СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посвящение героям

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни всегда есть место подвигу. Эти слова актуальны всегда

Просмотр содержимого документа
«Посвящение героям»

Сценарий мероприятия «Посвящается героям».

Учитель.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших страну в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Да, у времени своя память, но мы не вправе забывать ужасы всех войн, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили сегодня.

Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей.

И спустя много лет, в грядущем

От забывчивости живуших.

О мужестве тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу пойдет речь сегодня.

Страница I.

«Кто с мячом на землю Русскую придет,

от меча и погибнет»

ученик.

Как говорит летописец, «плачь велик» стоял на Руси, когда в ее пределы вторглись кочевники: половцы, хазары, печенеги. Много врагов было у Киевской Руси. Но грозно звучало имя молодого князя – Святослава Игоревича. Почти всю жизнь он провел в походах: ходил на Оку, в Поволжье, на Кавказ, разгромил хазарский каганат. В союзе с венграми и болгарами вступил в военную кампанию против Византии. Святослав казался живым воплощением могучей силы руссов. Из глубины веков донеслись до нас слова князя, которыми он предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» в этих словах звучит не только уверенный вызов, но и тонкий расчет стратега. Недолго прожил князь – ратоборец, но 6 победоносных походов совершил.


ученик.

В то время как орды монголо – татар терзали Русь на востоке, с северо – запада ей угрожали рыцари – крестоносцы. И кто знает, как сложилась бы судьба нашей земли, если бы не один из тех, чьи имена навечно вписаны в ее героическую летопись. Борьбу за освобождение северо – западных земель от немецких и шведских рыцарей начал молодой Новгородский князь Александр Ярославич. Несмотря на свою молодость Александр показал себя гибким и дальновидным политиком и талантливым стратегом. Его блестящие победы в 1240 году на Неве и в 1242 году на Чудском озере обезопасили западные рубежи Руси.

ученик.

Раздроблена была земля русская на мелкие княжества, враги жестоко терзали её. Но не спешили князья объединяться. Черной тучей пришло на Русь монголо – татарское иго. Больше двух столетий стонала наша земля… Освобождение Руси, начало её возрождения связано с именем великого князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий – великий князь московский и владимирский, возглавив вооруженную борьбу русского народа против ордынцев, одержал победу в битве на реке Вожже в 1378 году, а затем и на поле Куликовом в 1380 году близ Дона. Тяжело далась эта победа, но она стала поворотным моментом в борьбе за независимость.

Ученик

Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной.

«Победу решает военное искусство и храбрость полководцев и неустрашимость солдат. Грудь их — защита и крепость отечеству.»- говорил Петр 1.

Замечательная традиция русского офицерства состоит в святой преданности Отчизне. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и своим примером увлекал подданных к бескорыстному служению государству.

ученик.

Прошли столетия, объединилась Россия, укрепила свои границы на Балтике. Но не так успешно обстояли дела на Черном море: могущество Турции представляло большую опасность для молодой Российской империи. Именно в это время мир узнает великого полководца – А.В.Суворова. начиная службу унтер – офицером, дослужился до генералиссимуса. Главные военные уроки получил в Семилетней войне. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание солдат. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Его задача – полный разгром неприятеля. Самая знаменитая его победа – взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году. Турки гордо заявляли, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил!» 40 – тысячная армия в стенах крепости не боялась длительной осады. Суворов за 8 дней подготовил и осуществил штурм. За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы, он провел 60 крупных сражений и одержал 60 блестящих побед.

Ученик.

В военной истории России, пожалуй, нет такого полководца, чья посмертная слава настолько овеяла прижизненные деяния, как Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов

Масштабность событий, участником которых был Кутузов, наложили отпечаток на фигуру полководца, возвысив его до былинных размеров. Между тем, Михаил Илларионович представлял личность весьма характерную для героического времени второй половины XVIII - начала XIX вв. Не было практически ни одной военной кампании, в которой он бы не принял участия, не было такого деликатного поручения, которое он бы не выполнил. Прекрасно чувствовавший себя на бранном поле и за столом переговоров, М.И. Голенищев-Кутузов остался для потомков загадкой, которая до сих пор полностью не раскрыта.


ученик.

Не прошло и века, а Россия вновь в опасности! У берегов Крыма стоят корабли Англии, Франции и Турции. Их главная цель: захватить Севастополь и уничтожить русский флот. Оказавшись перед лицом превосходящего противника, защитники города и не думали сдаваться. 349 дней продолжалась героическая оборона города. Командующим и душой обороны стал адмирал Павел Нахимов. В Крымской войне 1853 – 56гг. эскадра черноморского флота под командованием Нахимова разгромила главные силы турецкого флота в Синопской бухте.

Гибель Нахимова на Малаховом кургане при обороне Севастополя болью отозвалась в сердцах всех защитников города.

II страница

Учитель.

«Тот самый длинный день в году,

С его безветренной погодой

Нам выдал общую беду:

На всех, на все 4 года…

Не прошло и полувека, а на границах вновь заполыхал пожар войны – Великой Отечественной войны.

ученик.

Много суровых испытаний выпало на долю нашего народа. Не умирает память о страшной войне, которая началась 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Первый удар на рассвете приняла на себя Брестская крепость. Не имея связи с командованием, гарнизон крепости создал штаб обороны.

«Умрем, но из крепости не уйдем!» - нацарапал кто – то из защитников крепости штыком. Это была клятва, и герои её сдержали: почти месяц маленькая крепость не пропускала целую дивизию, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией.

ученик.

Во всех крупных сражениях Великой Отечественной принимал участие выдающийся стратег маршал Г.К.Жуков. командовал советскими войсками на р. Халхин – Гол, участвовал в битве под Москвой, в прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, при освобождении Украины и Белоруссии, в Висло – Одеровской и Берлинской операциях. «Маршалом Победы» называют Г.Жукова. 8 мая 1945 года от имени и по поручению Верховного Главнокомандующего Г.Жуков подписал акт о капитуляции фашистской Германии, а 24 июня 1945 года маршал принимал парад Победы в Москве.

ученик.

Рядом, с тех времен живут во мне 
Сорок первый год и Сорок пятый. 
Как-то я подумал на войне: 
Начинают войны не солдаты. 

От июньской даты вышло мне 
Сквозь огонь шагать до майской даты. 
Я не зря подумал на войне: 
Начинают войны не солдаты. 

Я лежал под бомбами в снегу, 
Позади и лед, и топь, и глина... 
От Москвы дорогу до Берлина 
Никогда забыть я не смогу. 

На земле последний залп затих, 
В чистом небе майские закаты. 
Начинают войны не солдаты. 
Но они заканчивают их.

III страница.

«Служу Отечеству!-

Не громкие слова.

Служить Отечеству –

Наш долг перед Россией!

Учитель.

Россия прошла трудный, славный путь. Не раз русскому народу приходилось вставать на защиту Родины. Но и в мирное время нашим солдатам приходится брать в руки оружие.

Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Честь и слава всем, кто выполнял свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты. Одним их таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в 2 раза больше чем Великая Отечественная, но почему – то ее стараются не вспоминать.

Ученик

- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

УЧЕНИК.

Виктор Кочетков. «Сердце русского солдата»

Не сон, а явь. В горах Афганистана,

Охваченные мстительным огнем,

Душманы гульбеддиновского клана

Его казнили августовским днем.

Веселый парень из деревни вятской,

Девятидневный новичок войны,

С кровавою налобною повязкой

Стоял он возле каменной сосны.

Глядел в чужие дымчатые дали,

Короткой жизни подводя итог,

А моджахеды яростно рыдали,

Протягивая руки на восток.

И тени зла сменяли тени страха

На пыльной коже смуглого лица.

Они просили гневного Аллаха

Простить их за распятие мальца.

Из-за рядов неторопливо вышел

И приказал хозяин- феодал:

- Отрезать ему уши, чтоб не слышал,

Глаза повыжечь, чтобы не видал.

И распластали грудь его ножами,

И вырезали сердце из груди.

И как шакалы палачи визжали:

- Вовек, гяур, сюда не приходи!

Одну из веток дерева пригнули,

Подвесили солдата на сосне.

И сердце в пропасть ближнюю швырнули,

И сгинули в вечерней тишине.

Сосна его растерянно качала.

Немела ночь. Ни звуков, ни огней.

А сердце все настойчивей стучало

Из-под неостывающих камней.

И все ему, бессмертному, внимало-

И тот орел, что меряет простор,

И тот овраг, с прожилкой речки малой,

И тот аул, что прятался меж гор.

