М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я Р Д
ХУНЗАХСКИЙ РАЙОН
«Учитель на фронте и в тылу»

На тему:
«Память об учителях – ветеранах ВОВ в Хунзахском районе».
Автор: Магомедов Алиасхаб
ученик 8кл. Амушинской СОШ
с.Амуши Хунзахского района
Руководитель: Аминов Омар Алибегович
учитель истории Амушинской СОШ
с.Амуши 368266
АМУШИ - 2010
План:
Предисловие.
Память об учителях-ветеранах ВОВ в Хариколинской СОШ.
Память об учителях-ветеранах ВОВ в Батлаичинской СОШ.
Память об учителях-ветеранах ВОВ в Хунзахской СОШ №2.
Память об учителях-ветеранах ВОВ в Амушинской СОШ.
Заключение.
Использованная литература.
Праздник Победы 9 Мая – главный праздник нашей страны. Неизмеримо велика цена этой победы. Подчас молодые поколения россиян не сразу осознают ее всемирное значение, не понимают , что их нынешнее существование на Земле оказалось возможным лишь благодаря победе советского народа над безжалостной ко всем и ко всему коричневой чумой фашизма.
С 20-х годов прошлого столетия стала распространяться по Европе фашистская зараза. В 1939г. фашистские режимы Германии и Италии развязали Вторую мировую войну. 22 июня 1941г. фашисты вероломно напали на нашу Родину - Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война 1941- 1945гг. Она длилась 1418 дней, и ежедневно в непрекращающихся боевых действиях решался вопрос: быть или не быть нашему государству, быть или не быть всем нациям, его населявшим.
СССР, его Вооруженные Силы своей исторической победой в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. не дали осуществиться людоедским планам гитлеровцев. Победа советского народа в самой жестокой и кровопролитной войне XX века привела к разгрому фашизма и сыграла решающую роль в исходе Второй мировой войны в целом. Но далась это победа нашей стране ценой колоссального напряжения, поистине титанического ратного и мирного труда. Миллионы советских людей отдали за нее свои жизни, потеряли здоровье, вынуждены были отойти от привычного жизненного уклада.
В смоленском оборонительном сражении 1941г. Красная Армия достигла первого стратегического успеха ,посрамив гитлеровскую доктрину молниеносной войны .А в битве под Москвой гитлеровцы потерпели жестокое поражение –первое сначала Второй мировой войны .Новыми историческими вехами на пути к окончательной победе стали величайшие сражения под Сталинградом ,за Кавказ ,на Курской дуге ,при форсировании Днепра .Они ознаменовали коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны .И во второй половине 1944г. гитлеровцы были изгнаны со всей территории СССР .Красная Армия начала интернациональную миссию по освобождению народов Европы, порабощённых гитлеровскими оккупантами .
Завершающим этапом боевых действий Вооружённых сил СССР стал штурм логова германского фашизма – Берлина .30 апреля 1945г. над гитлеровским рейхстагом взвилось победное Красное знамя .Спустя 8 дней 8 мая в 22 часа 43 минуты гитлеровцы безоговорочно капитулировали. 9 мая Указом Президиума Верховного Совета СССР было объявлено Праздником Победы. Через 25 дней разгромили 750-тысячную Квантунскую армию. Подписание Японией 2 сентября 1945г. акта о безоговорочной капитуляции ознаменовало собой окончание Второй мировой войны.
Я хочу рассказать вам о памяти учителях-ветеранах ВОВ, которая сохранила Хунзахский район и наша школа. Эту тему я выбрал потому, что подрастающее поколение забывает какой ценой досталась нам свобода, мир и благополучие. Мало обращают внимания на получение знаний, а ведь без знаний не было бы Победы. Все генералы, командиры и лучшие солдаты были образованными людьми. Самые лучшие человеческие качества как: храбрость, патриотизм, уважение и человечность достались нам от предков благодаря знаниям, без которых невозможно выстоять перед сегодняшними проблемами, одной из которых является – терроризм.
