Частное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива»
РАБОТА С ТЕКСТАМИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическое пособие
Меркулова Анастасия Владимировна
учитель начальных классов
ЧОУ СОШ «Альтернатива»
(merkulova2802@mail.ru
тел.89648904210)
г. Краснодар
Читательская грамотность понимается, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Имеется несколько причин низкого уровня читательской грамотности (снижение интереса к чтению): ускорение темпа жизни, развитие интернета, усиление влияния средств массовой информации.
Данное методическое пособие предназначено для учителей, работающих с учащимися, испытывающими трудности при работе с разными текстами. Его целью является поднять уровень читательской грамотности младших школьников, а именно, поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Это соотносится с планируемыми результатами и задачами, определенными ФГОС, в соответствии с которыми чтение рассматривается как универсальное учебное умение, как умение работать с информацией текста и как умение понимать прочитанное.
При использовании данного пособия на занятиях во 2, 3, 4 классах через 2-3 месяца у учащихся улучшается умение работать с информацией, содержащейся в текстах, а также умение понимать тексты (показатели по работе с текстами выше после работы с пособием по сравнению с началом работы по данному пособию).
Предлагаемая программа работы с учащимися:
-обогащает словарный запас школьников;
-развивает механизмы чтения, а именно, внутреннее проговаривание (при чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха, вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях; смысловое прогнозирование - умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий; вербальное прогнозирование умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) дальнейшее построение абзаца;
-учит ориентироваться в текстах, искать нужную информацию в прочитанном;
Помимо понимания текста у учащихся появляется интерес к прочтению книг, улучшаются оценки по предметам. Не секрет, что читающие дети - это дети, которые хорошо учатся, они умеют получать знания, у них развито воображение, образное восприятие, творческие способности, литературный вкус.
В работе принимают участие все или некоторые классы начальной школы (кроме 1-х классов, поскольку некоторые дети в этих классах не умеют читать). Работа состоит из подготовительного этапа (диагностика), обучающего этапа, контрольного этапа (итоговая диагностика).
ЭТАПЫ РАБОТЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Программа работы:
-формирование групп (по 2-4 человека в группе)
-анкетирование учащихся (с помощью анкет после прочтения диагностических текстов)
-диагностика учащихся данных классов (результаты учитель заносит в таблицу диагностики)
-составление расписания занятий (1раз в неделю)
-занятия с группами ( в месяц 4 занятия )
Существует масса способов, методов и приемов, направленных на обучение детей пониманию текста: работа с иллюстрациями, творческое преобразование текста, прогнозирование дальнейших событий в тексте, игровые опросы, восстановление последовательности текста, «верные и неверные утверждения», «гроздья» (кластеры), «бортовой журнал», «выглядит, как… звучит, как …», «П-М-И» (Плюс-Минус-Интересно), «метод эмпатии», «тонкий и толстый вопросы», «ромашка Блума», «мозговой штурм» и другие.
В данной программе для работы с текстами используется прием «неизвестное слово» (авторский прием) и прием «инсерт». Эти приемы являются средствами, которые позволяют ученику отслеживать понимание прочитанного текста. Тексты для приема «неизвестное слово» составлены специально так, что неизвестное слово становится ясным только в конце текста. После прочтения заголовка текста (а это и есть неизвестное детям слово) они предугадывают - что или кто это может быть. И отвечают на вопрос, после прочтения текста – кто это или что это? И совпало ли их предположение? Ответ на вопрос в тексте есть, но путь к нему – это своего рода лабиринт, по которому нужно « идти строго по порядку, не пропуская ни одного слова и предложения». Прием «инсерт» используется на стадии осмысления содержания. «Инсерт» используется для формирования универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Этот прием помогает проработать большой объем материала. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки(значки), а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Значки (пометки):
V –уже знал, (это знакомая информация)
- -не знал (это новая информация)
? - не понял (это непонятная информация)
План работы подготовительного этапа включает анкетирование учащихся (с помощью ТЕКСТА №1). Результаты заносятся учителем в таблицу «Диагностика. Читательская грамотность»(таблица в приложении). Следует обратить внимание, что анкетирование проводится отдельно с каждым учеником.
