СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потребности человека в здоровье и болезни

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по теме Потребности человека в здоровье и болезни

Просмотр содержимого документа
«Потребности человека в здоровье и болезни»

Потребности человека в здоровье и болезни


Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения или образа жизни человека. Болезнь также мешает удовлетворению потреб­ностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).

А. Маслоу расположил 14 жизненно важных потребностей человека в порядке первоочередности их удовлетворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды. При этом в основании пирамиды находятся низшие физиологические потребности, так как они являются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.



Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей самого человека. Прежде всего, удовлетворяют потребности низшего порядка, т.е. физиологические.

4.1. Физиологические потребности

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потребностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексуальных интересов.

Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.

Потребность в кислороде (нормальном дыхании) — основная фи­зиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь — неразделимые понятия. Человек усвоил давно: dum spiro spero (лат.) — пока дышу, надеюсь. Многие слова в русском языке имеют «дыхательный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.д. Поддержание этой потребности должно стать для медицинской сестры приоритетной задачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кислорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным (тахипноэ), появляется одышка. Например, длительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают си­нюшный оттенок.

Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище. Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя потребность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нормального роста и развития. Рациональное питание взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином.

Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстой кишки. Адекватное питание при болезнях способствует выздоровлению. Так, высокое содержание белка в пище содействует заживлению ран, в том числе |и пролежней.

Отметим, что неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.

Потребность в жидкости. Здоровый человек должен выпивать 12,5-3 л жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений •при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае появляются признаки обезвоживания. От знаний и умений медицинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в физиологических отправлениях. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считают эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту,

имеющему проблемы с отправлением физиологических потребностей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.

4.2. Потребности в безопасности

Физическая и психологическая безопасность - это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает надёжность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, в одежде и в человеке, который может оказать помощь.

Например, пациент чувствует себя в безопасности, если кровать или кресло-каталка зафиксированы, покрытие пола сухое и на нём нет посторонних предметов, помещение в тёмное время суток освещено; у человека с плохим зрением есть очки; он одет соответственно погоде, в его жилище комфортная температура и есть уверенность, что при необходимости ему будет оказана помощь. Человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Каждый чув­ствует себя в безопасности, когда выполнены его индивидуальные требования к защищённости. Медицинская сестра должна не толь­ко уметь обеспечить пациенту безопасность, но и знать его требова­ния к ней.

Потребность во сне и отдыхе. Чередование периодов сон - бодрство­вание является основным фоном для повседневной деятельности человека.

Исследования Т. Гауэра (1997) показали, что женщины чаще страдают от усталости, вызванной недосыпанием. Недосыпание стоит на втором месте после работы по дому среди причин усталости. В случаях, когда человек выкраивает время для занятий делами за счёт сна, он увеличивает долг недосыпания, поскольку продолжительность сна современного человека, необходимая для нормального существования, не менее 7—7,5 ч.

При недосыпании у человека ухудшается здоровье. Уменьшается уровень глюкозы в плазме крови, изменяется питание мозга, замед­ляются мыслительные процессы (рассеивается внимание, ухудша­ется кратковременная память, замедляются скорость и точность вычислений), снижается способность к обучению. Исследования, проведённые американскими специалистами (Гауэр Т., 1997), свидетельствуют об уменьшении количества фагоцитирующих клеток в организме недосыпающего человека. Известно, что мы тратим на сон треть своей жизни. Больному человеку сон необходим ещё больше, поскольку способствует улучшению самочувствия.

Сон - «изменённое состояние сознания, периодически возникающее у человека на более или менее длительное время и способствующее восстановлению его сил и самочувствия» (Вендерова М.И., 2000). Существует циркадный биоритм - ежесуточный цикл сна и бодрствования. Состояние сонливости наступает дважды в течение суток: с 00:00 до 04:00, затем между 12:00 и 16:00. Несмотря на снижение восприимчивости человека к внешним раздражителям во время сна, это очень активное состояние. В результате исследований, проведённых М.И. Вендеровой (2000), выделено несколько стадий сна.

Стадия I - медленный сон (фаза медленных движений глаз). Лёгкий сон длится несколько минут. В этот период происходят спад физиологической активности организма, постепенное снижение деятельности органов и замедление обмена веществ. В это время спящего человека можно легко разбудить; если сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 мин.

Стадия II - медленный сон (фаза медленных движений глаз).

Неглубокий сон, продолжительностью 10—20 мин. Жизненные функции организма продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.

Стадия III — медленный сон (фаза медленных движений глаз).

Стадия самого глубокого сна, продолжающаяся 15—30 мин. Разбудить спящего человека очень трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций: это полная релаксация, включая замедление сердечного ритма.