Изучение фронтового пути учителей-ветеранов ВОВ Хунзахского района я вместе с краеведами начал с с.Хариколо. Память о Великой Отечественной войне хариколинцы чтят достойно. Есть памятник павшим ветеранам ВОВ, держат в хорошем состоянии. Проводят встречи с ветеранами ВОВ. Самое главное есть место, где хранится материал и люди, которые собирают его. В Хариколинской СОШ создан хороший музей и в этом музее есть комната боевой славы, в которой собран весь материал о ветеранах. В комнате имеются доклады, рефераты, планшеты и даже орудия времен ВОВ. Особенно нас интересовал материал об учителях-ветеранах ВОВ. Директор Хариколинской СОШ Хважаева Патимат показала нам музей и представила материал об учителях-фронтовиках. Вот некоторые из них:
Похоронен на польской земле.
Как память о погибшем, как символ героизма и храбрости воина гвардии лейтенанта Тагира Гасанова хранится у его родителей орден «Отечественной войны» первой степени. Жизнь Тагира Гасанова – образец для молодого поколения. Те, кто помнит его, рассказывают каким смелым, скромным, умным, образованным и красивым он был.
Родился Тагир в 1917 году. В раннем детстве остался без родителей с братом на попечении родственников. Окончив сельскую школу поступил учиться в Буйнакское педагогическое училище. Одним из первых в селении в 1937 году успешно окончил его. До марта 1940 года работал директором НСШ сел. Шаули Цунтинского района. С марта 1940 года он – учитель в сел. Хариколо Хунзахского района. В июле 1940 года был призван на службу в Советскую Армию и там окончил курсы младших командиров. Войну Отечественную встретил командира отделения 184 ОСБ города Сартавала Карелофинской ССР, после старшина 184 особого саперного батальона.
В октябре 1943 года Тагир окончил Ивановское Военно – политехническое училище. Потом воевал за Родину, как политработник, в должности парторга Украинского фронта. Воинское звание, в то время – лейтенант. Был награжден орденом «Красная звезда». Жил Тагир мужественно и погиб смертью храбрых.
В ответ на запрос учащихся школы мы получили из архива министерства обороны СССР подробности о его смерти.
Согласно наградному листу, в бою за овладение городка Мелецкого повита, Раковского повита, Раковского воеводства, гвардии старший лейтенант Гасанов Тагир Магомедович, парторг стрелкового батальона, будучи непосредственно в боевых порядках роты поднял роту и повел его в атаку на противника и помог полку овладеть военным городком. В проводимой операции сам лично гвардии старший лейтенант Гасанов противотанковой гранатой уничтожил один станковый пулемет с расчетом, и огнем из автомата уничтожил до 15 солдат немцев. В этом бою гвардии старший лейтенант Гасанов погиб смертью храбрых. За умелое руководство стрелковой ротой, за бесстрашие в бою был награжден «Орденом Отечественной войны первой степени», посмертно. Читая письма Тагира брату, понимаешь патриотический дух этого человека. Вот выдержки некоторых из них.
«Дорогой брат, писать можно было очень много, но нет времени. Бьем врага, враг бежит. Скоро на святой земле не останется ни один фашист . . .» 9.07.44 год.
«Мы любим гостей, но с врагом разговор короткий. Скоро конец войне. Наша конечная цель : смерть фашизму. Вы скоро услышите о наших боевых подвигах . . .». 2.07.41год.
«Дорогой брат, сейчас находимся в лесу, поменяли несколько позиций. Я сейчас имею такое внутреннее желание быстрее начать, встретить проклятого врага, от души бить. Все бойцы – как звери на цепи. Все верят в нашу победу. Фашистская нога будет на нашей земле, когда не будет нас всех. Буду бить врага до последней капли крови, до полной победы . . .». 8.07.42год.
«Цель одна – быстрее разгромить врага! Это цель не только у нас с тобой, а цель всего нашего народа и всех свободолюбивых народов всего мира . . .». 31.10.43год.
Погиб он через 25 дней после этого письма. Эти фронтовые письма говорят сами за себя. В горах говорили, что две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя. Папаху сбережет тот, у кого под ней есть голова. Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь. У Тагира под папахой была умная образованная голова. И в сердце у него был такой сильный огонь, что даже после его смерти это тепло ощущаем мы, особенно нынешнее поколение Хариколинцев. На его подвигах воспитаны многие поколения выпускников школы.