Критерии оценивания в ТАБЛИЦЕ «ДИАГНОСТИКА. Читательская грамотность» (расшифровка и ключи по столбцам)
l.Понимание прочитанного. (После первого раза прочтения текста учитель задает вопросы, связанные с содержанием, принимая во внимание не только смысл текста, но и мелкие детали)
Первый вопрос связан со смыслом текста, пониманием прочитанного:
а) понимание прочитанного после 1-го прочтения--3балла
б) понимание прочитанного после 2-го прочтения--2балла
в) понимание прочитанного после 3-го прочтения и больше--1балл
Следующие вопросы (точнее два вопроса) связаны с деталями текста:
а) ответил верно –1балл
б) ответил верно –1балл
Наибольший балл в этом столбце: 5 баллов.
ll.Отслеживание учеником своего понимания прочитанного. (Умение отследить свои пометки (значки) в тексте, понять – какая информация для ученика является- новой, какая-непонятной, какая- знакомой)
а) верно соотнес и распределил пометки (значки) –1балл
б) понял,что для него значит новая информация, непонятная информация, знакомая информация(заполнение таблицы «Инсерт») – 1балл
Наибольший балл в этом столбце: 2 балла.
lll. Систематизация и анализ информации в тексте. (Умение воспринимать, находить, выделять нужную информацию из прочитанного. Сопоставлять эту информацию с вопросом, работать с разными заданиями по тексту)
а) находит ответ на вопрос подтверждением- фрагментом из текста(цитатой)—1балл
б) ориентируется по тексту (задания типа: прочитай 3й абзац, найди в последнем абзаце 4е предложение и т.д.) –1балл
в) делить текст на части –1балл
Наибольший балл в этом столбце: 3 балла.
Обработка баллов.
10-9 баллов (у учащегося хорошо развиты умения систематизировать и анализировать материал текста; отслеживать свое понимание текста, а главное понимать прочитанное после одного прочтения)
8-7 баллов (требуется работа для предотвращения ошибок после прочтения текстов, направленная на понимание прочитанного после одного раза прочтения)
6 и менее баллов (у учащегося слабо развиты умения – критерии, данные в таблице; требуется длительная работа с текстами по данному пособию)
МЕТОДИКА РАБОТЫ подготовительного этапа.
Проводится анкетирование по ТЕКСТУ №1 с АНКЕТОЙ №1 (анкета в ПРИЛОЖЕНИИ)
Учащемуся выдается АНКЕТА №1 и ТЕКСТ №1. Обязательно перед прочтением текста учащемуся разъясняются значки «инсерта». Читается заголовок. (Учитель дает задание: запиши О КОМ или О ЧЕМ БУДЕТ ГОВОРИТЬСЯ В ТЕКСТЕ?
Следующие ответы на вопросы учитель заносит в таблицу диагностики.
ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП
Для работы на данном этапе выбраны и составлены тексты информационного и художественного характера. Обучающие тексты направлены на работу с текстами в начальной школе для осознанности чтения, так как, только вдумчиво читая, школьник сможет уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Поэтому для формирования навыка смыслового чтения используются два приема работы с текстами, а это, прием «неизвестное слово» (авторский прием) и прием « инсерт». Приемы выбраны также с целью повышения интереса у учащихся, так как детей надо заинтересовать не просто в прочтении текста и ответах на вопросы, но и заинтересовать в самой работе по тексту. Для этого используется «инсерт» (работа со значками). А прием «неизвестное слово» заинтересовывает учеников ещё и в знакомстве с новыми словами.
Описание авторского приема «Неизвестное слово».
