СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка «Контрольное сочинение-анализ внутреннего (внешнего) монолога героя литературного произведения № 1»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольное сочинение-анализ внутреннего (внешнего) монолога героя литературного произведения № 1

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка «Контрольное сочинение-анализ внутреннего (внешнего) монолога героя литературного произведения № 1»»

« » 2020 г.


Урок № 12 -13 Р/Р Контрольное сочинение-анализ внутреннего (внешнего) монолога героя литературного произведения № 1

Тип урока: развития речи

Педагогические задачи: учить анализу художественного текста исходя из особенности предмета изображения – внутреннего мира человека и его переживаний; - проверить знания о приемах раскрытия образов в литературе (антитеза, роль пейзажа, внутренние монологи героев, психологизм характеров); - систематизировать сведения о взаимосвязи художественных приемов в романе как творческом методе Л.Н.Толстого

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.


Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация.

Интернет-ресурсы:1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Л.Н. Толстой, рисуя сложные, богатые в умственном и нравственном отношении натуры, применил для раскрытия этой натуры свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.

Давайте вспомним: что такое «диалектика души»? (Метод психологического анализа) Кто ввёл такое понятие? ( Н.Г. Чернышевский в статье « «Детство» и «Отрочество». Военные рассказы графа Л.Н. Толстого»).

Автор считает Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает свои мысли, рассуждения. А какие ещё приёмы использует автор в раскрытии образов? Назовите эти приёмы. (Ученик: антитеза, пейзаж, психологизм, портретная характеристика, внутренний монолог). Что такое антитеза? Портретная характеристика?

Верно. Именно в этом мы и убедились, анализируя пути духовных исканий этих героев на предыдущих уроках.

Задача нашего урока заключается в том, чтобы систематизируя сведения о взаимосвязи художественных приёмов, как творческом методе Л. Толстого, показать роль одного из них - внутреннего монолога - в развитии «диалектики души». В конце урока мы должны ответить на вопрос «Что составляет сущность жизненного пути наших героев».

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (литературный диктант).

1. Художественный приём, использованный Толстым для композиции романа, заключенный даже в самом названии - это…(антитеза).

2. Используя выше названный приём, продолжите строчки: Кутузов - …, Андрей Болконский - …, Наташа Ростова - …, Тушин - … .

3. Метод художественного анализа, используемый Л.Толстым во многих произведениях, названный Чернышевским «диалектика души»… (психологизм).

4. Умение Л. Толстого выделить основную деталь того или иного персонажа, называется… (портретная характеристика).

5. Он является не только фоном происходящих событий, но и средством развития «диалектики души», отношением автора к изображаемому … (пейзаж).

6. Мысль, что « нет, жизнь не кончилась в 31 год…», возникает у князя Андрея после встречи с … (распустившимся дубом).

7. Маленький и скромный офицер, поджегший Шенграбен, от которого Андрей получает подлинный урок героизма… (Тушин)

8. «Самым сильным и дорогим воспоминанием всего русского, доброго круглого» в душе Пьера был… (Каратаев).

9. «Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало»,- сказала…

10. Наиболее испытанным средством выявления душевных тайн у Л. Толстого является… (внутренний монолог).

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Объясните, как вы понимаете высказывание Л. Толстого?

Для того, чтобы сегодня провести урок, мы с вами заранее определили те внутренние монологи, которые, на ваш взгляд, являются самыми яркими в раскрытии «диалектики души» Андрея Болконского, Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Каждая группа, а их у нас три, получили задание: определить, как внутренний монолог раскрывает определённый этап в жизни героя и составить словесную пирамиду (синквейн), с центральным словом – душа.

1 группе: монологи князя Андрея: «небо Аустерлица» и две встречи с дубом.

- Почему вы выбрали эти монологи?

- Что произошло в душе князя Андрея после Аустерлицкого сражения? 

- Символом чего на ваш взгляд является небо в романе «Война и мир

- Какой приём писатель использовал, чтобы показать, как этот монолог влияет на самооценку героя?

Вывод учителя: перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей. Автор воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько впечатление, которое оно вызывает.

- Что необычного было в этих монологах

- Какой вывод делает князь, глядя на этот дуб? 

- Какое изобразительное средство использует автор? Вывод учителя: В этом монологе автор показывает влияние природы на душу человека, на его мировосприятие, на его духовное обновление.

- И вот вторая встреча с дубом. Что видит князь Андрей? 

- Как об этом говорит автор? (Чтение наизусть)

- И какой мы можем сделать вывод?

- На примере подобранных вами монологов мы проследили изменения, связанные с жизнью князя Андрея. Давайте подытожим вами сказанное. Что помогает нам понять внутренний монолог о князе Андрее при первой встрече с дубом? ( Что он испытывает безысходность, безнадёжность). А когда мы читаем о второй встрече князя с дубом? ( Мы видим, что он радуется от счастья) А что связывает эти два монолога? ( Лунная ночь в Отрадном).– Какие ещё приемы, кроме внутреннего монолога, использует автор при создании образа князя Андрея? (пейзаж, антитеза)

- Дома вы должны были составить словесную пирамиду (синквейн), ключевым словом которой было бы слово душа. Давайте прочтём, что у вас получилось и заполним дневник исследователя, который лежит у вас на парте. ( Душа Корявая, преображённая, Падала, отражалась, жила. Жизнь не кончена в 31 год. Жизнь)

Работа в группах.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Применение знаний умений и навыков.

Русский поэт Вяземский писал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной». Внутренние монологи в романе показывают и переживание героями своих собственных поступков, и поступков других людей, и самооценку героя. И всё это выражается в словах, в словах сказанных или подуманных. В «дневниках исследователя» вы записали синквейны, которые раскрывают душу героя. У вас на партах лежат листы с названием « Словесная пирамида». Мы должны вывести общую формулу души, используя частные характеристики. Подумайте, какие слова мы используем для описания души из уже вами написанных. ( Работа над составлением формулы души.) Душа Русская, пытливая, Ошибается, ищет, получает. 

- Хорошо. А вот завершим мы это строчкой из второго эпиграфа. Чтобы жить, надо бороться. Это и есть жизнь.

- В начале урока был определён вопрос «Что составляет сущность жизненного пути героев». Как вы можете на него ответить? Сущность их пути заключается в поисках смысла жизни, в служении Родине, в борьбе за любовь, счастье. (Можно использовать второй эпиграф)

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать главы романа, связанные с образами Кутузова и Наполеона. Подготовьте развёрнутую характеристику образов, отобрав необходимые эпизоды.


Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Самое главное в человеке – «незримое», то, что не увидишь, - душа и человечность. Нужно стараться это увидеть и преумножать.

- Как перекликается содержание монологов, выбранных вами, с эпиграфами к уроку?

- Если любимым героям Толстого не хватает слов, то как они умеют сказать о том, что у них происходит в душе? (глазами, улыбкой)

- А чем, в основном, в романе представлена речь героев? (диалогами и внутренними монологами).

- С помощью внутреннего монолог, психологического анализа автор передаёт динамику роста героя. Как это называется у Толстого? («диалектика души»)

- Что такое внутренний монолог?

Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.