СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование. 4 класс. Тема: И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование. 4 класс.  Тема:  И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование. 4 класс. Тема: И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина»

Поурочное планирование. 4 класс.

Тема: И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание произведения, читать вслух с постепенным пере­ходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправ­ляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р - формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основ­ной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и худо­жественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); лич­ностные: формирование системы нравственных ценностей (лю­бовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихов Н.А. Некрасова.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку, напишите отгадку.

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем! (Лес.)

— Прочитайте ее скороговоркой.

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Запишите имя поэта, чье стихотворение мы будем читать. (Бунин Иван Алексеевич.)

НИНУБ НАВИ ЧИВЕЕСКЕЛА

— Что вы можете сказать об авторе Иване Бунине? (Дети вспоминают, что уже знают.)

— Определите тему и цели урока.

V. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Бунина

(Учитель делает краткое сообщение о писателе. См. материал к уроку.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока Работа над стихотворением «Листопад»

(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер.)

— Что вы представили, когда слушали стихотворение? (Словарная работа.)

— Объясните значение слова «завороженный». (Очарованный, околдованный.)

— Подберите синонимы к словам «лиловый», «золотой», «ба­гряный».

— Подберите антоним к слову «замирает». (Возрождается.)

— Объясните слова поэта: «И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой».

— Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы?

— Чего он достигает необычным изображением осени?

— Прочитайте стихотворение на с. 150—151 учебника про себя и скажите, что напомнил осенний лес Бунину.

— Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема?

— А какие эпитеты использует для этого автор?

— Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?

— Как образ шуршащего листика усиливает ощущение насту­пающей тишины?

— Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?

— Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»?

— Что хотел сказать Бунин своим читателям? (Выразительное чтение произведения учащимися.)

— Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

IX. Подведение итогов урока

— Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

Домашнее задание

Найти и прочитать другие стихи И.А. Бунина, подготовить выразительное чтение одного их них, подобрать иллюстрации к нему.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии И.А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в ро­довитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провел частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне Липецкой области). Впитывая от родителей, от дворовых предания и пес­ни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатли­тельность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством стар­шего брата, народовольца Юлия. Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через 5 лет напечатал перевод поэмы американско­го поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901), принес ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, поначалу по­хожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.

В январе 1920 г. вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современ­ных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме ев­реев, радовался победам советских войск.

Последние годы Бунин провел в бедности, работая над книгой о сво­ем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)