Тексты, предлагаемые учителем для прочтения, должны быть специально составлены таким образом, чтобы неизвестное слово, вынесенное в заглавие, становится ясным только по завершении чтения. После прочтения заголовка школьники предугадывают – что или кто это может быть. Ответ на вопрос в тексте есть, но путь к нему – это своего рода лабиринт, по которому нужно идти строго по порядку, не пропуская ни одного слова и предложения. И только внимательно прочитав, можно понять значение этого слова.
С текстами информационного характера (ТЕКСТЫ №3, №5, №7, №7а, №9) проводится работа с приемом «неизвестное слово», с текстами художественного характера (ТЕКСТЫ №4, №6, №8, №10) проводится работа с приемом «инсерт». На каждом занятии учитель берет по два текста, текст описательного характера с приемом «неизвестное слово» и - текст художественного характера с приемом «инсерт».
МЕТОДИКА РАБОТЫ обучающего этапа.
1.Предъявление текстов и заданий
Все тексты предъявляются для чтения с листа. Вначале каждого занятия по информационным тестам учащиеся делают предположение – о чем или о ком будет говориться в тексте, затем читают тексты про себя. После идет работа с каждым текстом.
2.Временные характеристики
На одном занятии учитель берет 2 текста: информационный и художественный. Одно занятие рассчитывается на урок 40-45минут. Занятия проводятся один раз в неделю.
3.Формы работы
Учитель работает с детьми индивидуально, а также используется групповая работа.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
План работы контрольного этапа включает проведение анкетирования и диагностики учащихся по АНКЕТЕ №2 (в ПРИЛОЖЕНИИ) и ТЕКСТУ №2. Результаты заносятся учителем в таблицу «Диагностика. Читательская грамотность». Следует обратить внимание, что диагностика проводится отдельно с каждым учеником. Сравнение диагностических таблиц до обучающего этапа и после предусматривает повышение итоговых баллов.
Учащемуся выдается АНКЕТА №2 и ТЕКСТ №2. Обязательно перед прочтением текста учащемуся разъясняются значки «инсерта». Читается заголовок. (Учитель дает задание: запиши О КОМ или О ЧЕМ БУДЕТ ГОВОРИТЬСЯ В ТЕКСТЕ?
Следующие ответы на вопросы учитель заносит в таблицу диагностики (таблица диагностики в приложении)
Список использованных источников
1.Сметанникова Н.Н. Академия читательского мастерства: методическое пособие / Н.Н.Сметанникова; ред.-сост. М.В. Белоколенко. - Москва: Русская ассоциация чтения, издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. - 72 с.
2. https://givotniymir.ru/matamata-cherepaxa-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-cherepaxi-matamata/
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D1%82
4. https://wildfauna.ru/cianeya
5. https://jetlife.ru/articles/yatryshnik-lechebnye-svoystva-i-protivopokazaniya/
6. https://givotniymir.ru/sifaka-lemur-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-lemura-sifaka/
7. https://ru.therapyanimalsaz.org/12789-biruang.html
8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/02/03/teksty-dlya-proverki-tehniki-chteniya-4-klass
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕКСТ №1 (диагностический текст для АНКЕТЫ №1)
МАТАМАТА
Матамата распространена в теплом климате Южноамериканского материка. Страны, где водится матамата: Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Гвиана, Гайана. Матамата не любит реки с быстрым течением. Ей по душе медленнотекущие водоемы с илистым дном и застоявшейся водой. Но в глубокие места матамата не забирается, скорее ее можно встретить на илистых отмелях или на мелководье. Ил или глина на дне водоемов – вполне подходящий для нее биотоп.
