СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.»

Урок литературы в 7 классе

Урок№7-8

Дата:


Тема: «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Цель: обзорное знакомство с жанром летописи, знакомство с повестью, выявление её специфики.

Ход урока.

1. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

Слушаем рассказ о Владимире Мономахе ученика, выпол­нявшего индивидуальное задание.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослава Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с1113 го­да — великим киевским князем. Своё прозвище Мономах полу­чил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха.

В 1093 году умер последний из Ярославичей, отец Мономаха — Всеволод, бывший в то время киевским князем. Владимир Мономах добровольно отказался от великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка и остался княжить в Чернигове. В том же году на Русь напали половцы. Святополк и Владимир вышли им навстречу и были жестоко разбиты. В 1094 году по­ловцы появились вновь. Их вёл русский князь Олег Святославич. Осаждённый в Чернигове, Мономах согласился уступить этот город Олегу а сам перешёл в Переяславль. Олега Святославича прозвали Гориславичем за горе и беды, которые он принёс русским людям.

В 1097 году по инициативе Мономаха князья собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого сде­лать не удалось.

В 1113 умер Святополк Изяславич, бывший тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха, который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском престоле он позаботился о том, чтобы успокоить волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено долговое рабство. В годы княжения Мономаха единство Руси было вос­становлено, поскольку авторитет князя был бесспорен, а ослуш­ников он жестоко карал.

Добившись единства среди князей, Мономах сумел нанести ряд тяжких поражений половцам и заставил их прекратить набеги.

Но после его смерти в 1132 году распри начались вновь уже среди потомков Монома­ха. Спокойствию на Руси пришёл конец.

- Что такое поучение? Какие цели ставили себе обычно авто­ры поучений?

Читаем отрывок из «Поучения», данный в учебнике-хрестоматии, вслух. Обязательно спросим у детей, какое впечат­ление сложилось у них после прочтения этого текста. Объясним, что этот отрывок — лишь малая часть произведения.

«Поучение» состоит из собственно поучения, обращенного к «чадам» и рассказа Владимира о своей жизни. В начале «Поуче­ния» Мономах наставляет чад своих, как жить «Бога ради и ду­ши своей»: не забывать бога, не иметь гордости в сердце и в уме, уважать старых людей, не лениться, думать, прежде чем что-то сказать... Владимир Мономах выписывает ряд цитат из Священ­ного писания.

Очень важной является идея Мономаха о том, что не только, затворничеством, монашеством и голоданием, «но малым делом можно получить милость Божию»: «Бога ради, не ленитесь, мо­лю вас, не забывайте трёх дел тех, не тяжки ведь они; ни затвор­ничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные доб­родетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию». Этими словами князь утверждает созидание как основу жизни отдельного человека и основу государственной политики.

2. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Комментарий:

Произведение, с которым предстоит познакомиться учащимся, очень похоже на сказку и житие одновременно. Это связано со своеобразной историей создания произведения. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами князя Петра и благочестивой княгини Февронии. Однако стоит обратить внимание на то, как на наших глазах сюжет, традиционный для волшебных сказок многих народов, незаметно приобретает черты жи­тия русских святых. Цель этого жанра, о чем уже шла речь на предыдущих уроках, посвященных духовной литературе, — канонизация того или иного исторического лица, изображение его истинным слугою Бога, подвижни­ком, человеком, на которого снизошло божественное откровение. Иссле­дователи считают, что в основе первой и второй частей повести лежат два традиционных фольклорных сюжета: о герое-змееборце и мудрой деве, от­гадывающей загадки. Таких героев действительно много в русских сказках (попросите ребят вспомнить их). Потом, во время чтения, обратите внима­ние на то, как в последующих частях образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых, а уж финал повес­ти— классический образец житийной литературы.

3.Слово учителя.

Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке пи­сателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священ­ником в Пскове, потом протопопом (настоятель собора) дворцово­го собора Спаса-на-Бору в Москве, а потом стал монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» бы­ла особенно популярна. Сохранилось множество списков этой по­вести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония - исторические лица. Они княжили в Муроме в начале ХШ века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой кре­стьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упо­минается в повести, существует и в наши дни, оно находится непо­далеку села Солотча, откуда родом была Феврония.

- Подумайте чем могут быть интересны произведения древ­нерусской литературы современному читателю?

{Ребята обращаются к эпиграфам урока.)

- Повесть написана в форме жития. Каковы признаки жития? {Жизнеописание героя начинается с рассказа о детстве. Он проис­ходит от "благочестивых"родителей. В детстве не похож на других детей, заранее проявляя признаки будущей мудрости. В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувст­вовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.)

Житие святого - повествование о жизни святого, созданием ко­торого обязательно сопровождается официальное признание его святости (канонизация). Как правило, в житии сообщается об ос­новных событиях жизни святого, его христианских подвигах (бла­гочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижиз­ненные и посмертные чудеса). Жития святых пишутся по особым

правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например св. Мария Египетская). В "Повести" Ермолая-Еразма некоторые черты святого прослеживаются скорее у кня­зя Петра, чем у его супруги, которая к тому же, как следует из тек­ста, совершает свои чудесные исцеления скорее собственным ис­кусством, нежели по воле Бога.

- Кроме того, в этой повести мы можем увидеть признаки устного жанра. Какие это признаки?

(Это элементы волшебной сказки: змей-оборотень; жена Павла выпытывает у него, от чего он может умереть; меч - кладенец, от которого гибнет змей; мудрая дева, говорящая загадками; чудесное превращение хлебных крошек в ладан; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка.)

В центре нашего внимания произведение, которое привлекает прежде всего необычностью своего названия — «Повесть от жития святых новых чудотворец муромских князя Петра и княгини Фев-ронии», которую написал Ермолай-Еразм.

4. Чтение повести (повесть читает учитель, поясняя непонят­ные слова).

- Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).

5. Разбор и выделение особенностей.

- Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития мы можем обнаружить в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испыта­ния проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы?

(Повесть написана в форме жития, но содержание повести отли­чается от канонического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Фев­рония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей).

- Повесть была необыкновенно популярна на Руси: сохра­нилось более 150 ее списков. Чем же привлекала она со­временников?

(Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запо­минающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезью житейской мудрости.)

ак отвечает на вопросы Февронии посланный за нею слу­га? Почему же он не может ничего понять в словах дочери древолаза?

{Характер преподобной будущей княгини Февронии создается как характер исключительный, она обладает всеми качествами, необхо­димыми для княжеской жены.)

Найти в тексте повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

- Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь?

- К кому обращается Феврония в трудные минуты? {Вспомним, что это не только повесть, но и житие к Богу.)

- Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему вырастают срубленные деревья? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда об­наружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?

(Перед нами образ русской святой, причем созданный по всем правилам этого жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее бла­гочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и призна­нием атом, что не достоин он описать житие святых).

Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор произведения использует элементы сразу нескольких жанровых форм — исторической повести, волшебной и бытовой сказки, ос­новной же формой является житие.

Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

6. Составление таблицы. Работа в группах.

Каждая группа получает задание найти в произведении черты жи­тия или элементы сказки. Результат работы обсуждается и оформля­ется в следующую таблицу (заполняется по ходу обсуждения).

Признаки сказки

Черты жития

1. Сказочный зачин. 2. Первая часть похожа на народ­ную сказку о змее-искусителе, вторая — на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой — змей-искуситель. 4. "От чего ему смерть?": добро по­беждает зло, так как Петр побеж­дает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч 6. Есть загадки, которые часто при­ходится отгадывать героям сказок. 7. Есть, так же как в сказке, хитро­умные задания-испытания (зада­ние Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоян­ные эпитеЧы ("лукавый змей" "мудрая дева").

1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, свя­той; Феврония — святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово свя­тым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по "заповедям Божьим". 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исце­ляла больных). 5. Необычная смерть и по­смертные чудеса.

В процессе обсуждения останавливаемся на важных моментах.

Тема — история любви, а не жизнеописание святого, нет опи­саний страданий.

Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал пра­ведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь — это великое, всепобеждающее чувство.

Пафос — утверждающий силу любви, а не только прославляю­щий святого.

В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

7. Подведение итогов.

В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. - Зачем же автор использует элементы разных жанров? На этот вопрос ответьте дома, выполнив задания учебника.

Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий) повес­ти от лица одного из персонажей.

2. Провести словарную работу: задание № 2 в учебнике.