СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка звука Л и его автоматизация в слогах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука Л для детей 6-7 лет

Просмотр содержимого документа
«Постановка звука Л и его автоматизация в слогах»

Конспект урока

Аттестуемый учитель – логопед: Кошкина Светлана Сергеевна

Образовательная область: логопедия

Возрастная группа 6 лет-7 ФНР

Тип занятия : индивидуальное

Тема: «Звук [Л] и его автоматизация в прямых слогах».

Цель: Постановка звука [Л].

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные:

- формировать правильное произношение звука [Л];

- уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

- закрепление представлений о механизме организации звука [Л];

2) Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой моторики (шнуровка);

- выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

- развитие плавного длительного выдоха (упражнение «мыльный пузырь»);

- закрепление звука в изолированном виде, слогах, словах;

- развитие силы и интонации выразительности речи (игра на подражание);

3) Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

- формирование положительного отношения к занятию.


Оборудование: кукла клоун, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема,зеркало.



Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

- Цель для ребёнка - позитивно настроиться на занятие.

- Цель для логопеда – подготовить ребёнка к активной деятельности на занятии.

Задачи:

  • вызвать интерес к предстоящей деятельности.

- Методы организации работы с детьми на начальном этапе занятия:

  • методы обучения (словесный; наглядный, практический)


Логопед предлагает ребёнку отгадать загадку.

Любит всех смешить чудак,

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает, в цирке часто выступает.

Дать время ребёнку на обдумывание, выслушать ответ.

Логопед: - Правильно, это клоун, он пришёл к нам в гости, чтобы сделать наше занятие весёлым.

2.

Основной этап.


  1. 1) Знакомство с упражнением «Шнуровка»

Цель и задача для ребёнка: развивать мелкую моторику рук.

Цель и задачи для логопеда: создать положительный эмоциональный настрой, развивать мелкую моторику.

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая.





  1. Артикуляционные упражнения.

Цель и задача для ребёнка: подготовить речевой аппарат к чёткой артикуляции звука.

Цель и задачи для логопеда: организовать и направить ребёнка к правильному выполнению задания.

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая.










3) Знакомство с игровым упражнением «Мыльный пузырь»

Цель и задача для ребёнка: развитие длительного и плавного выдоха.

Цель и задачи для логопеда: научить ребёнка правильному дыханию. Глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот.

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая.




4) Знакомство с упражнением « Самолёт»

Цель и задача для ребёнка: точно и правильно выполнять задание.

Цель и задачи для логопеда: подготовить речевой аппарат ребёнка к правильному произношению звука [Л].

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая.











5) Знакомство со схемой правильной артикуляции звука [Л].

Цель и задача для ребёнка: учиться правильно, произносить звук [Л].

Цель и задачи для логопеда: научить ребёнка правильной артикуляции звука [Л].

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая



6) Знакомство с упражнением «Хлоп – Топ»

Цель и задача для ребёнка: развивать координацию движений, развивать фонематический слух.

Цель и задачи для логопеда: развивать фонематическое восприятие.

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая.






7) Игровое упражнение «Повтори за мной»


Цель и задача для ребёнка: закрепить правильное произношение звука [Л] в слогах.

Цель и задачи для логопеда: продолжать учить ребёнка правильному произношению звука [Л] в слогах.

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая.







8)Знакомство с упражнением «Четвёртый лишний»

Цель и задача для ребёнка: закрепить правильность произношения звука [Л] в словах, и развитие фонематического восприятия.

Цель и задачи логопеда: продолжать развивать фонематическое восприятия и правильность произношения звука [Л] в словах.

форма организации деятельности ребёнка:

- игровая.







Логопед: - Сегодня мы с тобой продолжаем работу со звуком [Л] и будем стараться произносить его правильно и красиво.

Логопед: - С нашим клоун случилось несчастье, у него оторвалась пуговица, помоги клоуну её пришить.

