Потенциальные эффекты и риски инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения и воспитания детей с особыми потребностями в обычных школьных организациях вместе со сверстниками.
Потенциальные эффекты инклюзивного образования:
1. Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности;
2. Возможность взаимодействия детей с ОВЗ с более широким кругом лиц, в том числе не имеющих ограничение по здоровью. Как известно, у большинства лиц с ОВЗ круг общения ограничивается в основном близкими родственниками, совместно с ними проживающими, либо «коллегами» по центру реабилитации.
3. Возможность социализации;
4. Развитие социальных и коммуникативных навыков.
5. Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
6. Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей - данной образовательной организации.
7. Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
Риски инклюзивного образования:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование носит пока экспериментальный характер.
Риски в осуществлении инклюзивного образования.
-Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;
-Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;
-Подготовка тьюторского сопровождения для детей, имеющих особые образовательные потребности (в инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы). Для обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ в образовательной структуре необходимо наличие сопровождающих специалистов – тьюторов и ассистентов учителя. Такие должности появились сравнительно недавно и не в каждой школе они имеются;
-Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
-Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т. д.);
-Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
-Риск снижения качества обучения для других детей;
-Риск ухудшения условий обучения самих детей с ограниченными возможностями (многие из них нуждаются в специальных педагогических условиях, в спокойной обстановке и т. д.);
-Риск ухудшения условий труда педагогов;
-Риск разрушения системы специального образования, потери достижений в системе обучения детей с ограниченными возможностями (специальных методик, трудовой подготовки, коррекционной помощи);
-Риск потери рабочих мест узкими специалистами;
-Риск личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде;
-Риск непринятия социальным сообществом и участниками образовательного процесса изменений образовательной политике в части внедрения практик инклюзивного образования;
-Риск проведения формальной (стихийной) инклюзии;
-Риск в неправильном определении образовательного маршрута детей с ограниченными способностями (потенциальное наличие противоречий между требованиями и возможностями ребенка);
-Риск невозможности материально и технически оснастить образовательное учреждение под нужды детей с ограниченными возможностями.
Ресурсные барьеры для инклюзивного образования:
- люди — их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, стереотипность мышления. В частности, родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Взгляды родителей отражают распространенные в обществе стойкие стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья;
- денежные и материальные средства — нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата;
- знания и информация — безграмотность, отсутствие доступа к знаниям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.