Стадия IV — медленный сон (фаза медленных движений глаз).

Глубокий сон длительностью 15—30 мин. Разбудить спящего всё так же трудно. В эту фазу происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. У некоторых людей во время этой стадии сна отмечаются «хождение во сне» и непроизвольное мочеиспускание. Вслед за IV вновь наступают III, II, затем V стадия сна.

Во время фазы медленного сна дыхание и пульс урежаются, расслабляются мышцы.

Стадия V — быстрый сон (фаза быстрых движений глаз).

Возможны яркие, цветные сновидения через 50—90 мин после I стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз (в этот момент спящий видит сновидения), учащение сердечных сокращений и дыхательных движений, изменение артериального давления, снижение тонуса скелетных мышц. В эту фазу восстанавливаются психические функции спящего человека, разбудить его, несмотря на признаки более поверхностного сна (учащение дыхательных движений и пульса), чрезвычайно трудно. Продолжительность этой стадии около 20 мин.

После V стадии сна на короткое время наступают IV, III, II, затем вновь III, IV, V стадии, т.е. следующий цикл сна.

Быстрый сон никогда не наступает сразу - ему предшествуют несколько стадий медленного сна. Сон любого человека состоит из последовательного чередования 4-6 завершённых циклов, продол­жительность каждого из них 60-90 мин. Длительность быстрого сна в начале ночи несколько минут, а к утру около 30 мин.

На сон оказывают влияние такие факторы, как неудобная (не­привычная) поза, физическое и/или психическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к ухудшению сна. Например, при патологии органов дыхания пациенту на ночь приходится подкладывать 2-3 подушки, что, безусловно, сказывается на качестве сна. При ишемической болезни сердца больной боится спать из-за страха перед сердечным приступом.

Влияние лекарственных препаратов на качество сна.

Снотворное скорее создаёт у пациента новые проблемы, нежели приносит пользу. Многим людям неизвестны все аспекты действия кофеина и алкоголя. В частности, кофеин - психостимулятор продолжительного действия (от 12—20 ч), способный уменьшить глубину сна. Он содержится в кофе, чае, шоколаде и многих безалкогольных напитках.


Фармакологические препараты

Влияние на качество сна

Снотворные

Мешают развитию стадии глубокого сна. Обеспечивают лишь временное (на 1 нед) увеличение его продолжительности. Приводят к состоянию похмелья: пациент испытывает сонливость днем, рассеянности и упадок сил. У пожилых пациентов могут иницииро­вать приступ удушья во время сна

Диуретики

Вызывают ночную полиурию

Антидепрессанты, психостимуляторы

Подавляют стадию быстрого сна

Алкоголь

Ускоряет засыпание. Прерывает фазу быстрого сна. Способствует частому пробуждению и ухудшает возобновление сна

Кофеин

Затрудняет засыпание. Иногда способствует прерыванию сна

Дигоксин

Вызывает ночные кошмары

(3-Адреноблокаторы

Вызывают ночные кошмары, бессонницу и быстрое пробуждение

Транквилизаторы

Уменьшают продолжительность II и IV стадий сна

Наркотические средства

Подавляют стадию быстрого сна. При резком прекращении приёма могут увеличить риск аритмии. Способствуют частому пробуждению, вызывают сонливость днём


Медицинская сестра должна ознакомить пациента с назначенными лекарственными препаратами и их влиянием на сон.

У пожилых и старых людей часто наступает изменение сна:

- требуется больше времени, чтобы заснуть, достичь стадии быстрого глубокого сна;

• общая продолжительность сна не меняется, даже если человек часто просыпается ночью, поэтому человек часто чувствует себя невыспавшимся;

• сон чаще поверхностный, труднее засыпать, частые пробуждения ночью и раннее пробуждение;

• с возрастом увеличивается продолжительность поверхностного сна, поэтому часто человек говорит, что он «не сомкнул глаз»

• в течение дня пожилой человек жалуется, что ему трудно выполнить обычную элементарную работу, он быстро устаёт, наблюдается апатия.

Отдых — состояние пониженной физической и психической ак­тивности. Отдыхать можно не только лёжа на диване, но и во время длительной прогулки, чтения книг или выполнения специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху могут помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей, а также частые лечебные процедуры. Отдых и сон необходимы для повседневной жизнедеятельности человека. Знание стадий сна и возможных причин, вызывающих его нарушение, даст возможность медицинской сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребности.

