ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Построение диаграмм в Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться строить диаграммы в Microsoft Excel 2010.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
Развивающая:
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
Организационный момент (3 минуты).
Актуализация базовых знаний (12 минут).
Изложение нового материала (25 минут).
Практическая работа (1 час 30 минут).
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме, задает несложные вопросы.
Изложение нового материала.
Педагог дополнительного образования поясняет тему нового учебного занятия, цель работы. Затем педагог дополнительного образования приступает к объяснению новой темы.
ЭТ Excel предоставляет широкие возможности для создания деловой графики - диаграмм и графиков.
Диаграмма - это графическое представление данных в таблице.
Диаграммы строятся на основе уже готовых таблиц. MS Excel позволяет использовать более 30 типов диаграмм и графиков, многие типы имеют еще и подтипы. Сегодня на учебном занятии мы познакомимся с несколькими, наиболее распространенными.
Тип диаграммы
Назначение
Вид
1 Круговая
Отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений Чаще всего отображают процентное соотношение.

2 Кольцевая
Отражает соотношение частей и целого, но этот тип диаграммы может включать несколько рядов данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме соответствует одному ряду данных

3 Линейчатая
Отражает соотношение величин.

4 Гистограмма
Показывает изменения в течение некоторого периода времени.

5 Гистограмма с накоплением
Показывает вклад отдельных элементов в общую сумму

6 График
Отображает изменение данных за равные промежутки времени.

7 С областями
Показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени и вклад каждого ряда данных в сумму значений рядов.

Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Перед тем, как строить диаграмму, надо внести нужные для отображения данные в таблицу. После того, как таблица подготовлена, следует определиться с типом диаграммы. Отдельный мастер диаграмм в Excel 2010 отсутствует, а все инструменты управления ими теперь находится на ленте во вкладке "Вставка".

Перейти на вкладку "Вставка" в раздел "Диаграммы"; выделить курсором таблицу числовых рядов; выбрать тип диаграммы, кликнув по нему; в открывшемся списке возможных вариантов определить нужный внешний вид диаграммы. Все доступные виды можно просмотреть, если нажать кнопку со стрелкой в нижнем правом углу раздела "Диаграмма".

