2 класс.
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ
Была тишина, тишина, тишина…
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? –
Закапал, закапал, закапал по крыше…
Наверно сейчас барабанить он станет…
Уже барабанит! Уже барабанит!
УСКОРЕНИЕ И ЗАМЕДЛЕНИЕ
Еле- еле, еле-еле завертелись карусели.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз- два, вот и кончилась игра.
ТИХО – ГРОМКО (ФОРТЕ – ПИАНО)
Эхо – эхо, отзовись – отзовись, чисто петь – чисто петь, научись – научись.
Не зевай – не зевай, всё за мной – всё за мной, повторяй – повторяй!

- Звать меня Бемоль, друзья. Понижаю ноту я.
- А скажи на сколько? - На полтона только.
Бемоль наш в облаках летал, и пол сердечка потерял. Теперь он так страдает, что ноту понижает.
Ну, а это что за знак? Чем усердно занят так?
- Я Диез, Бемоля брат. Сообщить вам очень рад про свою работу – повышаю ноту.
- А скажи на сколько? – На полтона только.
А это что за странный знак? Похож как будто на квадрат, он нас предупреждает – знак Диез, и знак Бемоль он быстро отменяет.
Вот Бекар – знак не простой: музыкальный постовой. За порядком наблюдает, эти знаки отменяет. Есть в грамматике знак восклицательный, и ещё вопросительный знак, ну а я Бекар – отказательный и со мной не поспоришь никак.
В нотах встретишь его обязательно. Отрицать – для Бекара закон. И хотя он такой отрицательный помогает мелодии он. На него Бемоль обижается, и Диез ходит, губки поджав.
Но в конце - то концов получается, что ведь он то по-своему прав!
По клавишам белым и клавишам чёрным ходили три знака – три мага учёных.
Они заменяли легко и умело то белую – чёрной, то чёрную – белой.
Диез каждый звук повышал на полтона, как будто бы ноте вручал он корону,
И звук становился чуть тоньше, чуть выше и к правому краю рояля поближе.
Бемоль же, напротив, с изящным поклоном легко звук любой понижал на полтона.
И ноты шагали послушно, не споря, на клавишу вниз по приказу Бемоля.
И только Бекар перемен не любил, ходил за друзьями и тихо бубнил:
«Не трогайте ноты, Бекара потешьте, уж я прослежу, чтоб всё стало, как прежде!».
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМПЫ
В одной красивой и загадочной стране под названием Музыка обитали необычные и трудолюбивые жители. На центральной улице города жила семья Темпов, в которой было пятеро дружных братьев. Одного из них звали Быстрый, другой Медленный, третьего Умеренный, чётвёртого очень Быстрый, пятого Очень Медленный.
Хотя они были братьями, но звучали по-разному. Однажды братья стали спорить, кто из них главнее и нужнее. Очень Быстрый и Быстрый утверждали, что нет на свете ничего лучше быстрой музыки. Ведь она чаще всего бывает весёлой и подвижной и поднимает настроение, веселит душу и окрыляет сердце.
А вот братья Медленный и очень Медленный были уверены, что лучше всего медленная музыка. Она звучит спокойно, неторопливо, заставляет задуматься и задевает самые тонкие струны сердца. И только Умеренный темп понимал, что любая музыка хороша по-своему, и решил помирить братьев. И легко это сделал, потому что его мнение было самым правильным. С тех пор братья Темпы больше не спорят и звучат в зависимости от настроения и характера пьесы, которую сочинил композитор.
СКАЗКА О ТЕМПАХ В МУЗЫКЕ
Однажды в музыкальном городке решили провести соревнования по скорости звучание музыки. Желающих участвовать было очень много, но выбрали всего лишь пять достойных участников. Это были музыкальные Темпы. Первый Темп репетировал и готовился очень долго, поэтому он прибежал первым. Его и прозвали очень Быстрый. Второй Темп готовился очень мало и пришёл к финишу четвёртым. Его назвали Медленный. Третий Темп долго тренировался и прибежал вторым. Его назвали Быстрый. Четвёртый готовился больше, чем Медленный, но меньше, чем Быстрый. Его прозвали Умеренный. А пятый Темп вообще не готовился и пришёл к финишу последним. За это его назвали очень Медленный. Вот откуда произошло название музыкальных Темпов.