Не вольно вспоминаешь строки из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан» :
«Умеющий веселиться без шума и звона, Умеющий плакать сухими слезами,
Умереть умеющий без жалкого стона – Таков человек, рожденный горами».
Таким живет в памяти хариколинцев Тагир Гасанов.
Пропавший без вести.
Гунащев Магомед Гунащевич родился в селении Хариколо 1908г. В январе 1942г призван Хунзахским РВК, рядовой. Пропал без вести в январе 1943 года. До войны работал учителем в селении Хариколо, Ках, Тануси, Ирганай, Уздалросо, Амишта, Цатаних, Зирани. Учился на курсах младших командиров. Воевал под Хорьковом. Родные получили от него письма. У него остались две дочери. Одна Патимат работает учительницей, а другая медсестрой. Они не знают своего отца.
Полжизни отдал Родине.
Учитель-фронтовик Нурмагомедов Зубаир родился в 1908г. в с.Ках Хунзахского района. С 1930 по 1939гг. работал учителем и заведующим в разных школах района: Хунзах, Буцра, Ахалчи, Хариколо и Ках.
В феврале 1942г. был призван в армию. Боевой путь начал на берегу Черного моря. 6 месяцев немцы держали оборону на Кавказском хребте. 23 января 1943г. шли бои за Приазовье, в результате которого Зубаир получил первое ранение и был доставлен в военный госпиталь в г. Сочи. Старания Зубаира не были напрасны. Красная Армия заняла Приазовье. В декабре 1943г. был направлен в Калининскую область. Участвовал за освобождение Кенигсберга. При форсировании реки был вторично ранен. После выздоровления из госпиталя отправили в Грузию, г.Авган, в запасной полк. День Победы встретил там же. После войны опять работал в школе с. Хариколо. С 1947 по 1971гг. работал директором семилетней школы в г.Гордали Ритлябского района, председателем колхоза им.Кирова, начальником Хунзахского ПДУ при Райисполкоме. 51 год труда и борьбы отдал Родине.
Из с.Хариколо ушли на фронт 74 человек, 36 не вернулись. Из учителей-фронтовиков было 6 человек – не вернулись 3. Были семьи, которые отправляли пятерых сыновей, из них только один вернулся. И в конце Патимат пожелала нам, чтобы почитали память наших предков, слушались учителей, и чтобы больше не было войн.
После встречи с хариколинцами, я с краеведами отправилися в Батлаичинскую СОШ. Батлаичинцы приняли нас радушно. Директор школы …Тинчав собрал нам необходимых учителей и материала. Организатор школы, краевед… Патимат показала музей, который они создали. В музее создан уголок боевой славы, в котором отражен подвиг батлаичинцев. Из с.Батлаич на войну ушли 164 человек, не вернулись 74 человек. Учителей-фронтовиков было 26 человек – не вернулись…Есть батлаичинцы, которые дошли до Берлина, Праги, Будапешта, Варшавы. Есть даже боец, который оставил надписи на берлинской стене. Был даже участник первых сражений в Брестской крепости, выдвигали на звание Героя Советского союза, но по каким-то причинам ему этого звания не дали. И, конечно, она рассказала нам об учителях-фронтовиках и дала нам нужный материал. Вот некоторые из них:
Османов Заку Магомедович
Родился 1922г. в с.Батлаич. 1941-1942гг. работал учителем в Аранийской средней школе. 15 февраля 1942г. ушел в армию. Попал в Московскую область в село Мытищи. Его часть называлась «Внутренние войска особого назначения». Участвовал в Болховском фронте, во взятии Новгорода и в блокаде Ленинграда. В конце войны участвовал в Параде Победы 1945г. 10 мая 1945г. демобилизовали домой. Инвалид ВОВ 1-ой группы. Приехал на Родину и начал работать в Аранийской школе до 1956г. До 2001г. работал в разных учреждениях Республики.
