Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №7 « Родничок» г. Суоярви
Сценарий проведения совместной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста.
На тему: «Посылка от друзей»
Ворошило Е.А.
воспитатель, гр.№4
г.Суоярви
10.12.2023.г.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
Обучающие: способствовать поиску новой информации о фруктах, их пользе для человека. Расширять лексический словарь по теме "фрукты": кожица, мякоть, косточка, семечки.
Развивающие: формировать понятие о разных периодах весны. Активизировать мышление путём создания проблемных ситуаций. П Развивать речевую активность детей.
Воспитательные: воспитывать любознательность, желание узнавать новое. Воспитывать целеустремлённость в процессе решения возникающих проблем. Воспитывать интерес к явлениям живой природы. Желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.
Материалы и оборудование: посылка, контейнеры с семенами и косточками, яблоки, апельсины,сливы, винограда, бумажные салфетки, подносы на каждого ребёнка. Фрукты: яблоки,апельсины, сливы, виноград. Карточки с изображением фруктов в разрезе, доска, терка и нож для воспитателя.
Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель подзывает к себе детей и, обращаясь к ним, сообщает, что вечером получила посылку от друзей, вот только, что прислали ей друзья в подарок она не разобралась. Не могут ли ребята оказать помощь в возникшем вопросе. Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а если мы останемся так, стоять, нам будет удобно рассматривать, что находится в посылке? Ответы детей.
Что нужно для этого сделать? Ответы детей.
Воспитатель: давайте вместе найдем удобное местечко, чтобы всем было хорошо видно (дети с воспитателем по выбору детей размещаются на коврике или стульчиках), воспитатель достаёт из «посылки» небольшие прозрачные контейнера, в которых находятся (семечки от яблока, косточки от апельсина, сливы). Дети рассматривают содержимое контейнеров.
Воспитатель: ребята, может кто-то из вас знает, что это такое выслали мне друзья? Ответы детей.
Предполагаемые вопросы воспитателя:
От чего это могут быть косточки, семечки?
Как ты догадался?
Откуда ты это знаешь?
Воспитатель: ребята у нас появилось несколько версий (имя ребёнка) думает, что в этом контейнере лежат семечки от яблок, (имя ребёнка) считает, что здесь находятся косточки от апельсина! А вот, я сомневаюсь в этом!
Как мы можем проверить эти предположения? (если дети затрудняются с ответом, воспитатель обращает их внимание на поднос с фруктами и овощами)
Воспитатель: вот у нас есть яблоко, что мы можем сделать, что бы проверить предположение ….? Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а кто из вас знает, какие предметы или инструменты нам для этого понадобятся? А нам удобно это делать на коврике? (дети проходят и садятся на стульчики)
Воспитатель на столе с помощью ножа и доски разрезает пополам яблоко и вместе с детьми сравнивают семечки яблока с семечками из контейнера (по размеру, форме, цвету) и приходят к выводу, что они одинаковые, маленькие коричневого цвета, значит, предположение (имя ребёнка) оказалось верным.
Воспитатель демонстрирует ребятам карточку с изображением целого яблока и яблока в разрезе.
Воспитатель: а как вы думаете, чем яблоко покрыто сверху? (кожура)
Как называется то, что находится под кожурой? (мякоть)
Что спряталось в самой середине яблока? (семечки) Какие вы молодцы, все правильно назвали! Дети с воспитателем аналогично сравнивают косточки апельсина с косточками в контейнере. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у апельсина тоже есть кожура, мякоть и косточки, только выглядят они по-другому!
Пальчиковая игра.
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда.
Воспитатель берёт контейнер с косточками сливы и обращается к детям: ребята, а как вы думаете, что можно сказать, предположить сразу, если только посмотреть глазками на эту косточку? (дети на ладошке рассматривают косточку от сливы). Эта косточка больше. чем у яблока, она твердая коричневого цвета. Мы уже знаем, что у яблока семечки небольшие, коричневого цвета, эти косточки могут быть тоже от яблочка? Ответы детей. Воспитатель: Может эта косточка от апельсина?
Почему вы так решили? (при необходимости дети с воспитателем проверяют), а как вы думаете, эти косточки могут быть от винограда? Почему вы так решили? Давайте их сравним. Дети вместе с воспитателем сравнивают косточку от сливы и виноградинку, (косточка больше чем виноградинка по размеру) Значит, какой вывод мы можем сделать? Ответы детей (такая косточка не поместится в виноградинку)
Воспитатель (если никто из детей не выдвигает свою версию) предполагает что это косточка от сливы, и вместе проверяют это предположение.
Воспитатель, ребята, а как вы думаете, для чего друзья прислали мне в подарок эти косточки семечки? Что я должна с ними сделать? Ответы детей. Если дети затрудняются с предположениями, воспитатель достаёт из посылки записку, (которую не заметил раньше). И зачитывает её детям «ПОСАДИ ВЕСНОЙ»
Воспитатель ребята, а что произойдет, если посадить эти косточки весной в землю? Ответы детей.
Воспитатель делает вывод: ребята, все косточки и семечки которые мы с вами видим разные, но в каждой из них живет будущее растение. Сейчас они «спят»! Это может продолжаться довольно долго. Но в каждом из них таится «сила жизни». И если создать необходимые условия то они прорастут! А какие условия необходимы для этого, кто знает? Ответы детей. Ребята к нам уже пришел первый месяц весны март, значит, я могу посадить семечки в землю на улицу? Почему? А что нужно сделать?
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что у каждого фрукта семена и косточки различной формы цвета и размер, но для роста им всем необходимы: земля, вода, свет и тепло.
Воспитатель: что вырастет из семечки от яблока?
А из косточки от апельсина?
Что вырастет из косточки сливы?
Воспитатель: ребята - яблоко, апельсин, слива, виноград, как это все можно назвать одним словом? Ответы детей. Где растут фрукты?
Воспитатель: ребята, а что можно приготовить из фруктов? (сок, компот, варенье, повидло)
Ребята, а как мы можем увидеть сок у наших фруктов? Ответы детей. Давайте попробуем вместе! (дети проходят за столы)
Воспитатель раздаёт детям по колечку апельсина и просит положить его на бумажную салфеточку, затем дети поднимают кусочек апельсина и видят мокрый след, - это и есть сок, который выделился при разрезании. А как мы можем увидеть сок у яблока? Дети проделывают тоже с яблоком, но салфеточка остаётся сухой.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, может у яблока нет сока? Ответы детей.
Воспитатель: хотите узнать, как можно увидеть сок яблока? Ответы детей.
Воспитатель: для этого нам потребуется тёрка, она поможет нам натереть яблоко на более мелкие части. Теперь мякоть помещаем в марлю и отожмем, видно, как капельки сока упали на блюдце. Воспитатель помогает детям сделать вывод, что мякоть яблока не такая сочная, как у апельсина и при простом разрезании сок не видно, но он есть!
Воспитатель: ребята, а какой сок получится из апельсина?
А из яблока? Винограда? Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а сок полезно пить? Почему вы так думаете?
Какие вы у меня молодцы! Большое вам спасибо, вы помогли мне разобраться с тем, что прислали мне друзья. Как правильно поступить с этими семенами. Ребята, а Вам было сегодня интересно? Что понравилось узнавать больше всего? А кому вы расскажете о том, что мы сегодня узнали? За то, что вы мне помогли, я хочу угостить вас яблочным и апельсиновым соком!