№ урока | Тема урока | К-во часов | Примечание |
Всего (макс) | лекции | ПЗ | СР |
ВВЕДЕНИЕ | 2 | 2 | | | |
1-2 | Историко – культурный процесс и периодизация русской литературы. | | 2 | | | |
Раздел 1. Развитие русской литературы и культур в первой половине ХIХ века. | 22 | 14 | | 8 | |
3-4 | Характеристика литературы первой половины XIX века. Из зарубежной литературы. Фредерик Стендаль. Сведения из биографии. «Красное и черное». Ги де Мопассан. Сведения из биографии. «Ожерелье» | | 2 | | | |
| Доклад : «Литература первой половины 19 века» | | | | 2 | |
5 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. | | 1 | | | |
6 | Патриотические и вольнолюбивые мотивы лирики А.С. Пушкина. Философская лирика А.С. Пушкина. Становление реализма в творчестве Пушкина. Стихотворения: «К морю», «Пророк», «Поэт». | | 1 | | | |
7-8 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Образ стихии. Образ Евгения проблема индивидуального бунта. Образ Петра I. | | 2 | | | |
| Доклад: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» | | | | 2 | |
9-10 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. | | 2 | | | |
11-12 | Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Бай» | | 2 | | | |
| Идейно-художественный анализ стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | | | | 2 | |
13 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести» | | 1 | | | |
14 | Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел. | | 1 | | | |
15-16 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Русская литература первой половины XIX века. | | 2 | | | |
| Эссе: «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя». «Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе» | | | | 2 | |
Тематическая |
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине ХIХ века. | 74 | 48 | | 26 | |
17-18 | Характеристика литературы второй половины XIX века. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. | | 2 | | | |
19-20 | Мастера русского реалистического пейзажа (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской). М. С. Щепкин – основоположник русского сценического реализма. | | 2 | | | |
21-22 | А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. Пьеса «Бесприданница». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. | | 2 | | | |
23-24 | А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт Катерины с «темным царством». А.Н. Островский. Пьесы «Бесприданница» и «Гроза» в русской критике. | | 2 | | | |
| Сообщение на темы: «Значение творчества А.Н. Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; «Мир купечества у Гоголя и Островского». | | | | 3 | |
25-26 | И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. И.А. Гончаров. Творческая история романа «Обломов». | | 2 | | | |
27-28 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. Образ главного героя в романе «Обломов | | 2 | | | |
| Доклад: «Захар—второй Обломов», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое «обломовщина?», | | | | 3 | |
29-30 | И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева повести «Ася». Своеобразие художественной манеры Тургенева – романиста. | | 2 | | | |
31-32 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Образ Базарова в системе действующих лиц. | | 2 | | | |
| Тезисное конспектирование: «Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа». | | | | 1 | |
33-34 | Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?». | | 2 | | | |
Тематическая (1 семестр) | | | | | |
35 | Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». | | 1 | | | |
36 | Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображении этапов духовного пути личности. | | 1 | | | |
| Доклад: Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. | | | | 2 | |
37 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Тематика и проблематика произведения. | | 1 | | | |
38 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Объекты сатиры и сатирические приемы. | | 1 | | | |
| Доклад по теме на выбор: «М.Е. Салтыков-Щедрин сотрудник и редактор «Современника». Замысел, история создания «история одного города» Образы градоначальников Элементы антиутопии в «Истории одного города» | | | | 3 | |
39-40 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Жанровое своеобразие его произведений. | | 2 | | | |
41-42 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика. | | 2 | | | |
43 | Ф.М. Достоевский. Петербург как символ равнодушного отношения к человеку. Социальная функция городского пейзажа. | | 1 | | | |
44 | Ф.М. Достоевский. Теория Раскольникова. Проблема самоценности отдельного человека и счастья всего человечества. Трагические противоречия в характере Раскольникова. | | 1 | | | |
45-46 | Ф.М. Достоевский. Критическая полемика вокруг романа «Преступление и наказание». Мировое значение творчества Ф.М. Достоевского. | | 2 | | | |
| Рассуждение на темы: «Петербург как символ равнодушного отношения к человеку» «Правда» Раскольникова и «правда» Сони «Страдание и очищение в романе» «Раскольников и его теория преступления». «Полифонизм романов Ф. М. Достоевского» | | | | 3 | |
Тематическая | | | | | |
47-48 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Этапы творческого пути писателя. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | | 2 | | | |
49 | Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы» -- суровая правда изображения войны. | | 1 | | | |
50 | Л.Н. Толстой. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. Своеобразие композиции. | | 1 | | | |
51 | Л.Н. Толстой. Мысль народная в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. | | 1 | | | |
52 | Л.Н. Толстой. Изображение войны. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир». | | 1 | | | |
53 | Л.Н. Толстой. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов. Осуждение войны и бесчеловечной идеи господства одной личности над массами. | | 1 | | | |
54 | Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир». Л.Н. Толстой. Семья Ростовых и семья Болконских. | | 1 | | | |
55 | Л.Н. Толстой. Художественные особенности романа «Война и мир». | | 1 | | | |
56 | Л.Н. Толстой. Духовные искания писателя и их отражение в позднем творчестве Л.Н. Толстого. Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат». | | 1 | | | |
| Сочинение – рассуждение на темы: «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина». «Патриотизм в понимании писателя» «Женские образы в романе «Война и мир»» «Анализ образов Кутузов и Наполеон» «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» | | | | 7 | |
57-58 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х гг. | | 2 | | | |
59 | А.П. Чехов. «Ионыч», | | 1 | | | |
60 | «Человек в футляре». А.П. Чехов Тема «маленького человека» в прозе писателя. Своеобразие выражения авторской позиции. | | 1 | | | |
61-62 | А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда. Символ сада в комедии | | 2 | | | |
63-64 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 | | 2 | | | |
| Сочинение по пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад» Рассуждение: «Маленький человек» | | | | 4 | |
Тематическая | | | | | |
Раздел 3. Поэзия второй половины ХIХ века. | 14 | 8 | | 6 | |
65-66 | Поэзия второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. | | 2 | | | |
| | | | | 2 | |
67 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | | 1 | | | |
68 | А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. Многожанровость наследия. | | 1 | | | |
69 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Образы «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | | 1 | | | |
70 | Н.А. Некрасов. Сатирическое изображение помещиков. Поэма – энциклопедия народной жизни. | | 1 | | | |
71-72 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 . Русская литература второй половины XIX века. | | 2 | | | |
| Реферат на тему по выбору: «Некрасовский “Современник”», «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А. Некрасова», «Произведения Н.А. Некрасова в творчестве русских художников. | | | | 4 | |
Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века | 12 | 10 | | 2 | |
73 | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. | | 1 | | | |
74 | Неповторимость И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Антоновские яблоки». Идейно – художественный анализ стихотворений И. А. Бунина | | 1 | | | |
75-76 | А. И. Куприн. Краткий очерк жизни и творчества. «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. | | 2 | | | |
77-78 | Характерные особенности развития критического реализма в 19 веке во Франции. Краткий очерк жизни и творчества О. Бальзака | | 2 | | | |
79-80 | «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. Образ ростовщика Гобсека | | 2 | | | |
| Проблема нравственной стойкости человека | | | | 2 | |
81-82 | Итоговая контрольная работа по литературе 19 века | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
| ВСЕГО | 122 | 82 | | 42 | |