Потребность в движении. Ограничение подвижности или непо­движность создают множество проблем для человека. Неподвижностью называется «состояние, при котором человек не может двигаться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования» (Дженг М., 1995). Это состояние бывает длительным или кратковременным, преходящим или постоянным. Оно может быть обусловлено вынужденным применением ортопедических систем (шина, вытяжение, корсет или какое-либо специальное средство для удерживания тела), болью (в суставах, спине и т.п.); хроническим заболеванием (артрит, остаточные явления нарушения мозгового кровообращения и т.п.), нару­шением психики (делирий, депрессия и т.п.).

Неподвижность - один из факторов риска развития трофических нарушений (возникновение пролежней), патологическое изменение опорно-двигательного аппарата (остеопороз, мышечная атрофия, контрактура суставов), нарушений в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем (особенно в положении лёжа на спине). При длительной полной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения (диспепсия, метеоризм, анорексия, диарея или запор). Регулярное и интенсивное натуживание, к которому пациент вынужден прибегать во время акта дефека­ции в лежачем положении, приводит к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность вызывает нарушение мочевыделения, что в свою очередь приводит к развитию инфекций мочевыводящих путей и/или возникновению мочекаменной болезни.

И главное, неподвижный человек лишён общения с окружающей средой, которая оказывает влияние на формирование собственного «Я». Выраженность и продолжительность неподвижности оказывают влияние на психосоциальную сферу человека: изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.

Помощь медицинской сестры, направленная на восстановление подвижности, имеет важное значение для улучшения качества жиз­ни пациента.

4.3. Социальные потребности

Важнейшее значение для человека приобретают потребности третьего уровня — социальные (отношение людей в обществе): семья, друзья, общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д. Большинство людей хотят любви и понимания. Никто не желает быть покинутым и одиноким, и если это произошло, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

Элизабет Кублер-Росс в своей книге «Колесо жизни» пишет: «Мне никогда не доводилось встречать человека, который в чём-либо испытывал бы более сильную потребность, чем в настоящей, безграничной любви. Вы найдёте её в простом проявлении доброты по отношению к тому, кто нуждается в помощи... Это то, что соединяет нас с Богом и друг с другом».

При тяжёлой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, нарушающий социальные контакты, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых и одиноких людей.

Необходимо помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая человеку решить его социальные проблемы, можно значительно улучшить качество жизни.

4.4. Потребности в самоуважении и уважении

Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха с их стороны.

У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются эти потребности.

Часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди ни для кого не представляют интереса и некому порадоваться их успеху, у них нет возможности удовлетворить потребность в самоуважении и уважении окружающих, поэтому важно помочь им в удовлетворении них потребностей, а в этом роль медицинской сестры огромна.

4.5. Потребности в самовыражении

А. Маслоу называл самовыражение наивысшим уровнем потребностей человека. Он считал: удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для одного самовыражение — это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего — воспитание ребёнка и т.д.

В 1977 г. А. Маслоу увеличил количество уровней в пирамиде до 7 и изменил перечень потребностей. Он ввёл такие важные для развитого общества потребности, как познавательные (и том числе познание самого себя, знание факторов риска своему, Здоровью и т.п.) и эстетические (чистота, красота и симметрия, \ окружающие человека, улучшающие настроение, повышающие качество жизни) и т.п.

Безусловно, не каждый человек испытывает необходимость в реализации потребностей всех 7 уровней, на это влияют образование, культура, социальный статус. Так, один пациент стремится узнать всё, чтобы остаться здоровым, другой — всё о своём заболевании, третьего ничего не интересует. Для многих людей в нашем обществе важно удовлетворить свои эстетические потребности даже в условиях медицинского учреждения: опрятность медицинского персонала, чистота в пала­те, столовой, хорошая мебель, стены и полы могут серьёзно влиять на самочувствие пациента и его близких.

На каждом уровне иерархии у пациента может быть одна или не­сколько неудовлетворённых потребностей.

Медицинская сестра, составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.


4.6. Применение теории А. Маслоу а сестринском деле.

Известно, что основной целью сестринского ухода является обеспечение пациенту необходимого качества жизни при возник­новении заболевания, иначе говоря, создание пациенту макси­мально возможного в данных условиях комфорта.

При нарушении удовлетворения потребностей развивается состояние дискомфорта. В свою очередь комфорт — это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности. Можно дать следующее определение потребности — это физиологический и/или психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Здоровье можно определять как динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации. Достигается это равновесие путем удовлетворения человеком своих потребностей.

Таким образом, сестринский уход — это создание пациенту ком­форта, т.е. условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.

Удовлетворение любой потребности обеспечивается в организме функционированием органов и систем. Любое заболевание нарушает функцию органов, поэтому внешне проявляется нарушением удовлетворения какой-либо потребности. Например, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) обеспечивает удовлетворение таких потребностей, как есть, пить и выделять. Язвенная болезнь желудка проявляется нарушением удовлетворения этих потребностей: у пациента возникают изжога, боль в животе после приема пищи, неустойчивый стул и т.д. Медицинская сестра в силу своих знаний и умений не способна поставить диагноз пациенту и повлиять на болезнь (это может только врач), но может определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия для их удовлетворения.