Есть удивительная особенность матаматы. У нее своеобразный щит тела темно-бурого оттенка. Именно благодаря ему матамата маскируется под корягу на дне водоема. Хвост матаматы, как и все ее тело, защищен прочным когтистым футляром. Голова матаматы чуть приплюснута, имеет форму треугольника и оканчивается острым хоботком, тем самым, что обычно торчит из ила. Глаза как будто выдвинуты вперед, а огромный рот доходит до самых ушей и очень широко раскрывается, ведь матамата не умеет жевать или перекусывать пищу – она заглатывает ее целиком. Основной ее рацион составляет животная пища – рыба, головастики, личинки. Матамата – необычное пресмыкающееся. Чего стоит один только ее внешний вид. Эта черепаха относится к роду бахромчатых и названа так потому, что ее голова и шея как будто увешаны кусочками кожи, напоминающими лоскуты или бахрому.
ТЕКСТ №2 (контрольный диагностический текст для АНКЕТЫ №2)
КОПЕПОД
Насколько силен человек, мы можем приблизительно определить по его внешнему виду: росту, весу и мышечной массе. А вот в природе все абсолютно иначе. Вы думаете, что самое сильное животное в мире это медведь или слон? Нет. И даже не лев, не тигр или любое другое млекопитающее. Рекордсменом является -копепод, который обитает в водах морей и океанов.
Тело копепода достигает в длину всего-навсего один миллиметр. Он имеет несколько пар конечностей, выполняющих разные функции: вибрирующие и плавательные. С помощью первых он питается, поэтому их еще называют кормовыми. Плавательные конечности нужны, чтобы передвигаться в воде, убегать от хищников или нападать на своих жертв. В основном, его добычей становятся водоросли, личинки насекомых.
Всю свою жизнь копепод вынужден спасаться от более крупных существ, которые, как и он, обитают в толще воды. Учитывая размер его тела, врагом становится практически каждое насекомое, рыба, кит, животное. Как ему удается сбежать от преследователей? Все благодаря невероятно сильным мышцам, которые обеспечивают работу двух систем передвижения. Одну он использует исключительно для мирного плавания в воде, а вторую - для совершения прыжков, когда нужно очень быстро «унести свои ноги» от опасности.
Изучением копеподов вплотную занялись датские ученые. Именно они установили, что это животное является самым сильным животным в мире и способно перемещаться за одну секунду на расстояние, превышающее длину его тела в 500 раз. Для наблюдения за копеподами были использованы высокоскоростные видеокамеры. Анализируя полученные видеозаписи, оказалось, что крохотные ножки копепода могут развивать силу, превышающую в 10 раз, чем у других животных. Ученые все еще продолжают свои наблюдения за копеподами, но не ради любопытства. Эти маленькие рачки могут помочь человеку в создании сверхскоростных двигателей, прыгающих роботов и подводных аппаратов, способных погружаться на большую глубину для сбора образцов, изучения морского дна и добычи полезных ископаемых.
ТЕКСТЫ и РАБОТА с ТЕКСТАМИ
ТЕКСТ №3
ЭГЛЕТЫ
Слово эглет образовано от французского - aiglet и от старого французского -aguillette – аксельбант. В современных словарях слово эглеты отсутствует. Они являются универсальной вещью и бывают как пластиковыми, так и металлическими. Встречаются даже эглеты, сделанные из стекла, серебра или камня, а также их изображали в виде различных фигурок. Самодельные эглеты делают из скотча, клея, пряжи, воска, смолы. Эти вещи используются в основном для обуви. Многие люди, которые носят обувь со шнурками, никогда не задумывались над тем, как же называется эта вещь и, что она служит для удобства вдевания шнурков в дырочки обуви. Без эглетов шнурки легко развязываются. Так вот этот специальный металлический или пластиковый наконечник шнурка и называется эглет. Он создан, чтобы облегчить вдевание шнурков в обувь и предохранить концы шнурков от распутывания. Кончик шнурка обрабатывается специальным образом, помещается в наконечник, чтобы не махрился и легко проходил в отверстия при шнуровании.
Работа с текстом
1.До прочтения учитель задает вопрос : как ты думаешь, о ком или о чем будет говориться в тексте? Расскажи свои предположения.