Шайихалиев Гаджи
Родился в 1904г. в с.Батлаич в бедной крестьянской семье. Он и его брат Магомед работали учителями в разных селах района. Когда началась война, Гаджи и его сын Али, которому было 16 лет ушли в армию. В 1942г. попал на фронт около Краснодара. 1941-1942гг. были для Красной Армии самые тяжелые. Эти тяготы перенес вместе с своими товарищами и Шайихалиев Гаджи. С фронта он прислал только одно письмо. Сын Али благополучно вернулся домой, но Гаджи не вернулся. В 1944г. Хунзахский военкомат получил извещение о его смерти. Где похоронен не известно. Вечная память павшим!
Шайхдибиров Юсуп.
Родился в 1915г. в с.Батлаич. после 8-го класса уехал учиться …. Не закончив учебу в 1939г. отправили в армию. Попал в Финляндию. Оттуда же отправили на ВОВ. Воевал на белорусской земле. В январе 1945г. вернулся домой и 1947г. докончив учебу работал 8 лет в с.Батлаич. Имеет два сына – Магомедустар и Сайпула. В 1952г. из-за многочисленных ранений, которые получил на войне, скоропостижно скончался.
Абдулмеджидов Абдулмеджид.
Родился в 1918г. с.Батлаич Хунзахского района. Среди троих сестер единственный сын рано потеряв отца, не легко было прожить. Закончив 4 класса в 1934г. уехал учиться в Аварское педучилище. Закончив учебу отправили в Унцукульский район в с.Аракани. работал директором школы. В это время 1942г. призвали в армию на фронт. Попал в Москву в пехотные войска, которые охраняли Сталина. Оттуда попал на Болховский фронт. За героизм, проявленный в боях, полк получил звание: «Второе мотострелковое войско НКВД особого назначения». С войны вернулся 1946г. после войны до 1982г. работал учителем аварского языка. Почти всю жизнь отдал воспитанию подрастающего поколения.
Батлаичинцы хорошо сохранили память о прошлом. Не только о ветеранах, но и о всех кто достойно прожил свою жизнь, помогая не только односельчанам, но и всем дагестанцам прославившись своими достижениями.
Я вместе с краеведами посетил еще музей Хунзахской школы №2. К сожалению, когда мы приехали Ясулов Гаджи был болен, а весь материал об учителях-ветеранах ВОВ, который находился в музее, учителя школы забрали, чтобы обновить. Но нам экскурсию по музею провела учитель Абдуразакова Мадина. Она показала стенды и рефераты, посвященные ветеранам ВОВ. В музее даже сохранены письма хунзахцев из фронта. Собран материал о воспоминаниях ветеранов ВОВ.
У нас в школе тоже имеется материал об учителях Хунзаха и хунзахцев. Коротко расскажем и о них:
Гимбатов Магомедрасул
Родился в с.Хунзах. Очень энергичный, жизнерадостный и общительный человек. Более 50-ти лет работал учителем в разных селах района. На фронт ушел 5 июня 1943г. Впервые участвовал в боях при освобождении г.Херсона. Потом освободил Белоруссию, Литву и дошли до границ Германии. Начались бои за германские города: Сталупинин, Гумбинин, Истербург идр. Самые тяжелые бои были за г.Кенинсберг. Пятью оборонительными кольцами фашистов был защищен этот город. Но дух Советского солдата оказался сильнее, и город был взят за короткое время, чем предполагалось. Об окончании войны Магомедрасул узнал около г.Порт-Пилау. Это было 8 мая 1945г. После армии тоже продолжил работу в школе. За добросовестную работу получил звание: «Заслуженный учитель Дагестана», «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Гасанов Сулейман
Родился в с.Хунзах в 1920г. В армию ушел 1940г. Во время войны служил на Черноморском флоте. 5 лет служил на Черном море и 2 года Балтийском море. Участвовал в сражениях за Новороссийск, Севастополь, Одесса. Сулейман рассказывал, что самым трудным для него, в том числе и для нашей Родины, было начало Великой Отечественной войны, когда не хватало боеприпасов, обмундирования и продовольствия. Но именно во время тяжелейших испытаний советские воины проявили свою преданность Родине, до конца выполнили свой воинский и патриотический долг. Учителем стал работать после того, как закончил 1949г. заочно Аварское педагогическое училище в Буйнакске. Стал работать учителем в селах Ахалчи, Батлаич, Гоготль. Он говорил, что у учителя должны быть, прежде всего, хорошие знания, крепкие нервы и конечно должен любить и уважать своих воспитанников.
