ПРОЕКТ
«СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Тема: «Построение семейного бюджета»
Содержание
Введение
- Актуальность темы
- Объект исследования
- Цель и задачи исследования
Состав проектной группы
Технологическая карта урока по обществознанию на тему «Построение семейного бюджета»
Критерии оценки эффективности проекта. Выводы
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени.
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов семьи. Это зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.
Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно – домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом.
В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Объектом исследования семейный бюджет.
Цель:
сформировать представление о структуре семейного бюджета, организовать деятельность обучающихся по получению навыков исследования составляющих бюджета семьи.
Задачи:
-Закрепить понимание взаимосвязи между доходами и расходами
-Сформировать элементарные умения составления семейного бюджета
-Побуждать чувства сопричастности и сопереживания к экономическим проблемам семьи.
-Способствовать развитию коммуникативных универсальных действий через работу в группе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ПОСТРОЕНИЕ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА»
Класс | 8 |
Предмет | Обществознание |
Тема урока | «Построение семейного бюджета» |
Кол-во часов | 1 |
Педагогические цели | Создать условия для качественного усвоения основных понятий по теме «Построение семейного бюджета» и формирования универсальных учебных действия через организацию групповой работы по решению познавательных задач |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: планировать свой личный бюджет, расширят знания о семейном бюджете, пониманию понятий доход, расход, бюджет, дефицит, профицит, баланс; трудолюбие, бережливость, экономия. |
Метапредметные: Познавательные: извлекать необходимую информацию из беседы , рассказа. Вырабатывать алгоритм действий. анализировать, сравнивать, подводить под понятие, определять основную и второстепенную информацию. Коммуникативные: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций, формировать собственное мнение; аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения. Регулятивные: анализировать условия достижения цели планировать пути достижения цели; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, построению жизненных планов при планировании достижения целей самостоятельно, полно учитывать условия и средства их достижения. |
Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать доказывать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы); способность к самооценке своих интеллектуальных возможностей необходимых для построения семейного бюджета. |
Образовательные ресурсы | Презентация «Построение семейного бюджета» |
Оборудование | Мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал: анкета (Приложение 1), статья «Семейный бюджет» (Приложение 2), тест (Приложение 3), учебник «Обществознание. 8 класс» (Боголюбов Л. Н., 2015). |
Основное содержание темы, понятия и термины | бюджет, расход, доход, обязательные, произвольные, сбалансированный, дефицитный, профицитный. |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты обучения УУД |
1. Организационно – подготовительный. (2-3 мин.) | Приветствие, проверка готовности класса, Деление класса на группы | Приветствие учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные - саморегулировать свои способности на работу. Личностные - проявлять положительную мотивацию учению |
2. Постановка учебной задачи. (5-6 мин.) | -Группам раздаётся текст с жизненной ситуацией, на основе которого надо определить тему урока. (Приложение 1) -Что вы знаете по данной теме? - Чтобы вы хотели узнать по данной теме? | Учащиеся определяют тему урока на основе задания. «Бюджет семьи» Учащиеся отвечают на предложенные вопросы. | Коммуникативные - излагать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации. |