2.Ученик читает текст. После прочтения учитель задает вопрос:- кто или что такое эглет? Подтвердились ли твои предположения? Если нужно, то учащийся читает текст, столько раз, сколько нужно, пока не ответит на этот вопрос.
3.Задаются вопросы по тексту (ученик отвечает, не глядя в текст): из чего делают самодельные эглеты? Для какого удобства служит эта вещь?
4.Найди в тексте и прочитай ответ на вопрос: для чего кончик шнурка обрабатывается специальным образом?
5.Ответь на вопросы: о чем говорится в четвертом предложении, прочитай? Что ты узнал из четвертого предложения с конца текста, прочитай?
6. В итоге учитель задает вопрос, который направлен на то, что нового узнали для себя дети, какая информация была им неизвестная, какая знакомая, какая новая.
ТЕКСТ №4
ДЖЕК- ПОВОДЫРЬ (Г. Юрмин)
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках — бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! - не хвалится своим поводырём бывший лётчик.
Сирота
Работа с текстом
1.Учитель дает задание: по ходу чтения сделать пометки в данном тексте, то есть поставить значки в соответствующих местах. После учитель проверяет – поставлены ли значки)
2.Учитель проверяет у учащегося соотнесение значков с понятиями «новая информация», «непонятная информация», «знакомая информация».Также задаются вопросы: почему эта информация для ученика новая, непонятная, знакомая?
3.Учитель дает задание: устно разделить текст на части и кратко охарактеризовать их)
ТЕКСТ №5
ЦИАНЕЯ
Не секрет, что в каждой группе позвоночных животных встречаются свои рекордсмены по тем или иным достижениям. Не отстают от них и беспозвоночные, ведь среди них тоже есть те, кому можно позавидовать! Одно из таких существ – цианея. Это настоящий гигант морей и океанов. Это красиво светящееся розово-фиолетовым цветом существо можно встретить в высоких широтах северного полушария Земли. Она распространена во всех северных морях, впадающих в Тихий и Атлантический океаны. Увидеть ее можно непосредственно близ берегов, в верхних слоях воды. Исследователи, изучавшие цианею, изначально искали ее в Азовском и Черном морях, но так и не нашли. Диаметр ее «тела» может достигать 2,5 м.Ученые пришли к выводу, что размеры этих существ целиком и полностью зависят от условий их обитания. Когда цианея становится взрослой, ее «тело» сверху начинает отчетливо желтеть, а его края – краснеть. Цианея – это хищник, причем весьма активный. Питается она планктоном, плавающим в поверхностных слоях вод, ракообразными животными и некрупной рыбой. Цианея считается самой опасной медузой для человека. Она оставляет свои болезненные ожоги. Как правило, такие ожоги оставляют на коже человека местное покраснение, которое проходит в течение некоторого времени. Иногда на теле появляются высыпания, сопровождающиеся болезненными ощущениями. И все потому, что яд содержит в своем составе токсины, которые могут вызвать аллергическую реакцию.
Работа с текстом
1.До прочтения учитель задает вопрос: как ты думаешь, о ком или о чем будет говориться в тексте? Расскажи свои предположения.
2.Ученик читает текст. После прочтения учитель задает вопрос:- кто или что такое цианея? Подтвердились ли твои предположения? Если нужно, то учащийся читает текст, столько раз, сколько нужно, пока не ответит на этот вопрос.
3.Задаются вопросы по тексту(ученик отвечает, не глядя в текст): как изменяется окраска цианеи, когда она становится взрослой? Чем питается цианея?
4.Найди в тексте и прочитай ответ на вопрос: почему эта медуза считается опасной для человека?
5.Ответь на вопросы: о чем говорится в шестом предложении, прочитай? Что ты узнал из предпоследнего предложения? Прочитай.
6. В итоге учитель задает вопросы, которые направлены на то, что нового узнали для себя дети, какая информация была им неизвестная, какая знакомая, какая новая.