Вот такой небольшой экскурс получился у меня, когда собирал материал об учителях-ветеранах ВОВ.
Рассказывая о моих односельчанах - учителях-фронтовиках хочу сказать, что они были и остаются для нас примерами для будущего поколения. Дали нам понять, что такое действительно патриотизм и что без знаний не обойтись в какой бы ситуации ты не находился.
Из сел Амуши и Мушули ушли на фронт 8 учителей – не вернулись … Рассказать о них можно очень много, но так как доклад имеет ограничение, я лишь ограничусь основными сведениями некоторых из них:
Газимагомедов Шахбан
Родился в с.Амуши 1911году. Окончил курсы по подготовке учителей начальных классов. С 1931 г. по август 1941г. работал учителем начальных классов. Был призван служить в армию в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война.
Служил на Восточном фронте в Приамурском крае. Он рассказывал, что их в 1943 году перебросили на Западный фронт. Участвовал в боях за Смоленск. В 1944 году в боях за Киев был убит их командир отделения. После этого Шахбан стал командовать отделением. Однажды ночью немцы внезапно напали на их штаб и были убиты и ранены его товарищи. Здесь он тоже был тяжело ранен. Раненые его товарищи были отправлены в разные госпитали.
Долгое время находился Шахбан в госпитале. Раны были тяжёлые и не зажили. Увидев его положение, был досрочно демобилизован как инвалид Великой Отечественной войны lll гр. Домой он приехал в конце 1944 года.
После войны Шахбан работал в родном колхозе. Был честным и добросовестным колхозником. Умер в 1994 году.
Шахбан имел следующие награды: Орден Красного Знамени, медаль «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945г.г.», Юбилейная медаль «40 лет В.сил СССР».
Магомедов Малламагомед
Родился в 1906 году в с. Амуши. До ВОВ работал учителем в Ботлихском районе. В 1941г добровольно ушёл на фронт.
Малламагомед участвовал на различных фронтах: на обороне Кавказа , Ростова, Сталинграда, Польши. Участвовал при штурме Берлина. Был командиром отделения , старшиной роты. В январе 1942 был ранен и пролежал в госпитале три месяца. После выздоровления снова участвовал в боевых операциях Польши, Чехословакии, Германии.
Вернулся домой 3 октября 1945 года. Работал директором школы В Тлайлухе, заведующим Рай Оно. Потом учился в городе Одессе , получил специальность инженера-технолога. Работал технологом в Тлохском консервном заводе, директором завода Рихуни, заготовителем овощей и фруктов в Махачкале. Умер в 1968г.
Малламагомед имел следующие награды: медаль « За оборону Кавказа» , медаль «За освобождение Варшавы» , медаль «За взятие Берлина» , медаль «За Победу» , Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны, Орден Великой Отечественной войны и др.
аджиев
Гаджиев Малламагомед
Вскоре после вероломного нападения фашисткой Германии на Советский Союз одним из первых ушёл на фронт . Месяц был в Кутаиси на сборах , а оттуда попал в г. Елец . Сформировавшийся здесь батальон был переброшен на Орловский фронт . по его просьбе был зачислен в разведку . Вместе с другими разведчиками он охранял от врага наш тыл. Рассказывал, что приходилось трудно, потому что немецкие разведчики были хорошо вооружены, а у них были только винтовки.
В марте 1942 года был ранен и три месяца пролежал в госпитале. После выздоровления попал в Пензу, в военный лагерь, где формировался особый батальон, который потом был переброшен на Воронежский фронт. Здесь его батальон проделал большую работу. Они минировали все предполагаемые вражеские походы для танков . Потом Малламагомед защищал Харьков, Воронеж , Белгород. На подступах к Полтаве был ранен и отправлен в Белгород.
Малламагомед имел следующие правительственные награды : медаль «За оборону Одессы» , медаль «За оборону Кавказа» , медаль «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг.» , «Юбилейная медаль 30 лет Победы» , « Юбилейная медаль» 30 лет СА и МВФ , «Орден Славы III степени» и т.д.
