Тема: В.М.Шукшин «Гринька Малюгин».
Цель: развитие творческих способностей посредством обобщения и анализа и стилистической переработки полученной информации на основе литературного произведения «Гринька Малюгин».
Задачи:
Образовательные:
-учить выделять основную мысль в тексте для использования её в своей творческой работе; способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение поступков героя.
Коррекционно-развивающие:
-корректировать мышления на основе активизации познавательной и творческой деятельности, развивать умение выделять главное, существенное, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные и эстетические чувства посредством понятия идейного смысла произведения, продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера.
Здоровьесберегающий аспект:
Работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Оборудование: презентация, бланки для ответов, плакаты «Речевая разминка», иллюстрации газеты, блокноты трёх цветов.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Цель: Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы уже с вами учились писать заметки о героях басен И.А.Крылова. Мы с вами будем вновь журналистами, но для этого надо подготовиться. Ведь профессиональный журналист должен быть образованным, умным, любознательным, трудолюбивым и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. А о чём мы с вами будем писать в своей заметке - узнаем позже.
2.Речевая разминка Цель: развитие четкости произношения и подвижности речевого аппарата. Упражнения «Звуковая разминка»
1) Читаем быстро 3 раза, убыстряя темп.
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
3. Актуализация знаний.
Цель: Повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия нового знания. Какое произведение мы изучаем? («Гринька Малюгин») Кто автор этого произведения? (В.М.Шукшин) Слайд №1 А что вы знаете про Василия Михайловича Шукшина? Ответы детей.
Чтобы обобщить наши знания мы сейчас проведём блиц – тест. Слайд № 2-8 Карточки для ответов у вас на партах - вы записываете только ту букву, которая соответствует правильному ответу.
Блиц – тест:1. В каком году родился В.М.Шукшин? а) 1929 б) 1838 в) 1910
2. Где родился В.М.Шукшин? а) В Краснодарском крае б) на Алтае в) на Кавказе
3. Сколько ролей он сыграл в кино? а) 46 б)20 в) 15
4. Кто герои его произведений: а) военные б) дети в) деревенские люди
5. В 1963 году вышел первый сборник рассказов Шукшина, который назывался: а) «Повесть о настоящем человеке»; б) «Приключения Васи Куролесова»;в) «Сельские жители»
6. В.М.Шукшин написал: а)3 книги б) 14 книг в)7 книг
7.На основе рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году вышел фильм, под названием: а) «Живёт такой парень» б) « Водитель Гринька» в) «Чудики» Проверяем (слайд №9)
Молодцы!
В.М.Шукшин был разносторонним и талантливым человеком. Он был и режиссёром, и актёром, и писателем. В его рассказах героями были – сельские механизаторы, шофёры, плотники, кузнецы, простые деревенские люди, работяги, готовые на самопожертвование и подвиг. И одним из них был наш герой Гринька.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Ответьте на вопросы?
Почему автор не назвал рассказ «Григорий Малюгин». (В.М.Шукшин не назвал так рассказ, потому что Гринька был простым деревенским парнем. Чудным, работящим, некрасивым. И название точно передаёт характер Гриньки.)
Почему Гринька сразу не рассказал больным из своей палаты, что совершил? (Гринька был скромным парнем и не считал, что совершил подвиг.)
Цель: анализ произведения и подготовка для творческой работы. * Прочитайте по ролям разговор журналистки и Гриньки. (Выразительное чтение)
Подтвердите примером из текста, что Гринька был большой фантазёр. (Ответы учащихся).
Как воспринял Гринька приход журналистки. (Ответы учащихся).
Почему он просил её не писать о своём подвиге? (Ответы учащихся).
Что ответил Гринька на вопрос журналистки: «Что Вас заставило броситься к горящей машине?». Найдите ответ из учебника.
А на самом деле, как вы думаете, что заставило Гриньку совершить такой поступок?
Как вы относитесь к Гриньке? (Ответы учащихся).
Считаете ли вы его героем? (Ответы учащихся).
Какие качества проявил Гринька во время пожара? (Ответы учащихся).
У слабых учеников на парте ответы-подсказки: -Гринька воспринял приход журналистки…. я-Гринька попросил не писать о своём подвиге потому, что…. -Я думаю, что Гринька….. и т. д.
4.Физминутка. Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Почувствуйте себя Гринькой. Я выписала словосочетания, которые характеризуют его. Повторите эти движения. Ходил, раскачиваясь взад-вперёд….наденет штаны, намочит чуб, уложит его на правый бочок и идёт по деревне….побежал …остановился…добежал до машины…надавил на газ…прыгнул…смотрел в потолок с таким в важным видом…сел…Слайд № 10
5.Творческая работа.
Цель: формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной речи, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
А сейчас вы все разбиваетесь на три творческие группы. У вас на парте лежат блокноты, они разного цвета. У первой группы красные блокноты, у второй группы – зелёные, у третьей – синие.
Учащиеся разделены по группам по принципу «сильные-слабые».
Рассаживаются по группам.
Ваша задача обсудить со своей группой: о чём вы напишете, какую заметку в газету вы напечатаете. Затем каждый представитель группы озвучит вашу статью. Напоминаю структуру заметки: должен быть заголовок (название); вступительная часть, в которой сжато говорится о новости; непосредственно сама новость и ваша оценка случившегося. Любая статья должна отвечать на вопросы Что? Где? Когда? (Учащиеся обсуждают материал, выбирают название и записывают короткую стать).
Из каждой группы выходит редактор и читает свою статью. Остальные внимательно слушают и аплодируют в конце.
6.Подведение итогов. Цель: обобщение знаний, полученных на уроке. Чем мы сегодня занимались? (Обсуждали поступок Гриньки, вспомнили биографию В.М.Шукшина, читали по ролям, высказывали свою точку зрения и написали заметку в газету)
Как поступить, как выбрать верное решенье? Эти вопросы каждому из нас приходится задавать себе и выбирать правильное решение. Обычно подвиг совершают люди скромные. Они заранее не готовятся совершать подвиг и делают это, чтобы помочь человеку в трудную минуту, спасти кого-то. Чаще эти люди остаются в тени и не кричат о своём поступке на каждом шагу. И посмотрите вокруг, наверняка вокруг вас найдутся такие люди, которые не приметны, некрасивы внешне, но в душе настоящие герои и они готовы совершать подвиги.
6. Рефлексия.
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Куда бы вы поместили свою статью? На первую полосу, на разворот или в конце газеты. (Иллюстрация газеты в трёх видах на пейзажном панно) Учащиеся выходят и крепят свою заметку на газету. Комментируют, почему они так решили.



Спасибо всем за работу!