ТЕКСТ №6
КУКУШКА (ненецкая сказка)
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снегу натащат, а мать — убери. И рыбу на реке мать сома ловила. Тяжело ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец, захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью:
- Мама, мы тебе водички принесли.
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре стой поры красный мох стелится.
Работа с текстом
1.Учитель дает задание: по ходу чтения сделать пометки в данном тексте, то есть поставить значки в соответствующих местах. После учитель проверяет – поставлены ли значки)
2.Учитель проверяет у учащегося таблицу «Инсерт» (соотнесение значков с понятиями «новая информация», «непонятная информация», «знакомая информация»). Также задаются вопросы: почему эта информация для ученика новая, непонятная, знакомая.
3.Учитель дает задание: устно разделить текст на части и кратко охарактеризовать их)
ТЕКСТ №7
ЯТРЫШНИК
С давних времен люди знали о полезных свойствах ятрышника и использовали препараты на его основе при лечении различных заболеваний. В народе известны другие названия ятрышника –это «кукушкины слезки», «собачьи языки»). Препараты на основе ятрышника помогают при кашле, воспалениях горла и рта. при нервном истощении, слабости после тяжелой болезни, полезен для поддержания сил. Используют его и для роста волос. Некоторые препараты из ятрышника оказывают существенную помощь при отравлении ядом скорпионов, змей, пчел. Кроме того, полезно наружное применение в виде компрессов при лечении нарывов и припухлостей. Некоторые виды ятрышника употребляют в пищу. В мире насчитывается около 100 видов ятрышника, многие из них находятся под угрозой исчезновения. Это растение встречается в европейской части России, в Западной Сибири, реже в Беларуси и Украине. Особенно оно распространено в Скандинавии, Малой Азии и Средиземноморье. Растет данный вид на сыроватых лесных лугах, в лиственных и смешанных лесах.
Работа с текстом
1.До прочтения учитель задает вопрос: как ты думаешь, о ком или о чем будет говориться в тексте? Расскажи свои предположения.
2.Ученик читает текст. После прочтения учитель задает вопрос:- кто или что такое ятрышник? Подтвердились ли твои предположения? Если нужно, то учащийся читает текст, столько раз, сколько нужно, пока не ответит на этот вопрос.
3.Задаются вопросы по тексту (ученик отвечает, не глядя в текст): употребляют ли это растение в пищу? Сколько существует видов этого растения
4.Найди в тексте и прочитай ответ на вопрос: как народ называет ятрышник?
5.Ответь на вопросы: о чем говорится в третьем предложении, прочитай? Что ты узнал из предпоследнего предложения, прочитай?
6. В итоге учитель задает вопросы, которые направлены на то, что нового узнали для себя дети, какая информация была им неизвестная, какая знакомая, какая новая.
ТЕКСТ №7а
СИФАКА
Сифаки родом из семейства индриевых обладают необычной внешностью. Открыли этих животных совсем недавно, в 2004 году. Несколько видов животных различаются по окрасу, но общие формы неизменны. Выделяют виды- это сифака Верро и диадемовая сифака.
У животных вытянутые тела, длиной около полуметра, такой же длины хвост. Вес примерно 5-6 кг. Небольшие черные мордочки, уши маленькие, скрыты в волосяном покрове головы, очень выразительные, широко расставленные большие глаза оранжево-красного цвета. Шерсть очень нежная, шелковистая. Длинный мех покрывает спинную часть, отличается богатой цветовой палитрой. Черные, оранжевые, белые, кремовые, желтоватые оттенки делают зверьков узнаваемыми и выразительными. Задние конечности крепкие и сильные, передние значительно короче, с заметной кожной складкой, похожей на небольшую летательную перепонку. Они обеспечивают прыгучесть. Гигантские прыжки производят яркое впечатление. Прыжок-полет на расстояние в 8-10 метров – обычное перемещение сифаки. Найти этих обезьянок можно в тропических лесах восточной части острова Мадагаскар. Большинство из них живут на территориях заказника и национального парка, в умеренно гористой местности.