3.Изучение нового материала. (20-30 мин.) | № 1. Работая в группах вам необходимо получить информацию о семейном бюджете на основе предложенного текста. (Приложение 2). - Записать, что такое «семейный бюджет». - Составьте схему семейного бюджета. №2.Подумайте, что такое расходы и доходы. Запишите определения. № 3.Распределите слова, продолжив схему (см. выше) С ЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОДЫ РАСХОДЫ ? ? (Приложение 3) | №1. Учащиеся работают с предложенным текстом и записывают определение семейного бюджета, и составляют схему. Семейный бюджет – денежный план семьи. Состоит из расходов и доходов. С ЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ ДОХОДЫ РАСХОДЫ №2. Учащиеся находят и записывают определение расходов и доходов. Расходы – затраты семьи. Доходы – все поступления семьи. № 3. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ РАСХОДЫ ДОХОДЫ Танцы Премия Спорт Стипендия Продукты Пенсия Одежда З/ П Лекарства Рента Машина Проценты Газ Пособие Отдых Наследство Учёба Дом Квартира Обувь Налоги Электроэнергия Квартплата Путешествия Капитальный ремонт | Познавательные - находят и анализируют нужную информацию, излагают своё мнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, отражают информацию в схеме. Коммуникативные – организовывают и планируют учебное сотрудничество в группе. Регулятивные – планирование работы в микрогруппе. |
| №4. Работаем с колонкой расходы. -Подумайте, на какие две категории можно разделить РАСХОДЫ? Продолжи схему …………… Р АСХОДЫ ? ? - Почему их так называют? №5. Выберете из данного списка товары, без которых вы не можете обойтись и товары, от покупки которых можно отказаться. Продолжив схему ( см. выше). №6. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? -О чём говорят предложенные схемы? Доходы =расходы Доходы≥ расходы Доходы≤ расходы -Какая формула будет наилучшей? -Почему? №7. На чём можно сэкономить? Ваши варианты? №8 А сейчас давайте проверим умеем мы экономить или нет. Группам предлагается пройти тест «Хороший ли вы экономист» (Приложение 4) №9. Вашему вниманию предлагаются пословицы и поговорки, слова в которых перепутаны. Ваша задача привести в соответствие начало и конец предложения. (Приложение 5) | №4. Учащиеся работают и заполняют схему. РАСХОДЫ Обязательные Произвольные Обязательные - расходы, которые нужны человеку для проживания. Произвольные – когда человек покупает для себя что-то дополнительное. № 5. РАСХОДЫ Обязательные Произвольные Лекарства Игрушки Продукты Компьютер Бытовая химия Видеокассеты Платежи и налоги Посещение боулинга Туристическая поездка Музыкальная (спортивная) школа №6. Учащиеся работают над предложенными вопросами. Сбалансированный Дефицитный Бездефицитный (профицитный) Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить №7. Учащиеся работают над предложенным вопросом. Варианты: Уходя из дома, выключайте свет. Бережно относитесь к своим вещам. №8.Учащиеся выполняют тест «Хороший ли вы экономист» №9.Труд человека кормит, не лежи на печи. Лентяй да шалопай - а лень портит. Хочешь есть калачи - два родных брата. | |
4. Рефлексия. (5 мин.) | -Что вы узнали? -Что у вас получилось, и что не получилось? -Почему? - В чём полезность нашего урока? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, и анализируют свою успешность. | Личностные - определяют значение и смысл данного урока. Регулятивные – оценка своей деятельности. |
5. Домашнее задание (2 мин.) | Предлагается составить семейный бюджет. Расписать возможные статьи доходов и расходов в каждой конкретной семье. (Приложение 6-7) | Группы работают с предложенным заданием. Строят семейный бюджет в предложенных семьях. Готовятся к ролевой игре, которая пройдет на следующем уроке. | |
Выводы
1. Необходимо акцентировать внимание детей на то, как важно тщательно планировать семейный бюджет
2. Научить школьников правильно распределять расходы на основные и произвольные
3. Нацеливать детей на то, что при планировании семейного бюджета важно сначала определиться с доходами, а потом с расходами
4. Необходимо обращать внимание на то, что потребности семьи постоянно растут, а это значит необходимо искать дополнительные источники доходов
Библиографический список
Журнал «Лиза», «Распределение статей семейного бюджета» №6, 2008;
Интернет-ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-klass-na-temu-sposobi-postroeniya-semeynogo-byudzheta-2119733.html;
Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-tiekhnologhii-8-klass-tiema-siemi.html;
Обществознание 8 класс, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.Т. Кинкулькин, О.А. Котова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеев, Е.Л. Рутковская, Москва, 2017;
Основы планирования семейного бюджета: Методическое пособие / Кредитный Потребительский кооператив «Первый Дальневосточный», 2005;
Чернов А.Ю. «Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета» - М.: «Перспектива», 2004.
Приложение 1.
Прочитайте текст и определите тему урока
- Ты пойдёшь на концерт?- спросила «модница» Маша «красавицу» Таню. - Приезжает наша любимая группа!
- А билеты дорогие?
- Ещё какие дорогие! Группа - то сейчас, сама знаешь, какая популярная!