Гамзатов Алиасхаб
Родился в 1917г в сел. Амуши Хунзахского района в семье крестьянина. В 1933г поступил в Аварский педагогический техникум. После окончания работал учителем истории, географии в сел. Местерух Ахвахского района. 20 января 1940 года был призван в ряды Советской Армии. Служил под Киевом, в Белоруссии.
Когда началась война, участвовал в боях пограничных районах Украины, Белоруссии. Был тяжело ранен и демобилизован инвалидом III группы.
После возвращения продолжал работать учителем в сел. Арадерих. 20 августа 1945г. выбрали его председателем колхоза «18 партсъезда» в сел. Малой Амуши. С 1946г. по 1948г. работал заместителем секретаря парторганизации в сел. Амуши. Умер в 1981 году.
Гамзатов Алиасхаб имеет следующие правительственные награды: Орден Отечественной войны II степени (1985г), медаль «За Победу над Германией», награждён медалью «За доблестный труд в ВОВ» (1947г), «Ветеран труда».
Курбанов Зайнулабид
Один из первых учителей- амушинцев , человек который сделал очень многое не только для школьного обучения в сел. Амуши, но и для развития народного образования в Дагестане .Не успев окончить в Москве пединститут, Зайнулабид был отправлен на Западный фронт .Он воевал в Крыму под Сталинградом, при освобождении
Польши, Чехословакии и в других местах .На в одном из боев был тяжело ранен ,но с поля боя не ушел .Раненый Зайнулабид продолжал руководить боем.
После войны он продолжил свою педагогическую работу. Работал заместителем министра просвещения ДАССР, директором Института школ республики, над совершенствованием начального обучения в дагестанской школе. Кандидат пед .наук ,Зайнулабид выпустил несколько изданий аварского букваря.(Его букварь занял первое место.)
Зайнулабид Магомедович умер в 1993 году. За личное мужество и отвагу в боях Зайнулабид получил более 10 правительственных наград.
В памяти дагестанцев никогда не померкнут образ Зайнулабида и его славные дела.
Сиражудинов Мухума
Родился в 1906 году в бедной крестьянской семье в селении Амуши Аварского округа. После учёбы в педагогических учебных заведениях стал учителем .До войны много лет (более 10 лет) работал директором Харахинской семилетней школы. В 1942 году добровольно ушёл на фронт. В боях с врагом был ранен. После госпиталя вновь встал в ряды Красной Армии. Младший лейтенант М. Сиражудинов командовал взводом в боях за Крым 6 ноября 1943г.
Извещение
Ваш муж, командир взвода, М.Л. лейтенант Сиражудинов Магомед, в бою за Родину, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество, был убит 6 ноября 1943 года и похоронен в Крыму у Турецкого вала нижнее линии железной дороги на 100 метров. Полевая почта 14147 от 10.11.1943г.
VI.
Таков четырехлетний путь нашей страны, ее Вооруженных Сил к Великой Победе. Главным творцом этой победы явился советский народ. На борьбу за свободу своей Отчизны поднялись представители всех национальностей и народностей, проживавших в Советском Союзе. Оставив свои мирные профессии, вместе с кадровыми военнослужащими на фронт ушли бывшие трактористы и токари, инженеры и учителя, бухгалтеры и геологи, агрономы и врачи. Они сражались с оккупантами в регулярных воинских частях, в ополченских соединениях, в партизанских отрядах, в подпольных антифашистских организациях и даже в гитлеровских концентрационных лагерях. Воевали с оружием в руках мужчины и женщины, старики и подростки, беспартийные и коммунисты, комсомольцы и не союзная молодежь, атеисты и верующие-православные, мусульмане, буддисты, католики, лютеране… А те, кто работал на благо победы в тылу, руководствовались девизами «В труде - как в бою!» и «Все для фронта, все для победы».
С того времени прошло 65 лет. Сейчас нет уже ни Советского Союза, ни советского народа. Страна распалась на 15 независимых государств. И исключительно важно, чтобы в каждом из них никто не забывал о величии нашей совместной победы, не искажал по прошествии 65 лет ход и значение Великой Отечественной войны. А такие попытки, к большому сожалению, есть, в том числе и в Российской Федерации.
