Постановка звука [Л']
Термин ламбдацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Л], [Л']. Вот самые распространённые:
Звуки [Л], [Л'] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа), «ук» (лук), «ента» (лента), «имон» (лимон), «Ёша» (Лёша) и т.д.
Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков [Л], [Л'] в словах кончик языка прокладывается между зубами.
Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата), «зауатой» (золотой).
Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).
Замена звуков [Л], [Л'] на другие звуки, – это так называемый параламбдацизм:
- звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол), «выжи» (лыжи) и т.д.;
- звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.
- звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;
- звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка) и т.д.;
- звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л']: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.
В норме становление правильного произношения звука ЛЬ происходит трём годам, а Л к пяти годам (М.Ф. Фомичева). Именно в старшей группе детского сада (5 – 6 лет) произношение звука Л считается завершённым, хотя ещё может наблюдаться замена твёрдого Л на мягкий вариант произношения. Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение внутриутробного развития, родовая травма, соматическая ослабленность, физиологические нарушения, артикуляционного аппарата и т.п.) не имеют навыка произношения звуков Л, ЛЬ.
Основные виды нарушений: губной (отсутствие, двугубный сонорный звук, наподобие краткого У или В), замены на Ы, фрикативным Г, ЛЬ, Р, йотированными звуками.
Правильная артикуляция звуков Л, ЛЬ:
- ЛЬ - губы спокойные, зубы чуть приоткрыты, спинка языка поднята, кончик смыкается с дёснами, боковые края опущены, воздушная струя проходит по краям языка. ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.
При артикуляции мягкого звука ЛЬ
губы в полуулыбке;
зубы сближены;
кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.
воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Способы постановки:
- по подражанию, обратить внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.
-Л – губы улыбаются. Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами, боковые края языка опускаются, воздушная струя проходит по бокам языка, голосок проснулся. Л – согласный, твёрдый, звонкий.
- по подражанию;
- выдвигание распластанного языка вперед, прикусывание его посредине и дутье на язык, причем воздух проходит по краям языка (это можно ощутить на тыльной стороне руки или обнаружить при помощи отклонения ватки, бумажной полоски, подносимой к губам то справа, то слева).
При присоединении гудения (произносим звук Ы) получается звук, близкий к звуку Л. Это так называемая межзубная постановка звука Л. В дальнейшем этот звук следует упражнять в сочетании с гласными А, О, У, Ы. Межзубное произношение практикуется и при переходе к словам и фразам. После того как правильное звучание звука Л будет безошибочно, можно рекомендовать перевести язык за зубы, что обычно совершается без всякого затруднения. В тех случаях, когда доступно поднимание языка, часто удается сразу зазубная постановка звука Л (поднять широкий кончик языка за верхние зубы).
Предварительно покажите ребенку, где должен находиться кончик языка: поднят за верхние зубы, кончик языка дрожит (вибрирует) (работа проводится перед зеркалом, чтобы он мог сравнить положение органов речи у себя и у вас). Однако вызвать звук только по подражанию у детей удается не редко.
Постановка звуков [Л], [Л'] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме.
Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы: они некстати вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат), вук (лук) и т.д. Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (следствие крепкой дружбы с соской!), будет давать о себе знать очень долго!
Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»: губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты!). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.
Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослушные» губы в улыбке и избавиться от «кваканья».
Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы. Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Пусть малыш постепенно «прячет» язык за верхние зубки.
Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их подушечками пальцев. А ещё такие упражнения:
«Лошадка фыркает»: с силой подуть на расслабленные губы, имитируя пофыркивание лошади.
«Рыбка»: пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.
«Устали!»: с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.
Автоматизация звуков [Л], [Л'] в речи ребёнка
Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.
Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.
Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.
Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л'] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:
ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;
ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;
ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;
ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;
ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;
Наконец, в чистоговорках:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.
ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.
И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:
Ой, люли, люли, люли,
Детки в люльках видят сны.
Спят на ветках гули…
Все давно уснули!
Мы ели, ели линей у ели,
Их еле-еле у ели доели.
Посидели мы у ели,
На качели поглядели.
Козлика заметили,
На поклон ответили.
Лис улёгся в тень у липы.
Лис считает листья липы.
В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:
АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);
СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);
Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).
ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.
УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.
ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.
Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.
ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.
ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.
Из потешек выберите такие:
Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И – полетела!
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
(В. Лифшиц)
Сели птахи на шесток.
А котята – в уголок.
Сели-посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки, -
Вытянули ножки.
Услыхали калачи, -
Поскакали все с печи!
Луна лучится, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит весёлая пчела,
Легла на лес ночная мгла.
( В. Лунин)
Продолжим работу над [Л'] в обратных слогах и словах с ними:
АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)
ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).
Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:
АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.
УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.
ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.
На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:
- Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].
- Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].
- Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].
Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
(Волк)
Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.
Колкую, зелёную в гости позовём.
(Ёлка)
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живёт в тепле?
(Белка)
Этот комок с яблони – скок!
Упал, покатился, в листья забился.
(Яблоко)
По небу катается,
Ночью появляется.
То толстеет, то худеет.
Светит, но совсем не греет.
(Луна)
Я землю копала.
Ничуть не устала!
А кто мной копал,
Тот и устал.
(Лопата)
Автоматизация звуков [Л], [Л'] на материале скороговорок и текстов В завершение работы над звуками [Л], [Л'] используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
Коля колья колет.
Поля поле полет.
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
Наш Полкан попал в капкан.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.
Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л']:
Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы
Очень вежливы. А ты?
(Е. Серова)
Обменяла куклу
Куклу Милу Лида мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
Обменяла на осла.
(Н. Кончаловская)
Зиму всю мели метели
Зиму всю мели метели, -
Клёны, липы поседели…
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели.
(И. Демьянов)
Упражнения на постановку звуков [Л], [Л']
При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений:
-"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.
-"Чашечка" Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
-«Маляр» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).
-"Лошадка" Цокать языком. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
-"Грибок" Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.
-«Пароход» Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.
-«Барабанщик» Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.
«Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он работает в автономном режиме.
«Индюк болбочет»: движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».
«Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.
«Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны, разумеется!).
Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение «Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!
Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение «Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.
Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять, по меньшей мере, 2-4 недели.
Более подробно обо всех этих упражнениях вы можете узнать из разделов нашего сайта: «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка»