СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посвящение в химики "Проникнемся духом химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прежде, чем посвятить учащихся в химики, им предстоит пройти испытания

Просмотр содержимого документа
«Посвящение в химики "Проникнемся духом химии"»

Звучит музыка, выходят 2 ведущих ().

ведущий: Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах.

Все - от песчинок малых - до планет

Из элементов состоит единых.



2 ведущий: Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой,

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.



1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе - «Посвящение в химики».

1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.

2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы - дорогие зрители

1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников.(На сцену поднимаются команды 8-го класса).

2 ведущий Начать наше посвящение я предлагаю с гимна химиков, который исполнят опытные химики (исполняют гимн)

Гимн химиков
Нам суждено пролить всё то, что льётся,
Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовётся!
Мы рождены, чтоб химию любить!
Мы дышим все аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем вздором,
И всё на вкус попробовать должны.

ПРИПЕВ: Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжий становится сам.
Всё выше, и выше, и выше
К вершинам наук мы идём
И если в пути не взорвёмся,
То к цели заветной придём.


Учитель:  Добрый день, дорогие друзья!

Мне приятно приветствовать вас на нашем химическом марафоне.

В этом учебном году ещё 18 учащихся начали изучать эту интересную науку, полную удивительных загадок, явлений . Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников – и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.

В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха! И так, испытания начинаются!


  1. Вода в твердом состоянии.  (Лед).

  2. Химически неделимая частица.  (Атом).

  3. Самый электроотрицательный элемент.  (Фтор).

  4. Элементарная частица, не имеющая заряда.  (Нейтрон).

  5. Вид атомов с одинаковым зарядом ядра, но разной массой.  (Изотопы).

  6. Вещество, поддерживающее горение и дыхание.  (Кислород).

  7. Самый легкий газ.  (Водород).

  8. Приборы, применяемые для очистки воды от нерастворимых в ней примесей.  (Фильтры).

  9. Самое распространенное на Земле вещество.  (Вода).

  10. Электроны, которые при движении образуют облако гантелеобразной формы. (р-электроны).

  11. Химическая связь, образованная между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью.  (Ковалентная неполярная).

  12. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов. (Ионы).

  13. Элемент с порядковым номером 8.  (Кислород).

  14. Газ, применяемый в производстве световых рекламных трубок. (Неон).

  15. Самый распространенный элемент во Вселенной.  (Водород).

  16. Недостаток этого элемента в орпганизме человека приводит к кариесу зубов.  (Фтор).

  17. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются (простыми)

  18. Число, показывающее число атомов в моелекуле (индекс)

  19. Наука о веществах, их свойствах и превращениях (химия)

  20. Чему равна относительная атомная масса водорода (1)

  21. Горизонтальный ряд химических элементов в таблице Д.И.Менделеева это (период)

  22. Вертикальный столбец химических элементов в таблице Д.И.Менделеева ( группа)

  23. Определённый вид атомов называется (химический элемент)

  24. Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называются (сложными)

  25. Назовите хотя бы три фамилии выдающихся русских учёных химиков (Бутлеров, Ломоносов, Менделеев)

  26. Разновидность атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу (изотопы)

  27. Как называется связь между атомами неметаллов (ковалентная)

  28. Явления, при которых изменяются формы, размеры, но состав остаётся постоянным (физические)

  29. Страна, в которой зародилась наука химия ( египет)

  30. Средневековое название химии, данное арабами (алхимия)


Учитель: А мы продолжаем наше посвящение. Посмотрите какой-то странный мешок с неизвестным содержимым. Вы уже почти два месяца изучаете химию и надеюсь на ощупь сможете определить предметы, лежащие в мешке. Ведь Настоящим химиком можно считать только того, кто хорошо знает химическое оборудование и может успешно им пользоваться.


А тут еще послание:
«Желаем химиками стать,
Друзья наши, земляне!
И получать лишь только «пять»
С приветом!
Марсиане»




Ведущий Говорят, театр начинается с вешалки, а химия – в лаборатории. Настало время пригласить всех присутствующих на «химическую кухню», тем более, что с химической посудой вы знакомы на отлично. Шеф-поварами здесь работают очаровательные дамы. Сейчас узнаем, кто они?

Частушки Б-Ежек .

Я была навеселе

И летала на метле,

Верила – не верила

В таблицу Менделеева!

Элементы тут подряд

Друг за дружкою стоят,

А протоны и нейтроны

Массой в них руководят!

Зелье я своё варю,

Зубы вам заговорю.

А Кощея беспощадно

Тем раствором уморю!

Похимичить захотим,

Лезет пена, валит дым.

Заходите, посмотрите,

Мы вас всех озолотим!



Музыка из «В гостях у сказки»..

Открывается ширма,

Баба яга Мои гости дорогие,

Как же долго вас ждала!

И я к вашему приходу

Свой сюрприз приберегла.

 Проходите, отдохните.

Приглашаю вас к столу.

 И, как принято, вначале

Я вас чаем угощу.

Чай покрепче заварила,

Булок вкусных испекла.

Подкрепитесь-ка с дороги,

Я же отдохну пока.

(мальчик кусает булку.):

Мальчик Твоя булка, словно камень,

Съешь — зубов не соберешь.

 Размочу-ка ее в чае.

Бабуля, нас не проведешь. (Помещает булку в стакан с «чаем» — это раствор иода. Булка приобретает синий цвет.)



Девочка Все ясно!

Булочки ты не пекла,

Из буфета принесла.

Вместо чая — раствор иода

Нам в стаканы налила.

мальчик (ставит чашку на стол).

В булке той крахмал «сидел»,

Он от иода посинел.



Баба-яга Не хотите чай, тогда

Предложу вам молока.

Молоко парное,

Вкусное такое.

(Сливает раствор хлорида бария и сульфата натрия.)

мальчик (Берет стакан с «молоком» и делает вид, что подносит ко рту .

Девочка мальчику).

Подожди-ка пить пока,

Нет в стакане молока:

В натрий-два-эс-о-четыре

Хлорид бария прилили

И в осадке получили Барий-эс-о-четыре.



1 ведущий Вы заметили, что один из восьмиклассников не соблюдал правил техники безопасности, постоянно хотел что-нибудь покушать. А ведь Техника безопасности – самое главное в кабинете химии



2 ведущий. Я предлагаю еще раз вспомнить правила выживания в химической лаборатории:

1 ведущий: если у вас в руках что-то жидкое не разлейте, порошкообразное не рассыпьте, газообразное не выпускайте наружу

2 ведущий. если включили – выключите, если открыли – закупорьте, если разобрали – соберите, если не можете собрать, позовите умельца

1 ведущий: если не разбирали, не вздумайте собирать

2 ведущий. если не знаете, как это действует, не трогайте

1 ведущий если вас это не касается, не встревайте

2 ведущий. если не можешь что-либо понять, почеши в затылке

1 ведущий если у вас что-либо взорвалось, проверьте, остались ли вы, живы

2 ведущий. если не усвоили этих правил не входите в кабинет



Учитель: Я думаю вы все запомнили правила поведения в кабинете химии. Ну а раз так, то теперь можно и немного похимичить.

Сейчас я постараюсь выступить в качестве этакого волшебника, чтобы ещё больше заинтересовать вас.


Оборудование: чашка Петри, нашатырный спирт, красная роза, стеклянный колпак.


В стихотворении «Синие розы» Р. Киплинг написал:

Как – то милой я принёс

Целый ворох красных роз.

Не взяла она – и в слёзы:

Синие найди ей розы…

Зря изъездил я весь свет –

Синих роз под солнцем нет.

Поэт не нашёл синих роз. Жаль, что у него не было друга – химика. Он бы помог выполнить желание капризной девушки.

Опыт проводят так: в чашку Петри наливают нашатырный спирт. Рядом ставят колбочку, в которую помещают красную розу. Сверху её закрывают стеклянным колпаком. Через некоторое время роза синеет. Дело в том, что содержащийся в лепестках цветка краситель антоциан в щелочной среде синеет. (Если среда будет слабощелочной – р оза станет фиолетовой.)

(Звучит музыка. Ассистент ы выносят оборудование.)

Ма г и с т р (медленно колдуя,):

Часто говорят, друзья,

Что нет дыма без огня.

Поражу сейчас вас я:

Вот он дым, но нет огня!

(В фарфоровой чашке находится вата, смоченная раствором аммиака. К вате Магистр подносит волшебную палочку ( стеклянную палочку, обмотанную тканью, кончик которой пропитан концентрированной соляной кислотой.)

Волшебство нас окружает,

Удивляет, поражает.

Палочкой волшебной тронь — Зажигается огонь!

Обойдусь без спичек я

В получении огня!

Раз!

(Опускает палочку в концентрированную серную кислоту.)


два! (Смоченную палочку опускает в кристаллический перманганат калия.)

Три! (Быстро прижимает палочку к пропитанной медицинским (96%-ньюм) спиртом вате.)



Огонь, гори!

А теперь вы все замрите!

На вулкан скорей смотрите!

(Поджигает верхушку высыпанного горкой дихромата калия. Для того чтобы лучше загорелся дихромат, на верхушку вулкана можно капнуть несколько капель спирта.)

Напоследок вам забава — Поджигание металла.

Очень ярко он горит,

Представленье завершит!

(Поджигает кусочек магния.)


Опыт 2. «Несгораемый платок».

Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитайте спиртом. Захватив платок за один из его концов тигельными щипцами и держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную горящую лучину (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что платок горит. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, т.к. температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем температура воспламенения спирта.

Опыт 4. Получение медного ножа.

В считанные минуты мы можем обычный нож превратить в золотой,

В химический стакан налейте 200 мл концентрированного (лучше насыщенного) раствора медного купороса и подкислите его 1 мл серной кислоты. Хорошо почистите нож наждачной бумагой (после чего не дотрагивайтесь до поверхности металла руками). Опустите нож на несколько секунд в раствор медного купороса, затем выньте его, быстро сполосните водой и сейчас же насухо протрите мягкой тканью. Нож покрывается ровным блестящим слоем меди.


Давайте получим морковный сок. (реактивы: р-ры глюкозы, щелочи, CuSO4, спиртовка)

  • А к соку быстро сделаем студень. (реактивы: р-р силиката натрия, р-р HCl, стеклянная палочка)

  • Вы когда- нибудь видели воду- поджигатель? Смотрите! (Реактивы: порошок алюминия, иод, капля- воды)

  • Вам известно, что сахар при длительном нагревании обугливается. А мы это сделаем и без нагревания (Реактивы: сахароза, концентр.H2SO4)

  • Демонстрационный опыт «Самовоспламеняющаяся жидкость»

  • В фарфоровую чашку поместить растертые кристаллы KMnO4, а затем из пипетки прикапать к ним 3-4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется.


Учитель: Мы показали лишь некоторые химические чудеса.

Вам еще предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву и присягнуть на верность химии


Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно Клянемся, не жалея зубов своих, грызть гранит науки. Клянемся!

Клянемся всегда соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Клянемся!

Во время контрольной работы и сдачи экзамена пользоваться шпаргалками только собственного изготовления. Клянемся!

Самостоятельно писать доклады и рефераты, а не «скачивать» их из Интернета. Клянемся!

Если я нарушу эту клятву, то пусть мои товарищи заставят меня выпить стакан чая с ложкой фенолфталеина. Клянемся! Клянемся! Клянемся!



1 ведущий Указ
В светлый день 21 октября 2014 года
Отрокам 8 класса
Присваивается звание «Химик»
И вручаются удостоверения химиков.
О чем и составлен, сей указ.

2 ведущий Вручить удостоверение химика следующим учащимся



И в честь такого знаменательного события Нашему сегодняшнему химическому умнику предоставляется право зажечь наш прощальный костёр.!
Опыт «Извержение вулкана» под песню Вайкуле «Ночной костёр»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!