Упражнение « Шнуровка»

Ребёнок берёт в руки деревянную пуговицу и имитирует пришивание пуговицы.

Артикуляционное упражнение

Логопед: - Давай представим, что наш рот – это цирк, и теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке.

Логопед: - Покажи клоуна, который всем улыбается

Ребёнок улыбается

Логопед: - В цирке выступают слоны, давай сделаем хоботок.

Ребёнок вытягивает губы трубочкой.

Логопед: - В цирке есть буфет, где угощают вкусным вареньем, давай оближем губки.

Ребёнок широким языком облизывает верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна.

Логопед: - В цирке выступают гимнасты на качелях, и ты покажи качели.

Ребёнок выполняет упражнение.


Игровое упражнение «Мыльный пузырь»


Логопед: - Клоун принёс собой коробочку, посмотри, что в ней лежит.

Ребёнок открывает коробочку и достает мыльные пузыри.

Логопед: - А ты любишь надувать мыльные пузыри?

Ребёнок: - Люблю.

Логопед: - Попробуй, только есть одно условие. Вдох мы делаем носом и следим, чтобы щёки не надувались.

Ребёнок выдувает мыльные пузыри.



Логопед: - Вспомни, как мы гудели на прошлом занятии. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении (фиксируем внимание ребёнка на положение губ и языка)

Логопед: - Клоуны часто гастролируют, а ты знаешь, на чём они отправляются в путешествие.

Выслушать ответ ребёнка

Логопед: - Правильно, на самолёте. А как гудит самолёт, когда он взлетает? (логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт)

Ребёнок повторяет

Логопед: - Когда самолёт взлетает высоко в небо, как он будет гудеть?

Выслушать ответ ребёнка

Логопед: - Правильно, тихо. Молодец.


Логопед показывает ребёнку схему правильной артикуляции звука [Л].

Логопед:- Скажи, когда мы произносим звук [Л], в каком положении находятся губы:

Ребёнок: - Приоткрыты.

Логопед: - Где находится язык?

Ребёнок: - Язычок между передними зубками.

Логопед: - Моторчик работает или нет?

Ребёнок: - Моторчик работает.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха «Хлоп – Топ»

Логопед: - Мне кажется, нам пора размяться. Я буду произносить слова, ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь слова со звуком [Л]. Если в слове этого звука нет, ты топнешь ногами.

Например: - В слове слон есть звук [Л], значит ты будешь хлопать в ладоши, а в слове мяч, нет звука [Л], значит ты будешь топать ногами.

Логопед называет слова

(Машина, лопата, шишка, полка, пила, кошка, мел, стул).


Игровое упражнение «Повтори за мной»


Ла – ла – ла,

Лы – лы – лы,

Лэ – лэ – лэ,

Ла – ло – лэ.

Логопед: - Клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим.


Ребёнок достает из конверта загадку


Логопед: - Чтобы её разгадать, нужно назвать все предметы и подумать, какая картинка лишняя и почему.


Упражнение «Четвёртый лишний»


Логопед раскладывает предметные картинки с изображением платья, пальто, брюки, блуза.


Ребёнок называет все картинки и находит лишний предмет и объясняет почему (брюки). В слове нет звука [Л].










3.

Заключительный этап: подведение итогов занятия, постановка домашнего задания

Цель для ребёнка: проанализировать занятие, учиться применять полученные знания.

Цель для логопеда: создать ситуацию успеха, подвести итоги занятия, сформулировать домашнее задание.

Методы организации:

- словесный: диалог,

.

Логопед: Ты сегодня очень хорошо занимался, старательно выполняя все задания, ты молодец.

Давай вспомним, чем мы сегодня занимались? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Чему мы сегодня научились? Какое задание тебе показалось сложным?

Домашнее задание:

  1. Повторить артикуляционную гимнастику.

  2. Вспомнить животных в названиях, которых есть звук [Л].

  3. Обводка буквы [Л] в тетради.