Дата
Урок ИЗО 26
Иллюстрации к сказкам
Тип урока: тематическое рисование
Образовательные цели:
- сформированность первоначальные представления о роли художнике-иллюстраторе Билибине И. Я;
- сформированность основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры русского народа при рисовании русских красавиц и богатырей.
Развивающие:
регулятивные:
- целеполагание при постановки цели своей деятельности;
-осознание границы знания и незнания при актуализации знаний о Билибине И. Я.;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
познавательные:
-анализ при рассмотрении иллюстраций в учебнике;
-умение извлекать информацию из иллюстрации;
коммуникативные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Воспитательные:
Формирование эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Оборудование для учителя: учебник, презентация, силуэтное изображение богатыря и русской красавицы.
Ход урока
Орг. Момент.
- Конечно, не каждый может стать настоящим художником, но научиться рисовать и понимать искусство живописи доступно всем.
Вы хотите научиться рисовать?
Д: - Да.
У: - Я вам в этом помогу.
Сообщение темы урока.
У: - Сегодня мы с вами попадем в мир сказки. У вас на партах должны лежать: альбом, пенал.
Ребята, а вы любите сказки?
-Дааа
-Что вам помогает представить героев сказок?
-Иллюстрации
У: А вы знаете, кто делает иллюстрации к сказкам?
Д: художники
У: Художники-иллюстраторы. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким художником-иллюстратором, как Иван Яковлевич Билибин. Кто- нибудь слышал о нем?
Д: Неееееееет
Вводная беседа.
У: - Ребята, может быть вы и видели картины Ивана Яковлевича, просто не знали, кто является автором этой картины. Посмотрите на доску. Кто догадался, к какой сказке эта иллюстрация? ( Сказка о царе Салтане).
Давайте рассмотрим картину на странице 46. Что на ней изображено? Как одеты персонажи? Какие цвета использует художник?
Д: бояре кланяются царю. Персонажи одеты в длинные платья. В основном используется красный цвет.
У: Верно. Билибин родился в Санкт-Петербурге, в своих работах он отражал мир русской старины, сказки и былины. Художник создал свой стиль, который стали называть билибинским стилем. Ребята, а вы знаете, что такое стиль художника?
-Это манера работы, которая свойственна только этому художнику.
-В билибинских произведениях оживает старина, все ярко, красочно. Но иллюстрации к сказкам могут выполнять не только художники-иллюстраторы.
Посмотрите на доску. К какой сказке эта иллюстрация? (Показываю иллюстрацию М. Малкуса к сказке "Снегурочка").
У: Верно, это снегурочка. Посмотрите внимательнее на картину. Как одевались девушки?
Д: Девушки носили длинные сарафаны, рубашки, ленточки и веночки в волосах.
У: Какие сарафаны они носили?
Д: длинные, до самого пола.
У: Верно, а на ногах у них что?
Д: лапти
У: Из чего делались лапти?
Д: из бересты, это верхний слой коры березы
У: Верно. Теперь посмотрите на следующую картину. Знаете ее название? А Автора?
Д: "Богатыри". Автор Васнецов Виктор Михайлович
Рассмотрите внимательно картину. Во что одеты богатыри?
Д: в кольчугу
У: А что такое кольчуга?
Д: железные доспехи.
У: Что на ногах у них надето?
Д: Длинные сапоги и штаны.
У: Верно, что у них в руках?
Д:Стрелы, лук, меч, копья, щит.
У: Это, наверно, все тяжелое.
Как вы думаете, сильные на Руси богатыри были?
Д: Дааа, сильными.
У: Верно, вот я у вас все спрашиваю, что надевали русские красавицы и русские богатыри. Как вы думаете, почему я это спрашиваю?
Д: Потому что мы будем рисовать их.
У: Верно, сегодня мы будем рисовать девиц красавиц и богатырей. Это работа расчитана на 2 урока. Сегодня мы сделаем основу, а на следующем уроке будем украшать.
Скажите, а чем можно украсить костюмы?
Д: фантиками, фольгой.
У: Верно, на следующем уроке мы с вами будем раскрашивать наши рисунки и украшать. Девочки должны принести фантики от конфет, а мальчики-фольгу.
4. Организация рабочего места.
Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.
Сейчас мы этим и займёмся.
1. Уберите с парты все лишнее.
2. Сядьте так, чтоб не мешать соседу по парте.
3. Помните, что нельзя толкать соседа и тыкать в него карандашом.
5. Подготовка к выполнению практической работы.
У: Давайте посмотрим на доску. Рассмотрим сначала рисунок девицы-красавицы, которую я нарисовала, а затем богатыря.
С чего мы начинаем рисовать человека?
Д: Всегда с головы.
У: Верно, посмотрите на наряд. Что можно сказать о платье и обуви?
Д: обуви почти не видно, потому что ее закрывает сарафан.
У: Верно, а на голове что?
Д: Ленточка.
У: Верно, можно нарисовать венок, если хотите.
У: Я прикреплю свой рисунок к доске, можете подходить и смотреть, можете срисовывать с моего.
Теперь давайте посмотрим на богатыря. Что о нем можно сказать?
Д: У него большие ботинки, сильные руки, меч в руке.
У: Верно, вы сами видите, что он сам по себе большой.
У: Его я повешу рядом с красавицей. Мальчики тоже могут подходить и смотреть богатыря.
А теперь, открывайте свои альбомы и приступайте к работе.
6. Практическая работа.
Задание: Нарисуй девицу-красавицу и древнерусского богатыря.
7. Итог урока.
У: - Ребята, на сегодня вы должны закончить свою работу.
Ответьте мне на вопрос, о каком художнике-иллюстраторе мы говорили?
Д: О Билибине.
У: Верно, так из чего же состоит костюм красавицы и богатыря?
Д: сарафан, туфли, кокошник. Доспехи.