Ленто с лентами дружил: вверх бросал их и ловил. Ленты, медленно кружась, танцевали с Ленто вальс. И мелодия тогда плавной ленточкой плыла…
Престо – быстрый, как стрела: словно горная река, он вперёд спешит всегда.
Ураганом налетит, пошалит, и прочь бежит.
Модерато – средний темп – рассудительный поэт. Он не медлит, не спешит, каждым мигом дорожит.


СКАЗКА О ЛАДАХ.
Жили-были два соседа: До Минор и До Мажор. И всегда у них беседа превращалась в жуткий спор. Говорил Минор Мажору с осужденьем и тоской:
«Разве можно без разбору веселиться день-деньской?
Мне совсем не до улыбки: нужно поиграть на скрипке, подмести в квартире пол,
а потом накрыть на стол».
Возразил Мажор Минору
- Это всё не для меня. У меня весёлый нрав и другой порядок дня.
Для начала – погулять, пообедать и поспать, а потом – опять игра не отпустит со двора
- Ты – прыгун, - пропел Минор
- Ты – ворчун, - сказал Мажор.
От рассвета до заката длится этот разговор. Помогите им, ребята, разрешите этот спор.
ДВА БРАТА (сказка)
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает. От скуки ногами болтает, от скуки прикажет печенье подать, солдатам – песню запевать. Солдаты были у него не обычные – все, как один, певцы отличные. И за это, кстати сказать, стал Дин - Дон их звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую, король заснёт, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра. Утром встанут, крикнут «Ура!». Король проснётся, с боку на бок перевернётся, и всё заново начнётся: скука, печенье, солдатское пенье.
От этой жизни Звуки до того обленились, что петь, как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён, даже скучать перестал он. Заставляет их петь и так и сяк, а они не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один весёлый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого брата - звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили ему помочь.
Во дворец явились, королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин - Дон, - говорят - хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звукам король, - запевать все изволь! Раз, два! Раз, два! Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. Не выдержали этой музыки братья, закричали на два голоса: «Хватит!»
- Давай, - говорят, - Дин - Дон, мы тебе поможем, из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд – получился звукоряд. Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайся!». Звуки быстренько рассчитались: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
- Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели. Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд. Не простой – мажорный, радостный, задорный.
Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон- полутон рассчитайсь!» звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
- Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
- Запевай – скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд, грустных Звуков длинный ряд. Песню грустную поём и сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин - Дон по-другому жить стал. Под новую музыку спать перестал, загрустит он – Минор явится, захочет повеселиться – Мажор появится.
Стали звуки жить ладно, и песни звучали складно.
В стране До-ре-ми с незапамятных пор живут два соседа минор и мажор. Один домосед, не откроет окна, другой веселится с утра до утра.
Печальной мелодии нежный узор тихонько выводит на скрипке минор. О чём-то мечтает, наверное, он, а, может быть, даже в кого-то влюблён! Я вспоминаю о давнем былом, и веет от музыки этой теплом.
МАЖОР И МИНОР
Тучка с солнышком опять в прятки начали играть. Только солнце спрячется – тучка вся расплачется, только солнышко взойдёт – в небе радуга цветёт.
В стране До-ре-ми с незапамятных пор живут два соседа Минор и Мажор. Один домосед, не откроет окна, другой веселится с утра до утра.
Печальной мелодии нежный узор тихонько выводит на скрипке Минор. О чём-то мечтает, наверное, он, а может быть даже в кого-то влюблён!
Я вспоминаю о давнем, былом, и веет от музыки этой теплом.
Заводила, непоседа – Мажор с первым лучиком выходит во двор. Балалаечкой задорно звенит – «улыбайтесь» - он всем говорит.
Говорил Мажор Минору:
- В мире слишком много горя! Нужно всех развеселить. Пусть на всей большой планете грянут разом дискотеки; и долой любые мысли – сразу счастье воцарится!
Говорил Минор Мажору:
- В мире, правда, много горя! Если будут все кутить, кто же горе победит?!
Кто услышит в этом шуме, как поют людские струны?
Разве может шум и гам всё расставить по местам?!
Печальной мелодии нежный узор тихонько выводит на скрипке Минор. О чём-то мечтает, наверное, он, а может быть даже в кого-то влюблён!
Светлые мелодии мы поём в Мажоре, грустные, печальные мы поём в Миноре.
Главный звук в них тоникой называется, часто им мелодия завершается.
МИНОРНЫЙ ЛАД
О грустном запела скрипка. В пруду услыхала рыбка, услыхали мак и ромашка, пастух на лугу и барашки, на ветке зелённой птица – скворчиха, а может синица, и важная чёрная кошка…
И все погрустили немножко. Я вспоминаю о давнем былом, и веет от музыки этой теплом.
ЗАТАКТ
Начинать со слабой доли позволяет нам затакт.
В сумме он с последним тактом образует полный такт.
Этот странный такт, называется затакт. Так и быть, расскажу вам про него.
Вот история его:
В пьесе такт когда-то жил, самым первым тактом был, но случило с ним несчастье – разорвался на две части. Сам с собою поругался и от злости – разорвался. Такта этого начало позади всей пьесы встало. А конец того же такта влез в начало, стал затактом. Потому теперь и счёт в нём ведут наоборот.

ЛИГА И ЛЕГАТО
Что за дуга такая тут? Как скажи, тебя зовут?
Лигой называюсь я, и запомните друзья, в пьесах роль моя важна, нотам очень я нужна.
Для того, чтоб их учить плавной поступью ходить. Ну, а поступь та, ребята, - называется легато.
Под солнцем поле чуть колышется пшеничное, леса и те как будто нежатся в тепле,… когда чуть слышится легато мелодичное, как хорошо и так спокойно на земле.

РЕГИСТРЫ
В мире звуки хороши, к ним прислушаться, спеши!
В музыке лишь три регистра – есть высокий, средний, низкий.
Мой природный голосок – он не низок, не высок.
Я им песенки пою или просто говорю.
У цыплёнка голос тонок, послушай, как пищит цыплёнок: «пи-пи-пи».
И тигрёнок не молчит, - толстым голосом рычит: «рррр!».
А бычок мычит упрямо, просит молока у мамы, терпеливо маму ждёт,
толстым голосом поёт: «му!».
ПОЭЗИЯ И МУЗЫКЕ.
«Детский альбом» П.И. Чайковского
Музыка, музыка входит к нам в дом, всех обогреет чудесным теплом.
Звуки волшебные мы соберём и осторожно положим в «Альбом».
Каждый листочек «Альбома» звучит, музыка сказку для нас оживит:
Стойкий солдат, маршируя, идёт, нежную песню нам мама поёт.
Картинки музыкальные в альбоме том живут, они в страну чудесную сейчас вас поведут.
В «Детском альбоме» мы у игрушек в доме!
Бом-бом, бом-бом открывается альбом: то весёлый, то печальный, не простой, а музыкальный.
Марш деревянных солдатиков
Вместе с сменой караула бодро мы идём всегда. Ну, трубите веселее – тра-та-та-та, тра-та-та.
Выправкой своей гордимся, нет у нас ребят дружней,
Все в строю, мы отличимся, раз-два, шагай ровней.
Раз-два левой, раз – два правой мы идём за рядом ряд.
Раз-два левой, раз – два правой мы шагаем на парад.
На ковре, как на параде широко чеканя шаг, деревянные солдатики маршируют не спеша.
Звонкий марш нас радостно встречал. В киверах, в перчатках скачем на лошадках к куклам в гости на прекрасный бал. Нам нигде не страшно. Мы смелы, отважны – нас не зря солдатиками звать! На балу нам нужно станцевать вальс дружно, но лишь можем мы маршировать.