- Тогда, наверное, не пойду,- вздохнула Таня.
- Почему? - удивилась Маша.- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!
- Видишь ли, в чём дело, - ответила Таня - Ты мне, Маш, скажи, как у тебя в семье родители деньги распределяют?
- Ну как?- озадачилась Маша.- Всё, что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупные покупки, мне дают на карманные расходы, а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое...
- Вот и нас так было, - подхватила Таня. - Только мои родители устали спорить, кто больше денег зарабатывает, и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама, и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить, по-прежнему решает мама.
- И что в этом плохого задумалась Маша?- задумалась Маша.
- Попробовали мы так жить, - продолжала Таня, - и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная , мама - ,папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что-нибудь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать...
Приложение 2.
Прочитайте текст
Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.
Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.
В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.
А с конца XVIII века - так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.
Бюджет — это схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени.
Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности за определённый период времени.
Доходы населения- личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств к ним.
Расходы — это затраты определённого периода времени.
Расходы — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах.
Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование не может себя представить (еда, траты на одежду, услуги ЖКХ, транспорт. А произвольные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись ( поход в театр, покупка машин , предметов роскоши, картин. украшений).
Дефицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный дефицит.
Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам.
Приложение 3.
- Танцы
- Премия
- Компьютер
- Продукты
- Одежда
- Рента
- Лекарства
- Оплата коммунальных услуг (газ, электроэнергия)
- Пособие на ребенка
- Стипендия
- Посещение боулинга
- Музыкальная (спортивная) школа
- Учёба
- Пенсия
- Капитальный ремонт
- Заработная плата
- Обувь
- Путешествия
- Налоги
- Проценты
- Ремонт машины
- Наследство
- Бытовая химия
- Игрушки
Приложение 4.
ТЕСТ: «Хороший ли вы экономист в семье?»
Вопросы | да | нет | иногда |
Знаете ли вы, сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты? | 20 | 5 | 10 |
Вы увидели очередь за дефицитной вещью. Будете ли вы стоять в очереди? | 5 | 20 | 10 |
Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме? | 20 | 5 | 10 |
Покупают ли в вашей семье одежду впрок? | 5 | 20 | 10 |
Заказывают ли в вашей семье такси? | 10 | 10 | 20 |
Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты? | 5 | 20 | 10 |
Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей? | 20 | 5 | 10 |
Хотите ли вы иметь сбережения в банке? | 20 | 10 | 10 |
Считаете ли вы, что экономнее дома делать всё вручную самим? | 10 | 10 | 20 |
Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок? | 20 | 5 | 10 |
65-100 баллов. В вашей семье не имеют понятия о том, что деньги любят счет. Вам не хватает денег от зарплаты до зарплаты. В вашей семье следует прислушиваться к советам по рациональному распределению средств.
100-160. Квалификация семейного экономиста у вас не высока. Вы знаете, что в вашей семье бюджет расходуется, не совсем рационально, но ничего не можете с этим поделать. Вы не можете отказать себе в удовольствии покупать приятные, но не всегда необходимые товары. В расходах вам надо научиться определять приоритеты.
160-200. Вы хороший экономист и многим у вас можно поучиться в ведении домашней экономики. Вашей семье нечего бояться. К деньгам вы относитесь спокойно. Каждый в семье знает цену заработанных денег и умеет правильно и грамотно распределить семейный бюджет, учитывая интересы и возможности всех.
Приложение 5.
Из предложенных слов составьте пословицы и объясните их смысл.
Труд человека кормит | – два родных брата. |
Лентяй да шалопай | – не лежи на печи. |
Хочешь есть калачи | , а лень портит. |
Приложение 6.
Карточка семьи Сидоровых
В семье Сидоровых четыре человека: отец, мама и дети: Дмитрий (23 года) и Настя (17 лет). Семья живет за городом в собственном особняке, с бассейном, сауной, тренажерным залом, двухэтажным гаражом, спутниковым телевидением, теле- и видеосъемкой, с парковкой, с площадкой для отдыха, 2 автомобиля. У семьи свой бизнес. Общий доход семьи в месяц составляет 520 т.р. Дети учатся в колледже в Германии, их обучение составляет 1 тыс. евро в год на каждого (95 000 руб.). Коммунальные платежи составляют 50000 руб. Два раза в год семья отдыхает за границей. В ближайшем будущем семья планирует расширение бизнеса.
