Поучительные рассказы для маленьких
Юрий Иващенко
ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Где-то далеко-далеко, а может быть совсем рядом, в неведомой стране или в соседнем доме жил да был обыкновенный человек, и звали его Сашка-первоклашка. Звать его стали так недавно, потому как молодой он был еще, только учиться начал.
Вначале побаивался он школу, а потом понравилось. Писать, читать, примеры решать каждый ведь умный человек должен. А зачем глупым быть, если умным и уважаемым стать можно?
Задумался над этим Сашка после первых дней учебы. Интерес сам собой появился. Иногда трудно было, иногда очень трудно, а иногда и полегче.
Каждый день узнавал и понимал он что-то новое, неизвестное. Понял, что учительница в школе- это самый главный человек, от которого его, Сашкин успех зависит. Понял, что хвалит учительница, тогда, когда учишься хорошо, за поведением своим следишь. Но самое главное- понял то, что у него постепенно все получится. «Старание», «стремление»- эти слова стали лучшими Сашкиными друзьями.
Конечно, бывают в жизни разные трудности и неприятности. К ним можно по-разному относиться. Можно испугаться и подчиняться, а можно с успехом их преодолевать.
Сашка выбрал второй, более трудный, но и более почетный путь. Не всегда сразу удается сообразить, как пишется буква или как решается пример. Но если желание проявишь, в конце концов все получается. Иногда бывает, что поведением своим забываешь управлять, но потом вспомнишь и снова руководишь собой.
Твердо усвоил Сашка, что внутри каждого человека спрятано огромное количество сил и способностей. Каждый, если захочет, может стать лучше, чем сейчас. Каждый ходит в школу для того, чтобы стать лучше. Каждый учится во имя себя.
ВНЕШНИЙ ВИД
Однажды сломался у Сашки будильник. Вскочил он утром, а до начала уроков считанные минуты остались. Как метеор забегал по комнате, на ходу натягивал одежду и застегивал портфель. В школу забежал, только звонок прозвенел. В класс перед носом учительницы прошмыгнул. Сел, отдышаться не может.
Урок идет своим чередом, но чувствует Сашка, что не все ладно вокруг. Соседка по парте потихоньку отодвигается. Со всех сторон дети смотрят как-то непонятно. А учительница вроде бы сказать что-то хочет, но не решается.
Наконец Сашка не выдержал, толкнул соседку и спрашивает:
- Оль, а Оль, почему все так на меня смотрят?
Оля недовольно носиком повела и отвечает не хотя:
- А ты сам на себя сегодня смотрел? Зубы чистил? Волосы расчесывал?
Сашка так и застыл с открытым ртом. Тут звонок прозвенел. Пулей выскочил он в коридор и быстрей к зеркалу у входа. Смотрит и себя не узнает. Рубашка из-под пиджака выглядывает. На голове волосы, как после урагана, в разные стороны торчат. Лицо «кислое», неумытое.
- Ну и чучело!- услышал Сашка, резко оглянулся, но потом понял, что это он сам себе сказал.
Голову опустил и к умывальнику. На ходу расческу достал, причесывался. Хорошенько умылся, платочком чистым вытерся, одежду расправил, туфли протер и как будто огромный груз с себя сбросил. Даже дышать легче стало. Снова нормальным человеком себя почувствовал, совсем не хуже других.
От этого так настроение поднялось, что даже петь захотелось. И чтобы в песне этой слова были про опрятность, аккуратность, чистоту. Чтобы услышала и увидела его учительница и класс. Чтобы после этого все поняли, что Сашка теперь всегда будет следить за своим внешним видом.
СВОЕ СЛОВО
В школе учитель часто дает задание на дом или выражает детям свою просьбу. Все ребята, конечно, соглашаются выполнить задания и просьбы учителя. Но согласиться – это одно, а выполнить - совсем другое.
- Я забыл, - так обычно объясняет мальчик или девочка невыполнение просьбы учителя.
Сашка не был исключением. Он тоже частенько забывал и никогда не задумывался над последствиями этого. То клей для стенгазеты пообещает, но не принесет, то стихотворение для смотра художественной самодеятельности забудет выучить, то форму спортивную дома оставит и в соревнованиях из-за этого не участвует.
