СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка звука "З"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [З]

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука З.

Просмотр содержимого документа
«Постановка звука "З"»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [З]

Цель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука З.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука З (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука З.

Коррекционно-развивающие:

-развитие  артикуляционного  аппарата;

-развитие фонематического слуха;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок — баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Логопед: Жила была на свете девочка Света. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила зайчика. Зайчик обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Свету к себе на блины («Блинчик»).  Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики зайчик положил в красивую чашечку («Чашечка»). Свете очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила зайчика грибами («Грибочек»). А соседка зайчика белочка отвезла Света домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Свете лошадку («Лошадка»). Света и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука.

1-й способ: Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик. При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [З]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях

2-й способ: Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук [З]. Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(При произнесении звука [З] губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы, между которыми щель 1,5 – 2 мм. Язык широкий, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгорблена, приподнята к твердому небу и образует с ним щель, корень языка опущен, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, образует небно-глоточный затвор. Голосовые складки сомкнуты. Воздушная струя проходит по продольному желобку на языке, узкая и холодная)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

У Маши день рождение, она должна надуть шарики: З-З-З-З.

6. Развитие фонематического слуха

 А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук З, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-З-К-З-Т-Н-З-Д-П-С-Ц-З-Ш - С

7. Домашнее задание

Придумай  как можно больше слов, где звук З слышится:

- в начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.

8. Итог занятия.

Звук З - согласный, звонкий. Ты сегодня очень старался, молодец!