Карточка семьи Петровых
В семье Петровых пять человек: мама, папа, дети: Света (19 лет), Оля (15 лет) и Денис (11 лет). Семья живет в собственной большой 4-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от школы. Они имеют дачный домик с садовый участком 6 соток в 3 – х км от города, новый автомобиль. Отец работает в соседнем городе (70 км) его доход в месяц составляет 40 т.р, мама работает бухгалтером, её доход составляет 20 т.р., старшая дочь Света студентка колледжа, учится на отлично, её стипендия составляет 1000 р., в свободное время Света подрабатывает, её доход составляет 10 т.р., детское пособие на детей семья не получает, т.к. совокупный доход семьи выше среднемесячного прожиточного минимума. Общий доход семьи 71435р. В месяц. Старшая дочь Света подрабатывает в кафе, в соседнем городе, расходы на проезд составляют 116 р. В день, её график занятости 4 рабочих дня в неделю. Средняя дочь Оля посещает секцию гимнастики, сын Денис посещает бассейн. Оплата двух спортивных секций составляет 3000р в месяц. В прошлом году семья взяла кредит на покупку автомобиля, на 5 лет, под 22% годовых. Оплата кредита в месяц (с учетом процентов) составляет 6 т.р. Осталось выплатить 300 т.р. Коммунальные платежи составляют 10000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 600 р в месяц. Семья мечтает о летнем отдыхе на море и побыстрее выплатить кредит.
Карточка семьи Ивановых
В семье Ивановых пять человек: мама, папа, бабушка (70 лет), дети: Даша (5лет), Лида (14 лет). Семья живет в собственной 3-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от детского сада и школы. Они имеют садовый участок 5 соток в 15 км от города, подержанный автомобиль. Отец работает в соседнем городе (30 км) его доход в месяц составляет 20 т.р., мама работает в детском саду, её доход составляет 8 т.р., бабушка получает пенсию 10313р., за каждого ребенка мама получает детское пособие 1 т.р. Общий доход семьи 40 313р. В месяц. Старшая дочь Лида посещает музыкальную школу и курсы английского языка. Младшая дочь Даша ходит в детский сад. Оплата музыкальной школы составляет 1000р в месяц, курсы английского языка 1500 р, оплата детского сада 2200 р. Коммунальные платежи составляют 5000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 300 р в месяц. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе.
Приложение 7.
ДОХОД | Сумма, руб. | РАСХОД | Сумма, руб. |
Основные источники: | | Постоянные расходы: | |
заработная плата папы | | оплата коммунальных услуг | |
заработная плата мамы | | Оплата детского сада | |
пенсия бабушки | | интернет | |
пособие на детей | | телефон | |
стипендия старших детей | | продукты | |
Подработка старших детей | | Школьные обеды | |
| | Оплата спортивных секций, музыкальной школы, курсов английского языка | |
Дополнительные источники: | | Оплата обучения в колледже | |
| | Оплата кредита | |
| | Прочие расходы | |
| | Переменные расходы: | |
| | Расходы на детей: | |
| | Одежда детей | |
| | Игрушки | |
| | Канцтовары | |
| | Расходы на взрослых: | |
| | одежда | |
| | парикмахерская | |
| | Кино, театр, спорт и др. | |
| | Прочие расходы | |
| | Расходы на домашнее хозяйство: | |
| | Мелкий ремонт квартиры | |
| | Заправка картриджа для принтера, покупка бумаги для печати | |
| | Прочие расходы | |
| | Транспорт | |
| | Оплата проезда | |
| | Бензин и другие расходные материалы для автомобиля | |
| | Мелкий ремонт автомобиля | |
| | Непредвиденные расходы: | |
| | Оплата лечения и другие расходы | |
Итого | | Итого | |
Резерв | | | |
На «мечты» | | | |
Сбережения (неприкосновенный запас) | | | |
ИТОГО | | | |