СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка звука [р]

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:Артикуляция звука [р], постановка звука и закрепить артикуляцию в изолированном произношении.

Просмотр содержимого документа
«Постановка звука [р]»

Дата


Ф.И.О. учителя-логопеда

Чуркова С.В.

Тип занятия, возраст

Индивидуальное занятие, ______ лет

Тема занятия

Постановка звука [р]

Цель

Артикуляция звука [р], постановка звука и закрепить артикуляцию в изолированном произношении

Задачи

Коррекционно – обучающие:

- уточнить артикуляцию звука [р], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

- учить точно и полно отвечать на вопросы;

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.


БУД

Л 2.1Л 2.2Л 2.3Л 2.4 Л 5.3К 1.2К 1.3К 1.4К 1.5К 2.1К 2.3К 2.4 К 3.3Р 1.1Р 1.2Р 1.3Р 1.4Р 2.1Р 2.3Р 2.4Р 3.1Р 3.2Р 3.3П 1.2П 2.1 П3.2П 3.3

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Оборудование: Зеркало, карточки для артикуляционной гимнастики, логопедическая тетрадь, ватка, профиль звука.


Технологическая карта занятия


Этап урока

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

I. Организационный момент

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочего места;

создания положительного настроя обучающегося

на занятии.

Приветствие, создание положительного настроения обучающегося на занятии.

Я буду читать стихотворение. Когда услышишь звук [Р], хлопни в ладоши.


Потерялась буква «Р»,

Где? В трамвае, например.

Или мы ее вчера

Не забрали со двора?

Уронили в гастрономе,

Не нашли за дверью в доме?

Может милиционер

Приведет нам букву «Р»?

Но сказала громко Маша:

- Отыскалась буква наша!

Посмотри: как просто это:

Рыба! Рак! Рука! Ракета!

-Какой звук мы будем учиться правильно говорить?



Определяет звук [Р] в словах и хлопает в ладоши.














Отвечает на вопрос

Коррекция эмоционально – волевой сферы.






II.Логопедическая зарядка

1. Дыхательное упражнение

Цель: обучение правильному дыханию.

2. Артикуляционная гимнастика

Цель: подготовить речевой аппарат к работе на занятии


3. Чистоговорка

«Фокус»


«Вкусное варенье»

«Маляр»

«Лошадка»

«Грибок»

«Гармошка»

«Барабанщики»


Шли сорок мышей, несли сорок грошей. 
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.

Выполняют упражнения

Совершенствова

ние артикуляционной моторики.

Выработка правильного дыхания.

III.Основная часть

1. Анализ артикуляции перед зеркалом.





















2.Постановка звука














3.Упражнения для фонематического восприятия














4.Пальчиковая гимнастика





















5.Работа в тетради

Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

- Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

- Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (звонкий)

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

1. способ

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

2. способ

Язычок наверху в положении «парус», губы в улыбке. Говорим волшебный звук ДЗЗ. А пальчиком указательным прямым, как карандаш быстрыми движениями водим слева направо.

3.способ механический

От звука [Д].

Выдыхаем воздух, улыбаемся и произносим звук [Д].

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

-Повтори за мной

Ша-ша-жа;

Зу-су-зу;

Ты-ды-ты;

Ка-ка-га;

Жи-ши-жи.


-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.



Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.


Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.















По плану.

Рассказывает положение языка, губ при произнесении звука.




















Выполняет упражнение
















Повторяют слоги







Хлопают в ладоши






Загибает пальцы по одному.

«Идет» по столу средним и указательным пальцами.

«Лепит» комочек ладонями.

«Насыпает крошки» - всеми пальчиками имитирует движение.

Ведет указательным пальцем правой руки по ладони левой

Кладет ладони на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивает ладони.

Двигает воображаемой ложкой, затем укладывает руки под щеку.


Выполняют работу в тетради

Уточнение положения артикуляции при произнесении звука



















Выработка правильного произношения звука














Развитие фонематического восприятия:












Коррекция мелкой моторики.























Отработка каллиграфии


IV.Рефлексия

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

Отвечает на вопросы

Формирование умения оценивать свою работу.






3