Болезнь куклы
Мы играем с куклой в прятки, в мячик, в кубики, в лошадку.
Мы играм и поём, очень весело живём.
Но сегодня, почему-то моей кукле стало худо.
Тихо, тихо, тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна, просит музыки она.
Игра в лошадку
Огромная радость друзья у меня. Мне мама купила недавно коня.
Конь словно живой, серебристый, красивый.
С седлом настоящим, с волнистою гривой.
Лишь стоит легонько пришпорить коня – и ветер в степи не догонит меня.
Полька
Нам часы сейчас сказали, что пора начаться балу.
Бал мы полькой начинаем, всех на танец приглашаем.
Камаринская
Вот гармонист, а вот гармошка – ты поиграй для нас немножко!
Так и просятся мои сапожки в пляс, ой, как весело, как весело у нас!
Ты пляши и пой, весёлая душа: очень музыка для пляски хороша!
Сладкая грёза
День завершён и готовимся спать.
Устали игрушки резвиться, скакать. Уселись в сторонке и стали мечтать:
Зайчишка мечтает о сочной морковке.
Лошадка мечтает о звонкой подковке, кукла – учиться в игрушечной школе.
А мячик мечтает о звонком футболе. О, эти сладкие мечты! А о чём мечтаешь, ты?
Неаполитанская песенка
Волны блещут бирюзою. Величавою красою нас Неаполь зазывает, погостить нас приглашает.
Здесь под синим небом юга, повстречали мы друг друга.
Это море предо мною, это небо голубое, эти солнечные сети, как без них прожить на свете?
Эти рощи у залива, эти гибкие оливы, этот край вечнозелёный полюбил я навсегда.
Распевают все кругом здесь в Неаполе родном.
Баба Яга
Смотрите-ка люди, что там творится? Избушка вприпрыжку по лесу мчится!
- Довольно, - кричит, беспредела мне баба Яга надоела! Ну, чем же, скажите я хуже дворцов?!
И окна целы, и даже крыльцо! И Золушка, и Василиса могли бы во мне поселиться.
Мама
Если мне бывает больно, мама доброю рукою успокаивает боли и несёт с собой покой.
Пусть несёт с собою ветер то, что всем открою я:
В целом мире, в целом свете, мама лучше все моя!
С.С. Прокофьев «Часы» из балета «Золушка»
Мы волшебные часы, переносим в сказку мы,
тот, кто рядом очутится, может в сказку погрузиться.
Мы пробьём 12 раз, и свершиться чудо враз.
Стрелки движут вперёд, им нельзя наоборот.
Надо лишь вперёд шагать, нам часам нельзя мешать
Человечки в нас сидят, молоточками стучат.
Стальной народец тут живёт, часам, минутам ход ведёт.
Гавот
Король смотрит с умиленьем, в восхищении народ.
На балу, на пару с принцем пляшет Золушка гавот.
С.С. Прокофьев «Дождь и радуга»
Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.
Только солнце спрячется – тучка вся расплачется,
только солнышко взойдёт – в небе радуга цветёт.
И.С. Бах «Токката» ре минор для органа
Зал для органа – будто постамент: торжественно застыв,
на возвышенье стоит не музыкальный инструмент – архитектурное сооружение.
Колыбельная
Светят звёзды ласково над моим окном, и поёт мне песенку мама перед сном.
Самую любимую песенку мою: «Спи, моя хорошая, спи моя пригожая баюшки-баю!»
Завтра день придёт – и солнечным лучом, как золотым ключом, дверь утра отопрёт,
а пока усни скорей, малыш, не тревожь ночную тишь.
Лунный свет мерцает жёлтым ночником, песня затихает, дрёма входит в дом.
СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ В МУЗЫКЕ
Сказка – сказка – прибаутка, рассказать её не шутка,
чтобы сказочка с начала, словно реченька журчала,
чтоб к концу ни стар, ни мал от неё не задремал!
