Урок литературы в 7 классе
Урок№7-8
Дата:
Тема: «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Цель: обзорное знакомство с жанром летописи, знакомство с повестью, выявление её специфики.
Ход урока.
1. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.
Слушаем рассказ о Владимире Мономахе ученика, выполнявшего индивидуальное задание.
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с1113 года — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах получил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.
В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году половцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс русским людям.
В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сделать не удалось.
В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было восстановлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослушников он жестоко карал.
Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.
Но после его смерти в 1132 году распри начались вновь уже среди потомков Мономаха. Спокойствию на Руси пришёл конец.
- Что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авторы поучений?
Читаем отрывок из «Поучения», данный в учебнике-хрестоматии, вслух. Обязательно спросим у детей, какое впечатление сложилось у них после прочтения этого текста. Объясним, что этот отрывок — лишь малая часть произведения.
«Поучение» состоит из собственно поучения, обращенного к «чадам» и рассказа Владимира о своей жизни. В начале «Поучения» Мономах наставляет чад своих, как жить «Бога ради и души своей»: не забывать бога, не иметь гордости в сердце и в уме, уважать старых людей, не лениться, думать, прежде чем что-то сказать... Владимир Мономах выписывает ряд цитат из Священного писания.
Очень важной является идея Мономаха о том, что не только, затворничеством, монашеством и голоданием, «но малым делом можно получить милость Божию»: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». Этими словами князь утверждает созидание как основу жизни отдельного человека и основу государственной политики.
2. Повесть о Петре и Февронии Муромских.
Комментарий:
Произведение, с которым предстоит познакомиться учащимся, очень похоже на сказку и житие одновременно. Это связано со своеобразной историей создания произведения. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами князя Петра и благочестивой княгини Февронии. Однако стоит обратить внимание на то, как на наших глазах сюжет, традиционный для волшебных сказок многих народов, незаметно приобретает черты жития русских святых. Цель этого жанра, о чем уже шла речь на предыдущих уроках, посвященных духовной литературе, — канонизация того или иного исторического лица, изображение его истинным слугою Бога, подвижником, человеком, на которого снизошло божественное откровение. Исследователи считают, что в основе первой и второй частей повести лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, отгадывающей загадки. Таких героев действительно много в русских сказках (попросите ребят вспомнить их). Потом, во время чтения, обратите внимание на то, как в последующих частях образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых, а уж финал повести— классический образец житийной литературы.
3.Слово учителя.
Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятель собора) дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, а потом стал монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна. Сохранилось множество списков этой повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.
Петр и Феврония - исторические лица. Они княжили в Муроме в начале ХШ века и умерли в 1228 году.
Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку села Солотча, откуда родом была Феврония.
- Подумайте чем могут быть интересны произведения древнерусской литературы современному читателю?
{Ребята обращаются к эпиграфам урока.)
- Повесть написана в форме жития. Каковы признаки жития? {Жизнеописание героя начинается с рассказа о детстве. Он происходит от "благочестивых"родителей. В детстве не похож на других детей, заранее проявляя признаки будущей мудрости. В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.)
Житие святого - повествование о жизни святого, созданием которого обязательно сопровождается официальное признание его святости (канонизация). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижизненные и посмертные чудеса). Жития святых пишутся по особым
правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например св. Мария Египетская). В "Повести" Ермолая-Еразма некоторые черты святого прослеживаются скорее у князя Петра, чем у его супруги, которая к тому же, как следует из текста, совершает свои чудесные исцеления скорее собственным искусством, нежели по воле Бога.
- Кроме того, в этой повести мы можем увидеть признаки устного жанра. Какие это признаки?
(Это элементы волшебной сказки: змей-оборотень; жена Павла выпытывает у него, от чего он может умереть; меч - кладенец, от которого гибнет змей; мудрая дева, говорящая загадками; чудесное превращение хлебных крошек в ладан; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка.)
В центре нашего внимания произведение, которое привлекает прежде всего необычностью своего названия — «Повесть от жития святых новых чудотворец муромских князя Петра и княгини Фев-ронии», которую написал Ермолай-Еразм.
4. Чтение повести (повесть читает учитель, поясняя непонятные слова).
- Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).
5. Разбор и выделение особенностей.
- Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития мы можем обнаружить в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испытания проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы?
(Повесть написана в форме жития, но содержание повести отличается от канонического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей).
- Повесть была необыкновенно популярна на Руси: сохранилось более 150 ее списков. Чем же привлекала она современников?
(Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезью житейской мудрости.)
-Как отвечает на вопросы Февронии посланный за нею слуга? Почему же он не может ничего понять в словах дочери древолаза?
{Характер преподобной будущей княгини Февронии создается как характер исключительный, она обладает всеми качествами, необходимыми для княжеской жены.)
Найти в тексте повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.
- Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь?
- К кому обращается Феврония в трудные минуты? {Вспомним, что это не только повесть, но и житие — к Богу.)
- Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему вырастают срубленные деревья? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда обнаружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?
(Перед нами — образ русской святой, причем созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признанием атом, что не достоин он описать житие святых).
Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор произведения использует элементы сразу нескольких жанровых форм — исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.
Найдите элементы этих жанров в структуре повести.
6. Составление таблицы. Работа в группах.
Каждая группа получает задание найти в произведении черты жития или элементы сказки. Результат работы обсуждается и оформляется в следующую таблицу (заполняется по ходу обсуждения).
Признаки сказки | Черты жития |
1. Сказочный зачин. 2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая — на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой — змей-искуситель. 4. "От чего ему смерть?": добро побеждает зло, так как Петр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть, так же как в сказке, хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеЧы ("лукавый змей" "мудрая дева"). | 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, святой; Феврония — святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по "заповедям Божьим". 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса. |
В процессе обсуждения останавливаемся на важных моментах.
Тема — история любви, а не жизнеописание святого, нет описаний страданий.
Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь — это великое, всепобеждающее чувство.
Пафос — утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого.
В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.
7. Подведение итогов.
В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. - Зачем же автор использует элементы разных жанров? На этот вопрос ответьте дома, выполнив задания учебника.
Домашнее задание.
1. Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) повести от лица одного из персонажей.
2. Провести словарную работу: задание № 2 в учебнике.