После этого диаграмма будет создана. Построенная таким образом диаграмма отображает заданные параметры, но требует редактирования, чтобы например, добавить название, исправить подписи легенды, настроить внешний вид и прочее. Любой из элементов можно удалить или изменить, кликнув по нему правой кнопкой мыши и выбрав из контекстного меню нужное действие.
Во вновь созданной диаграмме можно выполнить следующее:
‒ изменить внешний вид осей - промежутки между рядами значений, масштаб, добавить на оси метки делений, скрыть оси и т. д.;
‒ вместо фразы "Названия диаграммы" можно ввести собственное, а также добавить подписи к осям и данным;
‒ добавить коридор колебания или линию тренда, чтобы нагляднее прослеживать изменения показателей;
‒ переместить или скрыть легенду, изменить ее элементы;
‒ изменить внешнее оформление - назначить элементам другие цвета или специальные заливки текстурами, добавить эффекты, например, тень, прозрачность, трехмерность и т. п. Можно задать фон области диаграммы, в том числе и загрузить для этого картинку из файла; можно создать замещающий текст, который, если нужно, будет озвучиваться; можно изменить шрифт, отобразить или скрыть любой элемент, а также сделать многое другое.
Богатый спектр настроек дает возможность создавать практически любые по дизайну и оформлению диаграммы. Область диаграмм можно перемещать, захватив левой кнопкой мыши, и масштабировать, растягивая за углы.
Задания
Задание 1
Создать таблицу оценки чистоты дворов города Евпатории из 10 дворов по трём показателям (своевременный вывоз мусора, покос травы и обрезка деревьев и наличие детских площадок) за первое полугодие 2017 года и за второе полугодие 2016 года и итоговая оценка, вычислить количество пятерок, четверок, троек и двоек по каждому столбцу оценок:
Задание 2
По созданной таблице построить круговые диаграммы оценки чистоты дворов города Евпатории за год по каждому показателю с указанием процентного отношения каждой оценки на диаграмме.
Задание 3
По таблице построить диаграмму сравнения оценки чистоты дворов города Евпатории.
Порядок выполнения:
1. Создадим таблицу по заданию 1:
№ | Название двора | Оценка чистоты дворов города Евпатории |
| | Своевременный вывоз мусора | Покос травы и обрезка деревьев | Наличие детских площадок |
| | I | II | год | I | II | год | I | II | год |
1 | Санаторный район | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
2 | Центр | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Район городского театра | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Район «старого города» | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
5 | Район центрального рынка | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
6 | 8-й микрорайон | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
7 | Спутник-2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
8 | Слободка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Пересыпь | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
10 | Авиагородки | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 Рассчитаем количество оценок по показателям, для этого в ячейке С14 запишем формулу: =СЧЁТЕСЛИ(C4:C13;5). Эта формула считает количество ячеек из заданного диапазона (C4:C13), по заданному условию (=5). Скопируем формулу в остальные ячейки этого столбца, предварительно заморозив строки в диапазоне (C$4:C$13), т.е. копировать будем формулу =СЧЁТЕСЛИ(C$4:C$13;5). После этого в каждой строке изменим условие, соответственно на 4, 3 и 2. Затем скопируем этот столбец в остальные результаты оценивания чистоты дворов города Евпатории:
№ | Название двора | Оценка чистоты дворов города Евпатории |
| | Своевременный вывоз мусора | Покос травы и обрезка деревьев | Наличие детских площадок |
| | I | II | год | I | II | год | I | II | год |
1 | Санаторный район | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
2 | Центр | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Район городского театра | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Район «старого города» | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
5 | Район центрального рынка | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
6 | 8-й микрорайон | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
7 | Спутник-2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
8 | Слободка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Пересыпь | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
10 | Авиагородки | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| Итого: "5" | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 |
| Итого: "4" | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 4 | 5 |
| Итого: "3" | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 |
| Итого: "2" | 3 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 | 1 | 2 | 1 |
3. В таблице выделим итоги оценивания чистоты дворов по показателю «Своевременный вывоз мусора»:
№ | Название двора | Оценка чистоты дворов города Евпатории |
| | Своевременный вывоз мусора | Покос травы и обрезка деревьев | Наличие детских площадок |
| | I | II | год | I | II | год | I | II | год |
1 | Санаторный район | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
2 | Центр | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Район городского театра | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Район «старого города» | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
5 | Район центрального рынка | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
6 | 8-й микрорайон | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
7 | Спутник-2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
8 | Слободка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Пересыпь | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
10 | Авиагородки | 3 | 3 | ![]() ![]() 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| Итого: "5" | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 |
| Итого: "4" | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 4 | 5 |
| Итого: "3" | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 |
| Итого: "2" | 3 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 | 1 | 2 | 1 |
![]()
4. В меню вставка выберем Круговая:
5. Выберем любой из вариантов круговой диаграммы:
6 Оформим диаграмму:
исправим легенду, открыв контекстное меню легенды, внесем туда содержимое ячеек В14-В17 (раздел «выбрать данные», в правой части «изменить», отметить диапазон ячеек);
изменим цвета диаграммы (выделить нужный сектор, «формат точки данных» в контекстном меню, «заливка»);
добавим подписи на элементах диаграммы (выбрать в контекстном меню «формат подписей данных», поставить галочку на нужном разделе, например «доли»);
добавим заголовок диаграммы (в меню выбрать «макет», «название диаграммы»);
изменим размер и начертание шрифта:
![]()
7. Аналогично оформим остальные показатели:
№ | Название двора | Оценка чистоты дворов города Евпатории |
| | Своевременный вывоз мусора | Покос травы и обрезка деревьев | Наличие детских площадок |
| | I | II | год | I | II | год | I | II | год |
1 | Санаторный район | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 |
2 | Центр | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Район городского театра | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Район «старого города» | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 |
5 | Район центрального рынка | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
6 | 8-й микрорайон | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
7 | Спутник-2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
8 | Слободка | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Пересыпь | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 |
10 | Авиагородки | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| Итого: "5" | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 |
| Итого: "4" | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 5 | 4 | 5 |
| Итого: "3" | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 |
| Итого: "2" | 3 | 1 | 1 | 0 | 3 | 0 | 1 | 2 | 1 |
![]()
![]()
![]()
8. Построим гистограмму оценки чистоты дворов по всем показателям и итогам, для этого выделим ячейки В14 – К17, в меню выберем «гистограмма»:
9. Оформим диаграмму:
исправим легенду;
изменим цвета диаграммы;
добавим подписи на элементах диаграммы;
добавим заголовок диаграммы;
изменим размер и начертание шрифта:
Контрольные вопросы:
1. Что такое диаграмма?
2. Что такое гистограмма и когда используется?
3. Что такое круговая диаграмма и когда используется?
4. Что такое линейчатая диаграмма и когда используется?
5. С чего начинается построение диаграммы?
6. Как корректировать диаграмму?
7. Что можно сделать с созданной диаграммой?
![]()
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.