И травы, омертвевшие когда-то,

Очнулись вновь и дружно в рост пошли,

Как будто сердце русского солдата

Вдруг стало сердцем выжженной земли.

ученик.

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов – интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР. Среди военнослужащих, награжденных правительственными наградами:

Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал – полковник Б.Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили – в отличие от американцев во Вьетнаме – свои задачи и организованно вернулись на Родину.

Демченко Г.А., Герою Советского Союза,участнику войны в Афганистане посвящается

 Пусть уносит война жизней много,

Но война не бывает без жертв.

Так что смерть ради жизни другого

Есть всегда благородный пример.

 Вот – наш взвод из стрелковой бригады

В районе ущелья Ганждал.

Вражьим силам, готовя засаду,

Он в неравную схватку попал.

 Бой всё жарче. Грозит окруженье.

И комвзвода, спасая ребят,

Дал им выйти из ада сраженья,

Смело вызвав огонь на себя.

 И, держа до конца оборону,

Был исходу, грядущему рад.

Он погиб, но он спас подчинённых,

Верных Родине, смелых солдат.

ученик

- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

В истории свои загадки,

С плеча судить мы не вольны:

Кто виноват в кровавой схватке

Людей вчера одной страны.

Пройдя по жизненным излукам,

История, как ОТК,

Клеймо поставит по заслугам,

И не на час, а на века.

И за чеченскую аферу

Поставит каждому печать.

И за солдатика-шофёра

Пред Богом будут отвечать.


Учитель:

Пройдут года. Многое со временем, конечно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об “афганцах”, “чеченцах” . Затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые ордена, у солдат вырастут дети. Но эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата. Такие молодые встретили они грудью врага, защитили Родину. Единственное, чему они удивлялись – тому, что с начала войны неожиданно стали взрослее. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся – помнит. Помнит о подвигах, о боевых друзьях. Вечная слава павшим героям – солдатам, сержантам, офицерам. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Минута молчания.


4 страница

Современная Армия.

Учитель:

Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации. Вступая в ряды Вооружённых Сил, каждый воин принимает присягу – торжественную клятву на верность своей стране. (Рассказ о Видах Вооружённых Сил и родах войск Российской Федерации)

В состав Вооружённых Сил России входят следующие виды войск: Сухопутные Войска,

Военно-воздушные силы,

Военно-Морской Флот.

Ученик

Сухопутные войска - самый многочисленный по боевому составу вид Вооруженных Сил. Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, районов и рубежей, нанесения огневых ударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов.

В Сухопутные войска Российской Федерации в свою очередь входят рода войск:

Мотострелковые войска

Танковые войска

Ракетные войска и артиллерия

Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск

Специальные войска (Инженерные войска, Войска связи, Войска РЭБ, Железнодорожные, Автомобильные войска).

Ученик

Военно-воздушные силы - вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск.

В составе ВВС России выделяются:

Дальняя авиация

Фронтовая авиация

Армейская авиация

Военно-транспортная авиация

Специальная авиация

Зенитные ракетные войска

Радиотехнические войска .

Ученик

Военно-морской флот - вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ России состоит из четырёх флотов: Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии.

В составе Военно-морского флота выделяются:

Подводные силы

Надводные силы

Морская авиация

Береговые войска

Морская пехота

В состав современной армии входят и самостоятельные рода войск: космические войска, воздушно-десантные войска, ракетные войска стратегического назначения.

Учитель

       Человек немыслим без Родины, края, места, где он рождается. Ну, а если есть Родина, Отечество, где мы живем, где жили наши предки, значит, нужны и люди, которые смогут ее защитить.

Ученик

Для нелегкой воинской науки
Смелость сердца твоего нужна, 
Неустанной молодости руки, 
И пытливой мысли глубина.
Отдавай стране богатства эти,
Храбрым, стойким, мужественным будь!
Ни в каких сражениях к победе
Не был и не будет легок путь.
Ты обязан метко бить из пушек,
Знать и автомат, и пулемет
Должен быть и танк тебе послушен,
И подвластен в небе самолет.
В молодых руках держи умело
Пульты баллистических ракет,
Ратному искусству нет предела,
В нем источник будущих побед.



Звучит музыка из кинофильма «Офицеры».