После очередного промаха и услышал Сашка, как учительница его маме говорит:
- К сожалению, Саша абсолютно не умеет держать свое слово. Это можно рассматривать или как его слабость, или непорядочность.
От этих слов Сашка так и обомлел. В голове сразу же промелькнули сцены из памяти, когда он не выполнял своих обещаний. Ему стало как-то неуютно. Захотелось все вернуть назад, но он понимал, что прошлое не возвращается.
Но вот будущее… В будущем все можно изменить. Эта мысль взбодрила Сашку.
- Дал слово - держи! Я отвечаю за свои слова! Я – человек слова! – громко, но про себя, отчеканил он.
Настроение сразу же улучшилось. Глаза заблестели, и губы растянулись в гордой и радостной улыбке.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ
Если один человек желает добра другому человеку, общаясь с ним, то такое общение называют доброжелательным.
Сашка изо всех сил старался быть доброжелательным человеком, потому что на собственном опыте знал, как это приятно. С другой стороны стоит только довести себя недоброжелательно, как тут же в ответ получишь или грубость, или ябедничество, или насмешки.
Недавно на первой большой перемене Сережа с Колей не поделили тряпку, которой доску вытирают.
-Я первый ее схватил, я пойду полоскать,- кричал Сережа.
- Нет я первый, - еще громче кричал Коля.
Каждый так на себя потянул, что тряпка не выдержала, треснула и покатились- Сережа – в один угол класса, а Коля- в другой. Учительница их в этих углах до конца перемены и оставила. А Сашку попросила сходить в умывальник и промыть тряпку.
На следующей перемене всех троих позвала и спрашивает:
Как вы думаете можно было с тяпкой по- доброму решить?
Сашка первый отвечать стал:
- Да, можно было, если бы они не тянули ее друг у друга, а, например, жребий бросили.
Сережа одобрительно головой закивал и добавил:
- Или если бы мы договорились по очереди по переменам ходить.
- Или если бы один туда, а другой обратно нес, - подхватил Коля.
- Вот видите сколько доброжелательных решений вы сами нашли. Теперь, прежде чем кричать или сердиться на кого-то , то придумайте, а может по –другому, по-хорошему дело можно решить. Сказав это, учительница улыбнулась и вышла из класса.
- Предлагаю решить конфликт по доброму и пожать друг другу руки,- обратился Сашка к ребятам после небольшой паузы.
Сережа и Коля с удовольствием выполнили Сашкино предложение и довольные решенной проблемой двинулись к выходу.
А Сашка стоял, смотрел им вслед и думал:
-Как хорошо все-таки, что каждый человек может, если захочет, быть по-настоящему доброжелательным.
ТОВАРИЩЕСКИЕ КАЧЕСТВА
Во время урока школьники получают новые знания. Они пишут, читают, рисуют. Иногда бывает так, что паста в ручке заканчивается или карандаш ломается. Тогда учитель обращается к классу и говорит:
- Кто выручит Свету и даст ей ручку?
Или:
- Если у Коли есть товарищи, то они подчинят ему карандаш!
Сашка часто выручал своих одноклассников. Он даже специально носил с собой запасные ручки и карандаши. Но не только в этом проявлялись его товарищеские качества.
Недавно Сашка решительно встал между двумя ссорящимися одноклассниками и упокоил их. За это учительница при всем классе похвалила его.
Он хорошо помнил слова своей бабушки:
- Как ты будешь к людям относиться, так и люди к тебе будут.
Когда у Сашки долго не получались примеры по математике, то Слава сам подошел к нему и предложил помощь. Вместе с ним разобрался, все-таки, Сашка в примерах, и настроение после этого сразу улучшилось.
На днях у его соседки по парте Оли голова сильно разболелась. Так на вопрос учительницы:
-Кто сможет Олю домой после уроков проводить?- весь класс руки взметнул. Учительница Сашке, как соседу по парте, это дело доверила, и он весь путь до самого дома Оле портфель нес.
После этого по дороге к себе домой Сашка шел и улыбаясь думал:
- Как хорошо, что в нашем классе все относятся друг к другу по товарищески!
ПРАВДА И ЛОЖЬ
Любой человек, хоть один раз в жизни, говорил неправду. Любой первоклассник, хоть один раз в жизни говорил неправду. Сашка был обычным первоклассником, и он тоже знал, что такое говорить неправду. Он знал и не задумывался над этим до того самого случая.