Работа с текстом
1.До прочтения учитель задает вопрос: как ты думаешь, о ком или о чем будет говориться в тексте? Расскажи свои предположения.
2.Ученик читает текст. После прочтения учитель задает вопрос: кто или что такое сифака? Подтвердились ли твои предположения? Если нужно, то учащийся читает текст, столько раз, сколько нужно, пока не ответит на этот вопрос.
3.Задаются вопросы по тексту (ученик отвечает, не глядя в текст): сколько примерно весит сифака? Какого цвета глаза у этого животного?
4.Найди в тексте и прочитай ответ на вопрос: что обеспечивает хорошую прыгучесть у этой обезьянки?
5.Ответь на вопросы: о чем говорится в первом абзаце в последнем предложении, прочитай? Что ты узнал из предпоследнего предложения, прочитай?
6. В итоге учитель задает вопросы, которые направлены на то, что нового узнали для себя дети, какая информация была им неизвестная, какая знакомая, какая новая.
ТЕКСТ №8
ДЫХАНЬЕ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ (А. Каминская)
Дохнул ноябрь осенним хладом... Холодный ветер, студёные дни, хоть и без снега. По народному календарю ноябрь - месяц ветров, месяц сева лесных семян. Распуганные шорохом листвы трусливые беляки снова вернулись в лесные чащи. Идёшь и пристально всматриваешься в подёрнутое туманом редколесье. Ни шороха, ни звука. Не трещит на ветру метущая листва. Отзвучала на пролёте птичья симфония осени. Сгорели и погасли холодные костры жёлто-пламенных берёз. Померкли краски листопада. Отзвенел покинутый певчими птицами, раздетый ветром лес. Он утих под сизым пологом тумана. Невозмутим дремучий бор. Само предзимье как бы остановилось в глубине еловых чащ. Последний покой умолкшей природы перед мятежным натиском ветра-снеговея.
Работа с текстом
1.Учитель дает задание: по ходу чтения сделать пометки в данном тексте, то есть поставить значки в соответствующих местах. После учитель проверяет – поставлены ли значки)
2.Учитель проверяет у учащегося таблицу «Инсерт» (соотнесение значков с понятиями «новая информация», «непонятная информация», «знакомая информация»). Также задаются вопросы: почему эта информация для ученика новая, непонятная, знакомая.
3.Учитель дает задание: устно разделить текст на части и кратко охарактеризовать их)
ТЕКСТ №9
БИРУАНГ
Это млекопитающее распространено от северо-востока Индии и южной части Китая через Мьянму, Таиланд, полуострова Индокитай и Малакка до Индонезии.
Это коренастое, довольно сильное животное с короткой и широкой мордой. Уши короткие, немного округлые. Конечности высокие с несоразмерно большими лапами; когти очень крупные, изогнутые. Клыки небольшие. Мех у него короткий, жёсткий и гладкий. Окрас чёрный, на морде жёлтый. На груди обычно имеется большое беловатое или рыжее пятно в виде подковы, походящее по форме и цвету на восходящее солнце.
Это животное ведет ночной образ жизни, часто целыми днями спит или принимает солнечные ванны в ветвях деревьев, где строит себе подобие гнезда. Самый мелкий представитель в длину не превышает 1,5 м (плюс 3—7 см хвост), высота50—70см; масса27—65кг. Бируанги считаются одним из самых редких видов медведей. Бируанг или малайский медведь, или солнечный медведь или “Медведь-Собака” – это все названия одного и того же мишки, который относиться к семейству медведей и является дальним родственником больших панд.
Работа с текстом
1.До прочтения учитель задает вопрос: как ты думаешь, о ком или о чем будет говориться в тексте? Расскажи свои предположения.