Чтоб могли на Марс летать люди без опаски, с детства учимся мечтать мы у старой сказки.
Объяснить нам не сумел ни один учебник: тот, кто честен, добр и смел, тот и есть волшебник.
М. Равель «Волшебный сад» из цикла «Моя Матушка Гусыня»
Сюжет французской сказки мадам Лоренс де Бомон о красавице и чудовище близок сказке Аксакова «Аленький цветочек». Безобразное чудовище своей добротой завоёвывает любовь красавицы и превращается в принца.
Я показать вам буду рад, чудесный музыкальный сад!
Его цветы распустятся тотчас, чтобы улыбка озарила вас!
Волшебный сад сверкает серебром, никто его покой не потревожит,
Здесь всё наполнено теплом и добротой, злой умысел сюда попасть не сможет.
Волшебный сад сверкает серебром, он словно звёздочка во сне сияет,
А сказка пусть приходит в каждый дом, и доброта на свете процветает.
М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Безмолвно, гордо выступая, нагими саблями сверкая, арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно, и на подушках осторожно седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею, подъяв величественно шею, горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой, высоким колпаком покрытой принадлежала бороде.
М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
Там на неведомых дорожках, следы невиданных зверей, избушка там,
на курьих ножках стоит без окон и дверей… там ступа с бабою Ягой идёт, бредёт сама собой…
Живёт в лесной избушке, ей скоро 300 лет. И можно к той старушке попасться на обед.
Баба-Яга костяная нога, с печки упала, ногу поломала, побежала в огород, напугала весь народ.
Побежала в баньку, испугала зайку.
А.К. Лядов «Кикимора»
Я Кикимора лесная, ничего-то я не знаю, нет другой мне радости, как сидеть в болотной гадости. День и ночь одна страдаю, чёрта с лешим поджидаю.
Я Кикимора – мерзкая и злая, я детей страшилками пугаю, я вражду и зависть насылаю, вот какая я мерзкая и злая!
Мы с вами по дорогам сказки на уроках весело прошли и мир чудесный, полный красок, загадок и игры, нашли! Меняться может мирозданье, но сказку будем мы беречь! Мы говорим ей «До свиданья. Пока, до новых встреч!».
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МУЗЫКЕ
Сен-Санс «Карнавал животных»
Слон
Больше, всех на суше он очень, очень добрый слон.
Видно даже у зверей тот и больше, кто добрей!
Очень много силы в нём ростом он почти, что с дом,
У него огромный нос, будто нос тысячу лет рос.
Кенгуру
Кенгуру смешная очень. Руки вдвое короче, но за это у ней, ноги вдвое длинней.
Носит мама – кенгуру в тёплой сумке детвору,
А ребятки – кенгурятки целый день играют в прятки!
Королевский марш льва
Вы разве не знаете папы – большого рыжего льва? У него тяжёлые лапы и косматая голова.
Он громко кричит – басом и слышно его далеко. Он ест за обедом мясо, погладить его не легко.
Персонаж с длинными ушами
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл. Потому то он с утра всё кричит: и-а, и-а!
Ослик по полю шагает облака над ним парят. «Вот упрямец» - ослик знает, про него так говорят.
Лебедь
Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, чья-то песня слышится печальная, как последний вздох души. Это плачет лебедь умирающий он с своим прошедшим говорит. А на небе вечер догорающий и горит, не догорит.
Э. Григ «Бабочка»
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась и вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья, дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу.
Бабочка порхает по цветкам украдкой: с солнышком играет на лужайке в прядки.
А. Печерский «Медвежий гавот»
Что случилось с мишкой нашим, отчего живот болел?
За обедом, вместе каши, он за всех конфеты съел.
Вот такие-то дела – жадность мишку подвела!
Но теперь медведь здоров, обошлись без докторов.
Ест он кашу, пьёт компот, больше не болит живот.
Мишка весел наш и вот, спляшет нам сейчас гавот.