В тот день первым был урок математики. Учительница попросила всех детей принести счетные палочки. Совершенно случайно Сашка забыл про это и при проверке показал вместо них пенал.
- У Саши такой большой набор палочек,- услышал он тут же голос учительницы,- наверное, импортные, да, Саша?
Сашка, покраснев до корней волос, промямлил что-то и опустил глаза. До конца урока он ерзал на стуле и боялся встретиться с глазами с учительницей. На перемену вышел расстроенный. Все дети на улицу побежали, а он ходит по пустынному коридору, руками от досады размахивает. Вдруг чувствует, задел что-то. Смотрит, на полу уже горшок с комнатными растениями разбитый лежит.
Как мышка шмыгнул за угол и быстрей в свой кабинет.
На чтении, в начале урока, учительница спросила у всех.
- Дети, никто не знает, как мог горшок с растением в коридоре разбиться.
Все, конечно, сказали нет, и Сашка, покраснев еще раз, тоже выдавали из себя слово «Нет». После этого совсем неуютно ему стало, будто в лужу сел.
А остальные дети в это время играть в слова начали. Каждый на букву П слово придумать должен. Только до Сашки очередь дошла, он как подскочет, как крикнет
-Правда!
Учительница на него удивительно посмотрела и спрашивает:
-Ты что, Саша, громкоговоритель проглотил?
А он в ответ:
- Нет, Лариса Ивановна, но я слово «правда» придолове его буду держать!
Затем глаза опустил и уже негромко сказал:
-А настольные счетные палочки и цветок новый я завтра обязательно принесу. И больше никогда с ложью дружить не буду.
СВОЕ И ЧУЖОЕ
Дежурные в классе назначаются учителем. Назначаются так, чтобы ученик один раз в месяц обязательно побывал в этой роли. Сашка всегда добросовестно выполнял обязанности дежурного. И в этот они с Олей выпроводили на перемене всех детей в коридор, открыли форточки, вытерли доску. После этого Оля пошла на вахту за мелом, а Сашка стал смотреть не набросали ли ребята на пол бумажек. Он увидел одну, подошел, нагнулся и … ему в нос неожиданно ударил ароматнейший запах. Во втором столе среднего ряда лежал аппетитный, свежезажаренный пирожок с повидлом.
Как завороженный Сашка уставился на этот пирожок. От него уже кто-то откусил кусочек, и повидло слегка растеклось по промасленной бумаге.
- А ведь бы ты сегодня забыл позавтракать,- пронеслось в голове у Александра.
А если отломить кусочек, то никто не заметит,- была его вторая мысль.
Рука как будто сама, подрагивая, стала подниматься и приближаться к соблазнительному пирожку. Сашка уже на кончике языка ощутил вкус теплого повидла, и казалось, никакие силы в мире не могут его остановить.
Но вдруг, как будто что-то щелкнуло у него внутри, и рука замерла. Вначале Сашка не понял почему, но затем он все четче стал осознать причину.
- Ведь я не имею права брать чужое. Чужое -не мое,- эта мысль, возникнув невзначай, теперь полностью овладела им.
-А если бы кто-то без твоего разрешения взял твою вещь?!- уже почти кричал его внутренний голос.
-А если бы кто-то увидел тебя за таким позорным занятием?!
После этой мысли Сашка широко раскрыл глаза и как ужаленный подскочил на месте. Тут же выпрямился и стал озираться вокруг. К его огромному облегчению в класс еще никто не зашел. Несколько ускоренным шагом он бросился выбрасывать подобранную бумажку, повторяя на ходу как заклинание:
Чужое – это не свое! Чужое только с разрешения! Чужое – это свое.
УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ
Главная задача школьника на уроке - получит новые знания. Сашка как старательный школьник, изо всех сил старался учиться. Со стороны это выглядело довольно забавно. Как только учительница задавала какой-нибудь вопрос классу, он резко поднимал руку, начинал трясти ею и издавать неопределенные звуки: «ы - ы- с- с-с-с-…». Если спрашивали кого-то, другого звук прекращался, но рука продолжала тянуться, автоматически подрагивая.
А иногда, наоборот, задумывается с чем-то постороннем (взгляд затуманится) и не слышит какое-то время, что в классе делается.