2.Ученик читает текст. После прочтения учитель задает вопрос: кто или что такое бируанг? Подтвердились ли твои предположения? Если нужно, то учащийся читает текст, столько раз, сколько нужно, пока не ответит на этот вопрос.
3.Задаются вопросы по тексту (ученик отвечает, не глядя в текст): какова масса бируанга? Как еще называют этого медведя?
4.Найди в тексте и прочитай ответ на вопрос: как выглядит это животное?
5.Ответь на вопросы: о чем говорится в третьем абзаце в третьем предложении, прочитай? Что ты узнал из первого абзаца, прочитай?
6. В итоге учитель задает вопросы, которые направлены на то, что нового узнали для себя дети, какая информация была им неизвестная, какая знакомая, какая новая.
ТЕКСТ №10
МЫШЬ И ВОРОБЕЙ (удмуртская сказка)
Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли. Однажды мышь с воробьём нашли на дороге три ржаных зёрнышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек-боронил. Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно — воробью, одно-мышке, одно-воробью… Делили, делили, и последнее зёрнышко лишнее осталось. Мышь первая говорит: — Это зерно моё: когда я пахала нос и лапки до крови натрудила. Воробей не согласился: — Нет, это зерно моё. Когда я боронил, крылышки до крови избил. Долго ли, коротко ли они спорили — кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко и улетел прочь. «Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять», — думал он. Мышка не погналась за воробьём. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнёхонька. А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.
Работа с текстом
1.Учитель дает задание: по ходу чтения сделать пометки в данном тексте, то есть поставить значки в соответствующих местах. После учитель проверяет – поставлены ли значки)
2.Учитель проверяет у учащегося таблицу «Инсерт» (соотнесение значков с понятиями «новая информация», «непонятная информация», «знакомая информация»). Также задаются вопросы: почему эта информация для ученика новая, непонятная, знакомая.
3.Учитель дает задание: устно разделить текст на части и кратко охарактеризовать их).
ПРИЛОЖЕНИЯ
АНКЕТА №1 для учащегося к ТЕКСТУ №1
ФИ учащегося__________________________________________________________________
Прочитай заголовок и запиши о ком или о чем будет говориться в тексте?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Напиши- кто или что такое матамата?
Ответь на вопросы:
а) форму чего имеет голова этого животного?
____________________________________________________________________________
б) благодаря чему матамата маскируется под корягу?
____________________________________________________________________________
Найди подтверждение из текста: почему матамата заглатывает пищу целиком? Спиши ответ из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди в тексте: о чем говорится во втором абзаце в четвертом предложении? И что ты узнал из третьего предложения с конца текста? Спиши эти предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздели текст на части и озаглавь каждую часть.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь значками (V, -, ?) информацию в тексте, где V-знакомая информация, - новая информация, ?- непонятная информация. Затем заполни таблицу.
V знакомая информация | - новая информация | ? непонятная информация |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
АНКЕТА №2 для учащегося к ТЕКСТУ №2
ФИ учащегося___________________________________________________________________
Прочитай заголовок и запиши о ком или о чем будет говориться в тексте?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай текст. Напиши- кто или что такое копепод?
Ответь на вопросы:
а) какова длина этого животного?
____________________________________________________________________________
б) чем питается копепод?
____________________________________________________________________________
Найди подтверждение из текста: сколько пар конечностей имеет копепод и какие функции выполняют эти конечности? Спиши ответ из текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди в тексте: о чем говорится в третьем абзаце во втором предложении? И что ты узнал из предпоследнего предложения? Спиши эти предложения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздели текст на части и озаглавь каждую часть.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметь значками (V, -, ?) информацию в тексте, где V-знакомая информация, - новая информация, ?- непонятная информация. Затем заполни таблицу.
V знакомая информация | - новая информация | ? непонятная информация |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ТАБЛИЦА «Инсерт»
V знакомая информация | - новая информация | ? непонятная информация |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |