую концепцию, адресовал ее прежде всего педагогам, работа- ющим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. -4- | хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально- двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение. Ни один урок музыкаль- ного воспитания , опирающийся на принципы Шульверка , не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементар- ной музыки. Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом,динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно. Элементарный музыкальный театр.Этот элемент представляет собой интегративнуюигровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художествен- ного образа в изобразительной игре. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга. -7- Автор: Шишкина Любовь Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ № 8 «Колосок» Пособие разработано для использования в работе с детьми по музыкальному воспитанию в рамках изучения системы обучения Карла Орфа |
Самое первое представлениео выразительностиразличных тембров дети получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например “ Теремок”. Нужно выложить на столе шумовые инструменты, начать рассказывать сказку.Предложить детямподобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть. Можно сделать список “действующих персонажей”, например: теремок – ложки, тук – тук –деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка– ксилофон, волк – кастаньеты на ручке, медведь – барабан, теремок развалился –барабан.Приведенный вариант озвучивания сказкиможет меняться в различных группах. Рассказывая сказку детям постарше, можно пропускать слова, обозначаю- щие персонажей, пусть в то время звучит только озвучивающий его инструмент: “ Стоит в поле…( ложки ); он не низок, не высок. Бежала мимо… (треугольник)” и т.д. В концеконцовслова можно исключить совсем, сказкурасскажут одни инструменты. Это будет непростое задание длядетей, ноочень интересное и полезное, развивающее символическое мышление,воображение, реакциюи память. -8- Виды музыкально-речевых игр по Карлу Орфу: Звучащие жесты, Речевые игры, речевая диалогическая игра, Ритмическая разминка, Игровая песня, Двигательно-активная игра, Инструментально-исполнительская игра и др. ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ - это звуки человеческого тела, которые являются первыми естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров, притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами в сочетании между собой. Например, МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА ЗВУЧАЩИХ ЖЕСТОВ «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛОЧКИ» Цель игры: музыкально - эмоциональное воспитание детей , развитие двигательных, слуховых, тактильных ощущений. Атрибуты: деревянные палочки для каждого участника игры, пластмас- совые разноцветные мисочки. Описание игры: дети сидят в кругу на коленях. В руках у каждого из них деревянная палочка длиной 25 см. Под музыку в заданном ритме дети передают палочку друг другу по кругу. На изменение в музыке – стучат палочками о маленькие пластмассовые мисочки («барабанчики»),стоящие -9- | Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей ребенка , они легко вплетаются в структуру занятий. Речевые упражненияразвивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции , показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста . Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели , так и специально сочиненный , измененный. Базой для речевых упражнений служит , как правило , детский фольклор : считалки, дразнилки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена. Каждая речевая модель «Шульверка» подразумевает различные интерпре- тации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном), тембре с различной артикуляцией, в различном темпе, Поэтическое музицирование помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Музыкально-двигательные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью -6- «комочек – снежок».Затем разворачивают лист ( при этом вновь звучит шуршащий звук) и упражнение повторяется. РЕЧЕВАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА – для формирования ритмичес- кого интонационного слуха, навыков инструментального сопровождения речи.Непременнымусловием является выразительноемимическое сопровождение диалога, которое помогает формированию интонационной выразительности речи. Цель: развитие быстрой и точной реакции, внимания, координации действий со всеми играющими. ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТАПОЧКИ» Цель игры: побуждать к совместным действиям, сближающим детей, устанавливать тонкую психологическую связь, желание быть вместе, развивать чувство ансамбля. Описание игры: дети сидят на коленях по кругу. На руках у них надеты их тапочки, на которых прикреплены мордочки гусей. Под детскую песенку « Два веселых гуся » дети стучат тапочками об пол, выполняя различные предложенные движения по тексту песенки. Движения можно выполнять под минусовку, пропевая песенку самостоятельно, подчеркивая музыкальныйритмотбиванием тапочками об пол.Во времяигры дети изображают мимику лица по тексту песенки. -11- |
Колокольчики Колокольчики Колокольчики Колокольчики Колокольчики на запястье на ручке полукругом на пальчик Тамбурин тамбурин тамбурин круглый полукруг Клавес Клавес Шейкер кахон шейкер автобус шейкер-яйцо гуиро гуиро-мини - 15- | последнего стула переходят на первый, а с первого стульчика на последний одновременно. Продолжают слушать музыку. Звучат маракасы: дети, сидящие на стульях друг напротив друга в рядах – меняются местами. Звучит колокольчик – каждый ребенок обходит свой стул и садится на него снова. ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИГРА: сопровождение фонограммы ритмичным звучанием определенных инструментов. «ВЕСЕЛЫЕ СТАКАНЧИКИ» Цель игры: совершенствовать ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Ход игры: музыкальный руководитель предлагает детям создать оркестр из Веселых стаканчиков. Играющие садятся парами за столы друг напротив друга, слушают предложенную педагогом музыку, определяют ритм мелодии. Затем дети знакомятся с несколькими движениями рук со стаканчиком, издающими звук. Таким образом дети дополняют стуком стаканчиков ритмически и темброво звучащую музыку. В итоге создается оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов – пластмассовых стаканчиков. -13- |
ИГРОВАЯ ПЕСНЯ: воспитывает у детей навыки двигательной импровизации, воображение, фантазию, чувство юмора. Описание игры 1: дети поют хором песню с простейшими движениями хлопками, шлепками, приставными шагами. Затем двое детей образуют ворота, в которые поочередно входят четверо детей и замирают в образе какого-нибудь сказочного персонажа. Описание игры 2: дети стоят по кругу командами по 5 человек, внутри Круга взрослый-дирижер. Под нарезку минусовой фонограммы детских песен из мультфильмов начинает петь первая команда, по сигналу дирижера – продолжает петь следующая команда детей. Цель игровых песен: раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие артистических способностей. ДВИГАТЕЛЬНО - АКТИВНАЯ ИГРА учит передавать музыкальные образы в ритме музыки в сочетании с элементами подвижной игры ИГРА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» Цель: учить быть активными, согласованно работать в коллективе, раз- личать звучание различных музыкальных шумовых инструментов, быстро выполнять спонтанно меняющиеся заданные движения. Описание игры: дети сидят на стульях друг за другом в двух рядах и слушают музыку. Когда, вдруг, зазвучит музыкальный треугольник, дети с -12- | напротив каждого из детей. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ – это ритмические декламации стихотворного или прозаического текста. Ритм, который заключен в словах, ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда. РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА: воспроизведение заданного ритмического рисунка с увеличением и замедлением темпа. Игра «Эхо» - внимательно прослушать ритм и воспроизвести его различными способами: хлопками в ладоши, по коленям, кулачками, деревянными ложками, с использованием других звучащих предметов. «БУМАЖНЫЙ ОРКЕСТР» Цель игры: выполнять спонтанные двигательные выражения, учить изображать настроение и извлекать звуки с помощью бумажного листа А-4, активизировать скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Совершенствовать моторику пальцев. Ход игры: дети становятся по кругу, в руках у них бумажный лист А-4. Под музыку « Летка-енка » дети шагают друг за другом ив такт музыке отбивают ритм рукой по бумажному листу. На изменение музыки дети кладут лист на пол и в такт звучащей мелодии хлопают в ладоши и топают по бумажному листу. На следующую часть музыки дети комкают лист(при этом извлекается шуршащий звук) и подбрасывают этот -10- |