Урок № 16-17. Р/Р Сочинение-отзыв на прочитанный текст В.М. Пескова (упр.57). Анализ письменных высказываний.
Тип урока: развитие речи |
Педагогические задачи: формировать умение работать над сочинением по прочитанному тексту, развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей при выборе жизненного пути. |
Планируемые результаты |
Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации. Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах. | Метапредметные: Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач | Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; |
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М.: Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация. |
Интернет-ресурсы: 1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/ 2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Сегодняшний урок – это ещё одна важная ступень на пути овладения мастерством слова и подготовке к Единому госэкзамену. (Ученик озвучивает тему – слайд №1, запись в тетрадях по развитию речи). В конце предложения поставьте тот знак, который определит ту задачу, какую вы лично ставите на этом уроке. (.) – доказать, что... (?) – выяснить, что... (...) – исследовать, что... А сейчас давайте сформулируем общую для всех цель нашего урока. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний. | Орфоэпическая пятиминутка. Спишите. Поставьте в словах ударение. Красивейший, красивее, банты, звонит, налита, мозаичный, откупорить, свекла, сливовый, добела, опломбировать, облегчить, донельзя, каталог, вероисповедание, краны. Лексическая пятиминутка. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | 1.Повторение сведений: из каких частей состоит сочинение-рассуждение. 2.Создание проблемной ситуации. - У вас на столах лежит текст, на основе которого, после его анализа, мы будем писать сочинение-рассуждение. Элементы структуры сочинения вы видите на слайдах (слайды), а также памятках. Ответьте на «провокационный вопрос»: «Вам предложили кофе. В какой чашке вы предпочитаете его пить?» - А вот с мнением профессора, к которому пришли в гости студенты, на этот счет мы и познакомимся. (Чтение текста притчи). В чем смысл жизни человека? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | Эвристическая беседа с опорой на прочитанный текст. - Озаглавьте текст. - Определите тему и основную мысль. - Каковы проблемы текста? - Определите жанр, стиль, тип(ы) текста и обоснуйте свое мнение. - В чем поучительность данной ситуации? Истолкуйте. - Согласны ли вы с профессором? - Тяжело ли делать нравственный выбор? - Выберете главную проблему. Проблема может быть сформулирована тремя способами - Что представляет собой комментарий? Работа с Толковым словарем (Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо). - Какие аргументы можно привести по данной проблеме? - Найдите языковые приемы, с помощью которых профессор подчеркивает свое отношение к нравственному выбору. - В каких произведениях поднимается данная проблема? - Ваше мнение по проблеме? -Какое из высказываний вам может помочь в заключении сочинения? | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6. Первичное закрепление | 1.Работа в группах. Притча про студентов-выпускников (1)Шли однажды два друга через пустыню. (2)Поспорили как-то и один ударил другого по лицу. (3)Тот, кого ударили по лицу, обиделся, но не сказал ничего. (4)Лишь написал на песке: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ УДАРИЛ МЕНЯ ПО ЛИЦУ». (5)Они шли дальше, и вдалеке увидели оазис, и захотели попить и искупаться. (6)По пути к оазису тот, кого ударили, вдруг оказался в зыбучих песках. (7)Он начал погружаться всё глубже и глубже, но его друг спас его. (8)После этого пострадавший написал на камне: «СЕГОДНЯ МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ СПАС МНЕ ЖИЗНЬ». (9)Друг, который сначала его ударил, а потом спас ему жизнь, спросил: «Когда я тебя ударил, ты написал это на песке, а теперь ты пишешь на камне, почему?» (10)Друг ответил: «Когда кто-то нас ранит, мы должны написать это на песке, чтобы Ветер Прощения смог стереть следы. (11)Если кто-то делает нам что-то хорошее, мы должны вырезать это на камне, чтобы никакой ветер не смог это стереть». (12)Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. 1 группа – выявить и сформулировать проблему текста, написать вступление. 2 группа – прокомментировать проблему (проблемы). 3 группа – сформулировать позицию автора, его мнение по выделенной проблеме. 2. Работа в группах. У каждой группы на столе пустые листочки. С одной стороны мы записываем проблемы, которые можем выявить в разных текстах, с другой – примеры из художественной литературы, обмениваясь листочками. 3. Написание сочинения в черновом варианте, используя памятки. | Выполняют задание. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту. | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Оцените себя сами. Свою готовность к ЕГЭ: «знаю, умею» - 1 балл, сомневаюсь, не уверен» - 0 баллов. Не огорчайтесь – вам будет над чем поработать. Приём незаконченного предложения: | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
Учитель цикла гуманитарных и математических дисциплин С.Г. Тоузакова