Одни политические деятели, историографы, писатели, журналисты умышленно умаляют роль СССР и его Вооруженных Сил в победе над фашизмом и одновременно преувеличивают заслуги союзнических войск. Но ведь факты свидетельствуют об обратном, о том, что наши союзники открыли второй фронт в Европе лишь 6 июня 1944 г., то есть менее чем за год капитуляции гитлеровской Германии.
А целых три года СССР воевал с Германией и ее сателлитами один на один. На советско-германском фронте немецко-фашистская армия понесла в годы войны 80% своих общих потерь. Советские войска уничтожили 607 дивизий противника, три четверти его авиации, артиллерии, танков, более 1600 боевых кораблей и транспортных судов. Красная Армия освободила от фашистских орд девять европейских государств, потеряв в ходе этих боев 1 миллион своих солдат и офицеров.
Другие фальсификаторы истории пытаются представить героями войны всевозможных предателей - власовцев, бандеровцев, полицаев, прибалтийских «зеленых братьев» и прочих отщепенцев, воевавших против своей Родины рука об руку с гитлеровскими фашистами.
Ещё более кощунственными являются попытки оправдать преступления гитлеровцев в годы войны, направленные на расширение «жизненного пространства» и на мировое господство особой арийской нации, придав им оттенок борьбы с коммунизмом. Этим новоявленным «историкам» следует порекомендовать детально ознакомиться с документами Нюрнбергского судебного процесса над главными военными нацистскими преступниками, прошедшего с 20 ноября 1945 г. И вскрывшего тягчайшие, чудовищные злодеяния гитлеровского фашизма против всего человечества.
Все эти извращения истории, подставки фактов, искажения правды о ВОВ и Второй мировой войне в целом не что иное, как оскорбление тех кто своими бессмертными подвигами принёс нам Великую Победу, спас мир от фашистского рабства, это – забвение светлой памяти о них. А делать такое ни в коем случае нельзя! Это стыдно, неправильно, несправедливо, неблагодарно, подло, грешно!
Трудно переоценить огромную роль в достижении победы советского учительства. Ведь в стенах общеобразовательных школ и профессиональных училищ получили необходимую жизненную подготовку все, кто вынес на себе неимоверные тяготы войны . И именно это дало право президенту Академии педагогических наук РСФСР В.П. Потёмкину на Всероссийском совещании актива работников народного образования в августе 1945 г. сказать: «Разумеется, ни кто не посмеет утверждать, что наша школа не выполнила своей основной воспитательной задачи. Все мы с гордостью сознаем, что доблестными защитниками Родины, победителями немецкого фашизма явились и питомцы советской школы. Советская школа победила фашистскую школу: советский учитель победил учителя-фашиста».
Великая Победа была завоёвана – одна на всех!
Использованная литература:
А.Л.Юрганов: «История России VIII – XV вв.», Москва – 1995г.
«Хрестоматия по истории России», Москва – 1999г.
Журнал: «Преподавание истории в школе». №7-2009,стр. - 3.
Журнал: «Преподавание истории в школе». №1-2009,стр. - 44.
Журнал: «Преподавание истории в школе». №7-2007,стр. - 34.
Приложения





Шайхдибиров Юсуп
Гимбатов Магомедрасул на встрече с краеведами.
Гасанов Сулейман. Краеведы около памятника Айтбера Бижанова, участника ВОВ, с.Хариколо.
Краеведы Амушинской СОШ в комнате Боевой и Трудовой славы музее Хариколинской СОШ
Стенд посвященный учителю-ветерану ВОВ Магомедову А. в Батлаичинском музее.
Уголок Боевой славы в Батлаичинском музее.
Стенд учителям-ветеранам ВОВ в археолого-краеведческом музее, с.Хунзах.



Газимагомедов Шахбан Магомедов Малламагомед Гаджиев Малламагомед



Гамзатов Алиасхаб Курбанов Зайнулабид Сиражудинов Мухума