СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование искусство»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 городского округа

г. Нефтекамск Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

учителей 2 классов

________ / Ирдубаева О.Е./

Протокол № 1

от 26.08.2022г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по ВР

________ Швецова Т.В.

Протокол № 1

от 29.08.2022г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОАУ СОШ №17

___________Р.Т.Ганиев

Приказ № 245

от 30.08.2022г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курса внеурочной деятельности

«Искусство»

(для 1–4 классов образовательных организаций)







Составители: Ирдубаева О.Е.

Николаева Н.А.

Иликбаева И.О.

Шарипова С.Д.














Нефтекамск 2022 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2019 г.)

         Программа «Искусство» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов).  Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.

 Большой мир искусства откроет детям свои тайны!

Цель программы - фор­мирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи преподавания изобразительного искусства :

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзыв­чивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

  • формирование художественно-творческой активности школьников;

  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, уме­ний и навыков.


Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рас­сматривается как педагогический процесс, направленный на раз­витие осознанного отношения детей к окружающему миру и уме­ния выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от уро­ка к уроку школьники учились видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых, обыденных явлений.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей при­роды, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся.

Формирование художественно-творческой активности уча­щихся в области изобразительной деятельности позволяет им рас­крыться, овладеть различными приемами творческой деятельно­сти. В этом возрасте для ребенка является проблемой

письмом, и преодолеть эти трудности поможет графическая работа карандашом, палочкой и тушью, углем и грифелем, работа в мел­кой пластике, развивающая пальцы. Живописное освоение листа большого формата с помощью гуашевых красок и широкой кисти помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Художественно-творческая активность детей не только на­правлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуж­дения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Сти­мулируют рождение художественного образа музыкальный, ли­тературный и визуальный материал.

Овладение образным языком изобразительного искусства по­средством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ре­бенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в ре­зультате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых учителем на уроке. В работе с учащимися не­обходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы ки­сточкой, палочкой, карандашом, в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.



Материал курса «Искусство» представлен в программе следующими содержательными линиями:

- живопись,

- графика,

- скульптура,

- народное и декоративно-прикладное искусство,


Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.


Занятия построены следующим образом:

  1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

  2. Беседа по теме урока. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  3. Основная часть. Творческая практическая деятельность учащихся.

  4. Итог урока. Выставка и анализ работ. Обобщение темы урока.


Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

- личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,

- дидактические: наглядность, связь теории с практикой,

- творчества (креативности) :  предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения,

- деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности.

- вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её  исправления.


Ценностные ориентиры содержания данного курса:


 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Реализация программы рассчитана на 4 года начального образования объёмом 135 часов: в 1класс – 33 ч, во 2-4 классах по 34 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-10 лет.


Содержание курса внеурочной деятельности

1класс

Наблюдаем и изображаем осень (7 часов)

Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.

В чем красота зимы? ( 7 часов)

Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.

Мы и наши друзья (10 часов)

Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи.

Какого цвета весна и лето? (9 часов)

Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.


2 класс

Чем и как работают художники (8 часов).

Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти.

Мы изображаем, украшаем, строим (8 часов).

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

О чем говорит искусство(9 часов).

Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Выражение характера человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А.Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем.Изображение доброго и злого воина.Выражение характера человека в изображении; женский образ сюжете сказки.Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).Выражение намерений через украшение. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.

 Как говорит искусство (9часов ).

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению). "Перо Жар-птицы". Краски смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной. Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв. Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей.


3 класс

Искусство в твоем доме (8 часов).

Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.

Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее назначением. Работа мастеров Постройки, Украшения, Изображения по изготовлению посуды : конструкция, форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.  Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный, повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль мастера постройки. Растительный, линейный, геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица.Создание художником поздравительной открытки . Форма открытки и изображение на ней как  выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.

Искусство на улицах твоего города (7 часов).

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет,  каким им быть.

Архитектура садов и парков. Художник архитектор придумал не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки- музеи, детские парки.

 Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве; их назначение и роль  в украшении города. Узорные ограды  в родном городе, деревянный ажур наличников.

Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже  создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах и в парках. Фонари – украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга и др.городов.

Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице.

 Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогают создавать художники.

 Создание из отдельных работ одного или нескольких  панно. Дополнить фигурками людей, деревьями.

Художник и зрелище (9 часов).

Роль  художника в цирке. Цирк -  образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности -  веселая тема детского творчества.

 Спектакль – вымысел и правда театральной  игры. Художник- создатель сценического мира. Декорации и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления.

 Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре  и на празднике.

 Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, ее конструкция и костюм.

 Значение афиши   и плаката. Образ  зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста  в плакате. Шрифт.

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения : панно,  транспаранты, декоративно- праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги.

Театрализованное представление или спектакль с использованием, сделанных  на занятиях масок, кукол и.т.д.

 Художник и музей (10 часов).

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации и экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.

 Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А Саврасова, Н Рериха, А Куинджи, В Ван Гога.

Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.

Экологическая тема в плакате. Плакат- призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое решение.

 Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение  в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение  настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в  пространстве картины.

 Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических   картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины.

Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.  Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

 Организация выставки лучших работ за год  « Искусство вокруг нас». Выставка – это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок


4 класс

Истоки родного искусства (8 часов).

Знакомство с истоками родного искусства – это  знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня.

 Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.

 Образ традиционного русского дома – избы. Украшение избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.

Постройка, украшение, изображение при создании избы.

Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.

 У каждого народа складывается свое представление о красоте человека – и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.

Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – « добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. «Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины.

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник – это народный образ радости и  счастливой жизни. Выставка  творческих работ.

Древние города нашей земли ( 8 часов).

 Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов. 

 Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии рек).

Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие.

 Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловые значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.

Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд.

Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа,  развитие навыков изображение человека.

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города ( по выбору учителя). Знакомство с конкретным  образом и своеобразием  этих исторических центров.  Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы - памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах.

Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы.

Обобщение материала четверти. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Завершает четверть изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.

 Игра-викторина «Древние города нашей земли». 

Каждый народ – художник (10 часов).

Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец, средневековой (готической) Европы. Однако учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.

 Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

 Художественная культура Японии. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

  Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.

 Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами.  Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

  Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина- главный строительный материал. Присутствие крепостных стен.

 Особое значение искусства Древней Греции.

 Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой.

Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма.

Игра – викторина  «Каждый народ художник» (обобщение тем)

 Искусство объединяет народы ( 8часов).

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Изображение страдания в искусстве.

 Героическая тема в искусстве разных народов.

Тема детства. Юности в искусстве.

 Итоговая выставка работ.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников.

2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.

3. Создавать прекрасное своими руками.

4. Ценить свой труд, уважать чужой.

5. Уметь применять теоретические знания на практике.

6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Возрастные особенности достижения результатов воспитания

  • При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

  • Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов)

Личностными результатами изучения программы  является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения  программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) ;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.


Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Предметными результатами изучения  программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся

научаться:

1-2 классы

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных  и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

3 классы

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической ком­позиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобрази­тельных средств выражать свое отношение к персонажам изобра­жаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное рас­положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенно­стями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, компози­ции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюр­морте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты ос­вещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акваре­лью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

 4классы

-делать по наблюдению и с натуры  зарисовки человека, отдельных  предметов;

цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

-проводить экскурсию  по выставке работ .

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.


Тематическое планирование

1 класс

№ п/п


Наименование разделов и тем программы

Кол-во час

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Введение в предмет. Все дети любят рисовать

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

Индивидуальная Групповая

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

2

Мы знакомимся с волшеб­ными красками

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

3

Какого цвета осенняя лист­ва? Коллективная работа «Де­рево в осеннем убранстве»

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

4

Осенний букет

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

5

Ветер в осеннем лесу

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

6

Осень — пора плодородия. Овощи

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

7

Осень - пора плодородия. Фрукты

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

8

Мы готовимся к зиме

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

9

Коллективная работа «Первый снег»

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

10

Наши зимние забавы

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

11

Наши зимние забавы

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

12

Морозные узоры

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

13

Морозные узоры

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

14

Коллективная работа «Зимний день на природе»

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

15

Мы в цирке

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

16

Мир нашего аквариума. Красивые рыбы

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

17

Мир нашего аквариума. Подводный мир

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

18

Домик для собачки

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

19

Учимся делать из бумаги собачку

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

20

Сделаем подарок нашим папам

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

индивидуальная

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

21

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка»

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

22

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет»

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

23

Лепим любимых живот­ных. Ох уж эти кошки!

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

24

Мы рисуем своих друзей

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

индивидуальная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

25

Какого цвета небо?

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

26

Деревья проснулись

1

Беседа практическое занятие

Коллективная индивидуальная

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

27

Деревья любуются своим отражением

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

28

Красота природы

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

29

Мы изображаем весенние цветы

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

индивидуальная

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

30

Аппликация «Разноцвет­ные букашки»

1

Беседа практическое занятие

Коллективная

Групповая индивидуальная

https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

31

Коллективная работа «Та­нец бабочек-красавиц»

1

Беседа практическое занятие

Индивидуальная Групповая

коллективная

http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

32

Здравствуй, лето! Итого­вый урок в форме игры-путешествия

1

Беседа

игра


Коллективная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

33

Экскурсия на природу

1

Беседа

экскурсия

Индивидуальная Групповая

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/


итого

33




2 класс



№ п/п

Содержание тематического блока

К-во час

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Гуашь. Цветочная поляна

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

2

Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

3

Восковые мелки. Букет осени


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

4

Восковые мелки. Букет осени


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

5

Аппликация из осенних листьев


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

6

Аппликация «Осенний ко­вер» (коллективная работа)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

7

Графические материалы. Волшебный цветок

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

8

Пластилин. Древний мир

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

9

Изображение и реальность. Птицы родного края

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

10

Изображение и фантазия.