Понимал Сашка, что это мешает его учебе, да и учительнице не нравится, но считал, что сделать ничего не сможет. Пока однажды после очередного такого неприятного момента не сказал себе:
-Все! Хватит! Пора взять себя в руки и доказать, что я могу собой управлять!
С этого дня стал Сашка специально себе задания на усилия давать. Раньше проезжую часть дороги в любом месте переходил, сейчас только по пешеходному переходу и т.д. Сам себя воспитывать начал. И сразу результаты появились. Стал он сильнее и уверенней. Надобность трясти рукой и шипеть на уроках исчезла.
Не один раз учительница ставила его в пример и говорила:
-Обратите внимание ребята на Александра. Это человек, который умеет собой управлять.
Сашке очень нравились такие слова. Он ими гордился! Отвлекаться он тоже перестал и очень удивился, когда на уроке кто-нибудь из одноклассников пропускал мимо ушей обращенные к нему слова учительницы.
Некоторые ребята стали с Сашкой советоваться, спрашивать, как это у него получается управлять собой. На это у Сашки для всех был один твердый и уверенный ответ:
- Самое главное- это сильно захотеть. А потом представить, что все получается. И действительно все получится.
УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХ
Бывают в жизни моменты, когда человек испытывает страх. В первом классе маленькие люди тоже иногда испытывают страх.
Сашке недавно учительница поручила на концерте перед всей школой прочитать стихотворение. Сашка добросовестно выучил его и пришел на концерт. Но чем ближе подходила его очередь, тем тяжелее становились ноги как-то жутко ему становилось, непонятный страх сковывал. Учительница увидела это, подошла и на ухо ему зашептала:
- Саша, ты вчера по телевизору смотрел выступление детей?
Сашка утвердительно закивал головой.
- Помнишь, в самом начале мальчик выразительно стихотворение читал?
- Да,- снова утвердительно ответил Сашка.
- Так представь, что сейчас тоже такой же мальчик будет выступать.
Вспомни, как он шел, как руками размахивал, как голову держал.
Сашка напрягся и четко вспомнил вчерашнего бойкого мальчика. Он мысленно поставил его на свое место и … услышал голос учительницы:
- Саша, тебе пора выходить на сцену. Голову выше, грудь вперед.
И он, копируя вчерашнего мальчика- артиста, «взлетел» на сцену и выразительно прочитал все стихотворение.
Долго после этого хлопал зал. Сашка с достоинством поклонился и уверенной походкой покинул сцену.
Уже за кулисами он, увидев учительницу, подскочил к ней и радостно закричал:
- У меня получилось, Лариса Ивановна, я смог побороть свой страх!
Учительница погладила его по голове и ответила:
- Я всегда верила в тебя, Александр.
И я верю, что ты на всю жизнь запомнишь, как можно побороть свой страх. Настоящая уверенность всегда сильнее любого страха.
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
Самое приятное и запоминающееся чувство у детей в школе- это радость от правильно выполненного задания учителя. Если ты еще и первый выполнил его, то это радость вдвойне.
Сашка всегда стремился решить пример или отгадать загадку правильно и первым. И очень часто это у него получалось. В такие моменты его лицо расплывалось в счастливейшей улыбке. Внутри все ликовало, и он во всем своим поведением как бы говорил:
- Смотрите и слушайте, как доволен я собой!
Особенно приятно ему было, когда получалось выполнить задание повышенной трудности. На днях учительница такое им задание давала. Надо было соединить тремя линиями четыре точки, не отрывая руки, и вернуться в исходное положение. Сашка на уроке думал, на перемене думал, после уроков думал, и наконец дома, как будто случайно, у него все получилось. Что после этого было! Ура - а- а- а- а…»- длился несколько минут. Родители вбежали, ничего понять не могут.
Мама спросила:
- Саня, ты чего такой счастливый? В спортлото выиграл?
А Сашка ей отвечает:
- Лучше, мама. Я такую трудную задачу сам решил. Сто раз хотел сдаться и бросить, но все – таки не отпустил. Поэтому так сильно и радуюсь.
- Молодец, Александр,- сказал папа, и крепко пожал ему руку.
Поздно вечером мама, заглянув в комнату, увидела безмятежно спящего Сашку, на лице которого продолжала сиять радостная улыбка. Она подошла к нему, погладила по голове и тихонько прошептала:
- Молодец, сынок, ты сам честно заслужил свою радость.