Для этого медицинская сестра должна собрать полную информацию о своем пациенте. Только четко представляя себе, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента, она может сформулировать цели и задачи сестринского ухода, продумать и составить его план, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медицинская сестра может рассчитывать на его понимание и поддержку в организации ухода и эффективно ориентировать больного на улучшение своего состояния.

Применительно к сестринской практике В. Хендерсон предложила классификацию потребностей, основанную на теории иерархии потребностей по А. Маслоу.


4.7. Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.


Если проанализировать жизнь каждого человека, станет ясно, что, несмотря на то, что потребности отдельного человека и всех людей в целом одинаковы, способ их удовлетворения индивидуален. Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни, зависящий от возраста, социокультурного окружения — экологии; знаний, умений, желания и здоровья.

В результате проведенного обследования и сформированной базы данных о пациенте медицинская сестра должна определить те потребности, которые у данного пациента плохо удовлетворяются и организовать сестринский процесс.


4.8. Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей.


Помощь медицинской сестры в удовлетворении физиологических потребностей пациента


Физиологические потребности

Помощь медицинской сестры

Потребность в воздухе

Поднять изголовье кровати; обучить технике кашля

Потребность в пище

Оказать помощь в приёме пищи; обучить правильному питанию

Потребность в жидкости

Помочь с приёмом жидкости и обеспечить её достаточное количество

Отправление физиологических потребностей

Помочь пациенту дойти до туалета; обучить пользоваться мочеприёмником


Помощь медицинской сестры пациенту в удовлетворении по­требности в безопасности


Вид потребности

Помощь медицинской сестры

Потребность в надёжности

Опустить кровать на максимально низкий уровень; обучить пациента пользоваться тростью при ходьбе

Потребность в защите

Чаще проверять, не нуждается ли лежачий пациент в помощи

Потребность в одежде

Убедиться, что пациент одет соответственно погоде

Потребность в помо­щи

Обеспечить пациента средством связи (мобильным телефоном) при первой необходимости

Потребность в сне

Обеспечить комфортные условия для сна; выяснить причины его нарушения

Потребность в движении

Помочь пациенту в перемещении; обучить пациента и его близких активным и пассивным упражнениям в суставе


Помощь медицинской сестры пациенту в удовлетворении социальных потребностей


Вид потребности

Помощь медицинской сестры

Потребность в одобрении

Похвалить пациента, если ему удалось расширить свои возможности в самоуходе

Потребность в понимании

Выслушать пациента, проявляя искрен­ний интерес

Потребность в привязанности

Разъяснить родственникам пациента пользу регулярного посещения; дать по­чувствовать пациенту его важность

Потребность в любви

Объяснить родственникам пациента важ­ность проявления знаков любви по отно­шению к нему

Потребность в семье и друзьях

Помочь позвонить домой или друзьям


Помощь медицинской сестры пациенту в удовлетворении потребности в самоуважении и уважении


Вид потребности

Помощь медицинской сестры

Потребность в поощрении

Искренне похвалить и поздравить пациента за достигнутые успехи

Потребность в уважении

Обращаться к пациенту по имени и отчеству; дать понять пациенту значимость его слов

Потребность в самоуважении

Помочь пациенту в достижении чувства собст­венного достоинства

Потребность в успехе

Помочь пациенту поделиться своим успехом с другими

Потребность в обладании преимуществом

Научить пациента использовать своё преиму­щество




Перечень рекомендуемой учебной литературы для студентов


Основные источники:

1. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова. - Ростов на/Д.: Феникс, 2019. - (Медицина для вас).


Дополнительные источники:

1. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru (дата обращения: 30.03.2020).

2. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 512 с. - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru (дата обращения: 30.03.2020).

3. Калигина Л.Г. Основы сестринского дела: руководство по медицинским манипуляциям \ Л.Г. Калигина, В.П. Смирнов. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 430 с.

4. Осипова В.Л. Дезинфекция: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / В.Л. Осипова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 136 с.

5. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / В.Л. Осипова. – М.: ГЭОТАР-Медиа,

2014. – 240 с.

6. Основы сестринского дела: учебник для ССУЗ / И.Х. Аббясов [и др.]; под ред. С.И. Двойникова. - М.: ИЦ «Академия», 2009. – 336 с.

7. Основы сестринского дела: учебно-методическое пособие для студентов / под общей ред. А.И. Шпирна. – М.: ВУНМЦ, 2003. - 420 с.