Тема: «Постановка звука [Щ]».
Ход занятия
I.Орг. момент.
Приветствие
- Здравствуй. Сегодня к нам на занятие пришел маленький ежик. Наш ежик, очень умный, умеет говорить, знает почти все звуки и буквы, но вот звук [щ] у него произносить не получается. Поможешь ежику?
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика
-Сейчас мы будем делать упражнения, ежика мы посадим рядом с зеркалом, перед тобой, чтобы ты ему показывал, как правильно нужно их выполнять.
«Улыбка»
«Вкусное варенье»
« Накажи непослушный язычок»
«Блинчик»
«Чистим зубки»
2.Упражнение на силу голоса
«Большой и маленький»
- Изобрази голосом как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок, большая кошка, котенок, корова-теленок, как стучит большой молоток и как маленький.
3.Пальчиковая гимнастика
-Давай покажем ежику, как хорошо мы с тобой делаем пальчиковую гимнастику.
Наши пальцы сжались тесно,
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
-Сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
4. Упражнение на развитие речевого дыхания.
-Давай научим ежика делать дыхательные упражнения. Спокойно вдохни через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем выдохни протяжно, плавно выдох через рот.
«Заморозим подбородок»
Цель: формировать длительный, непрерывный ротовой выдох, активизировать губные мышцы.
- втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.
«Дождик»
Цель: формирование речевого дыхания, умения произносить слова на одном выдохе.
1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.
5. Упражнения по развитию мимической выразительности.
-Представь, что сейчас (в ноябре) к нам пришел Дед Мороз.
-Представь себе, что у нас на коленях пушистый котенок. Он мурлычет, а ты его гладишь.
-Дед и баба слепили Снегурочку, и она на их глазах ожила. Что выражают лица деда и бабы?
-Покажи, как Аленушка сидит и смотрит на братца Иванушку.
6.Объявление темы занятия.
-Сейчас мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [щ]. И научим ежика.
7. Анализ артикуляции по плану.
-При звуке [щ] губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.
8.Постановка звука.
-Сейчас я расскажу тебе сказку, про маленький паровозик. Маленьким паровозиком будет у нас язычок, а рельсами будут коренные зубы. У паровозика никак не получается встать на рельсы, давай ему поможем? Хорошо, – в путь! Боковые края языка, словно колёса, прижимай к верхним коренным зубам. Следи, чтобы «колёса» крепко стояли на рельсах и ни в коем случае с них не съезжали!( Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам). А теперь подуй на паровозик, чтобы он поехал. Хорошо, молодец.
9.Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
10.Закрепление изолированного звука.
-Скажи мне ты видела, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: «щщ...» Как оно шипит?.. А ты видела в зоопарке змей? Знаешь, как они шипят? Послушай: «щщщ...». Повторим теперь вместе, как шипят змеи...
-А теперь давай энергично почистим одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …»
Давай с тобой проговорим скороговорку:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
11.Развитие фонематического слуха.
-«Поймай звук»: хлопни в ладоши, когда услышишь звук щ среди других звуков, слогов,: ца, ре, [ощ], та, ш, щи, [са], зо, [щу],не, [ащ]
III. Итог занятия.
-Молодец, ты сегодня очень старался, я тобой очень довольна. Ежик, тебе тоже говорит спасибо, ты ему очень помог. Скажи, какой звук мы сегодня учились произносить? Что тебе понравилось в нашем занятии?