СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по теме «Сочинение-отзыв на прочитанный текст В.М.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-отзыв на прочитанный текст В.М.

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по теме «Сочинение-отзыв на прочитанный текст В.М.»»


Урок № 16-17. Р/Р Сочинение-отзыв на прочитанный текст В.М. Пескова (упр.57). Анализ письменных высказываний.

Тип урока: развитие речи

Педагогические задачи: формировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту, развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей при выборе жизненного пути.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах.


Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М.: Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация.

Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Сегодняшний урок – это ещё одна важная ступень на пути овладения мастерством слова и подготовке к Единому госэкзамену. (Ученик озвучивает тему – слайд №1, запись в тетрадях по развитию речи). В конце предложения поставьте тот знак, который определит ту задачу, какую вы лично ставите на этом уроке.

(.) – доказать, что...

(?) – выяснить, что...

(...) – исследовать, что...

А сейчас давайте сформулируем общую для всех цель нашего урока.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

Орфоэпическая пятиминутка. Спишите. Поставьте в словах ударение.

Красивейший, красивее, банты, звонит, налита, мозаичный, откупорить, свекла, сливовый, добела, опломбировать, облегчить, донельзя, каталог, вероисповедание, краны.

Лексическая пятиминутка. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Работа в группах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

1.Повторение сведений: из каких частей состоит сочинение-рассуждение.

2.Создание проблемной ситуации.

- У вас на столах лежит текст, на основе которого, после его анализа, мы будем писать сочинение-рассуждение. Элементы структуры сочинения вы видите на слайдах (слайды), а также памятках. Ответьте на «провокационный вопрос»: «Вам предложили кофе. В какой чашке вы предпочитаете его пить?»

- А вот с мнением профессора, к которому пришли в гости студенты, на этот счет мы и познакомимся. (Чтение текста притчи).

В чем смысл жизни человека?


Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Эвристическая беседа с опорой на прочитанный текст.

- Озаглавьте текст.

- Определите тему и основную мысль.

- Каковы проблемы текста?

- Определите жанр, стиль, тип(ы) текста и обоснуйте свое мнение.

- В чем поучительность данной ситуации? Истолкуйте.

- Согласны ли вы с профессором?

- Тяжело ли делать нравственный выбор?

- Выберете главную проблему.

Проблема может быть сформулирована тремя способами

- Что представляет собой комментарий? Работа с Толковым словарем (Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо).

- Какие аргументы можно привести по данной проблеме?

- Найдите языковые приемы, с помощью которых профессор подчеркивает свое отношение к нравственному выбору.

- В каких произведениях поднимается данная проблема?

- Ваше мнение по проблеме?

-Какое из высказываний вам может помочь в заключении сочинения?

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6. Первичное закрепление

1.Работа в группах.

Притча про студентов-выпускников

(1)Шли однажды два друга через пустыню. (2)Поспорили как-то и один ударил другого по лицу. (3)Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. (4)Лишь написал на песке: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ».

(5)Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. (6)По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. (7)Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. (8)После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ».

(9)Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?»

(10)Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. (11)Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть».

(12)Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

1 группа – выявить и сформулировать проблему текста, написать вступление.

2 группа – прокомментировать проблему (проблемы).  

3 группа – сформулировать позицию автора, его мнение по выделенной проблеме.

2. Работа в группах.

У каждой группы на столе пустые листочки. С одной стороны мы записываем проблемы, которые можем выявить в разных текстах, с другой – примеры из художественной литературы, обмениваясь листочками.

3. Написание сочинения в черновом варианте, используя памятки.

Выполняют задание.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Оцените себя сами. Свою готовность к ЕГЭ: «знаю, умею» - 1 балл, сомневаюсь, не уверен» - 0 баллов. Не огорчайтесь – вам будет над чем поработать.

Приём незаконченного предложения:


Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Учитель цикла гуманитарных и математических дисциплин С.Г. Тоузакова