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

11

Изображение и фантазия. Сказочная птица

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

12

Украшение и реальность. Паутинка


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

13

Украшение и фантазия. Кружева


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

14

Постройка и реальность. Мой дом


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

15

Постройка и фантазия. Городок-коробок (коллек­тивная работа)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

16

Постройка и фантазия. Городок-коробок (продолжение работы)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

17

Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

18

Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

19

Образ человека и его харак­тер (женский образ)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

20

Образ человека и его харак­тер (в объеме, женский образ)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

21

Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

22

Выражение характера чело­века через украшение

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

23

Выражение намерений че­ловека через конструкцию и декор

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

24

Выражение намерений че­ловека через конструкцию и декор (сказочный флот)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

25

Обобщение темы. Космическое путешествие

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

26

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

27

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Смешивание с черным, белым, серым цветами.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

28

Цвет как средство выраже­ния. Автопортрет в теплых тонах.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

29

Цвет как средство выраже­ния. Автопортрет в холодных тонах.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

30

Цвет как средство выраже­ния. Портрет друга.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

31

Линия как средство выраже­ния. Изображение ветки.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

32

Цвет, ритм, композиция — средства выразительности. Весна, шум птиц (коллек­тивная работа)

2

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

33

Итоговый урок года.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l


итого

34





3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

К-во час

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Твои игрушки придумал художник

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

2

Посуда у тебя дома

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

3

Мамин платок

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

4

Обои и шторы в твоем доме

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

5

Твои книжки

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

6

Поздравительная открытка

2

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

7

Что сделал художник в нашем доме. Тест№1 «Искусство в твоем доме»

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

8

Памятники архитектуры – наследие веков

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

9

Парки, скверы, бульвары

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

10

Ажурные ограды

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

11

Фонари на улицах и в парках

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

12

Витрины магазинов

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

13

Транспорт в городе

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

14

Что сделал художник на улицах моего города

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

15

Художник в цирке

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

16

Художник в театре

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

17

Маски

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

18

Театр кукол

2

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

19

Афиша и плакат

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

20

Праздник в городе

2

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

21

Школьный праздник-карнавал

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

22

Музеи в жизни города

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

23

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж

2


Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

24

Защита природы в искусстве

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

25

Картина-портрет

2

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

26

Картина-натюрморт

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

27

Картины исторические и бытовые

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

28

Скульптура в музее и на улице

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

29

Художественная выставка-отчет

 «Искусство вокруг нас»

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743


итого

34




 


4 класс

№ п/п

Содержание тематического блока

К-во час

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

ЭОР

1

Пейзаж родной земли.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

2

Пейзаж родной земли. Осень

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

3

Гармония жилья с природой

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

4

Образ красоты человека. Добрый молодец.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

5

Образ красоты человека. Русская красавица.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

6

Народные праздники. Ярмарка.


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

7

Народные праздники


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

8

Выставка творческих работ


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

9

Древнерусский город – крепость

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

10

Древние соборы

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

11

Древний город и его жители

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

12

Древнерусские воины-защитники

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

13

Города Русской земли

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

14

Узоречье теремов

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

15

Праздничный пир в теремных палатах

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

16

Игра-викторина «Древние города нашей земли»


1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

18

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Китая

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

19

Искусство народов гор и степей

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

20

Искусство народов гор и степей Постройки.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

21

Образ художественной культуры Средней Азии

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

22

Образ художественной культуры Средней Азии. Город в пустыне.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

23

Образ художественной культуры Древней Греции

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

24

Образ художественной культуры Древней Греции. Природа.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

25

Образ художественной культуры средневековой западной Европы

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

26

Многообразие художественных культур в мире

Игра-викторина « «Каждый народ художник»

1

Беседа

Практическое занятие

Игра

викторина

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

27

Все народы воспевают материнство

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

28

Все народы воспевают мудрость старости

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

29

Сопереживание – великая тема искусства

2

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://infourok.ru/prezentaciya-vse-professii-nuzhni-1548484.html?ysclid=l96yg1ghft608464743

30

Герои, борцы и защитники

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l

31

Герои, борцы и защитники. Тема героя в искусстве разных народов.

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://easyen.ru/load/na

chalnykh/klassnye_chasy/prezen

azhny_vse_professii_nuzhny/41

56077?ysclid=l9701jvrzx293914

32

Юность и надежды

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/train/156986/

33

Искусство народов  мира (обобщение)

1

Беседа

Практическое занятие

Коллективная

Групповая

Индивидуальная


http://eornp.ru/sites/default/files/eor/50/50 /47/93/55/e1/2c/b8/1f/cc/df/3b/6f /42/b9/75/html/content/index.htm l


итого

34





Учебно-методическая литература:

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2018.-212с.- ( в помощь школьному учителю).

2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2019.-144с.- ( в помощь школьному учителю).

3..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2015.-188с.

4. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007

5. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2019 г.