Рабочая программа по математике УМК «Перспектива» 1 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по математике
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни. Основными целями курса математики для 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО являются:
• формирование у учащихся основ умения учиться;
• развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
• создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Соответственно задачами данного курса являются:
1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;
4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей учащихся;
7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
8) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Основная концептуальная идея курса математики состоит в использовании системно-деятельностного подхода. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных для успешного продолжения математического образования в основной школе.
С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, и, соответственно, изменяются методики изучения математического содержания и способы создания образовательной среды.
Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:
• приобретение опыта выполнения УУД;
• мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
• тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
• контроль.
Содержание учебного материала
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса. Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний. Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу первого года обучения:
Учащиеся должны знать:
— названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно;
— названия и обозначение действий сложения и вычитания;
— наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
— названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Учащиеся должны уметь:
— читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;
— складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;
— складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;
— находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);
— решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— практически измерять величины: длину, массу, вместимость;
— чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.
Учащиеся должны различать:
— текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
— геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Учащиеся должны понимать:
— отношения между числами (больше, меньше, равно);
— взаимосвязь сложения и вычитания;
— десятичный состав чисел от 11 до 20;
— структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА по математике
Рассчитано на 4 часа в неделю. Всего: 132 часа за год
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Первая четверть (36 ч) Сравнение и счёт предметов (12 ч) |
1. | Какая бывает форма? (У: 4–5 + CD РТ: 4–5) | 1ч. | 03.09 | 03.09 |
2 | Разговор о величине. (У: 6–7 + CD РТ: 6–7) | 1ч. | 04.09 | 04.09 |
3 | Расположение предметов. (У: 8–9 + CD РТ: 8–9) | 1ч. | 05.09 | 05.09 |
4 | Количественный счет предметов. (У: 10–11 + CD РТ: 10–11) | 1ч. | 07.09 | 07.09 |
5 | Порядковый счет предметов. У: 12–13 + CD РТ: 12–13 | 1ч. | 10.09 | 10.09 |
6 | Чем похожи? Чем различаются? У: 14–15 + CD РТ: 14–15 | 1ч. | 11.09 | 11.09 |
7 | Расположение предметов по размеру. У: 16–17 + CD РТ: 16–17 | 1ч. | 12.09 | 12.09 |
8 | Столько же. Больше. Меньше. У: 18–19 + CD РТ: 18–19 | 1ч. | 14.09 | 14.09 |
9 | Что сначала? Что потом? У: 20–21 + CD РТ: 20–21 | 1ч. | 17.09 | 18.09 |
10 | На сколько больше? На сколько меньше? У: 22–25 + CD РТ: 22–23 | 1ч. | 18.09 | 19.09 |
11 | На сколько больше? На сколько меньше? У: 22–25 + CD РТ: 22–23 | 1ч | 19.09 | 19.09 |
12 | Повторение и самоконтроль. У: 26–27 + CD | 1ч. | 21.09 | 21.09 |
| Множества и действия с ними (9часов) | | | |
13 | Множество. Элемент множества У: 28–29 + CD РТ: 24–25 | 1ч. | 24.09 | 24.09 |
14 | Части множества. У: 30–33 + CD РТ: 26–27 | 1ч. | 25.09 | |
15 | Части множества. У: 30–33 + CD РТ: 26–27 | | 26.09 | |
16 | Равные множества. У: 34–37 + CD РТ: 28–29 | 1ч. | 28.09 | |
17 | Равные множества. У: 34–37 + CD РТ: 28–29 | | 01.10 | |
18 | Точки и линии. У: 38–39 + CD РТ: 30–31 | 1ч. | 02.10 | |
19 | Внутри. Вне. Между. У: 40–43 + CD РТ: 32–33 | 1ч. | 03.10 | |
20 | Внутри. Вне. Между У: 40–43 + CD РТ: 32–33 | 1ч. | 05.10 | |
21 | Повторение и самоконтроль. Контрольная работа №1 У: 44–45 + CD | 1ч. | 08.10 | |
| Числаот 1 до 10. Число 0. Нумерация (15 часов) | | | |
22 | Число и цифра 1 У: 46–47 + CD РТ: 34–35 | 1ч. | 09.10 | |
23 | Число и цифра 2 У: 48–49 + CD РТ: 36–37 | 1ч. | 10.10 | |
24 | Прямая и её обозначение У: 50–51 + CD РТ: 38–39 | 1ч | 12.10 | |
25 | Рассказы по картинкам У: 52–53 + CD РТ: 40–41 | 1ч. | 15.10 | |
26 | Знаки « + » (плюс), «» (минус), «» (равно) У: 54–55 + CD РТ: 42–43 | 1ч. | 16.10 | |
27 | Отрезок и его обозначение У: 56–57 + CD РТ: 44–45 | 1ч. | 17.10 | |
28 | Число и цифра 3 У: 58–59 + CD РТ: 46–47 | 1ч. | 19.10 | |
29 | Треугольник У: 60–61 + CD РТ: 48–49 | 1ч. | 22.10 | |
30 | Число и цифра 4 У: 62–63 + CD РТ: 50–51 | 1ч. | 23.10 | |
31 | Четырёхугольник. Прямоугольник У: 64–65 + CD РТ: 52–53 | 1ч. | 24.10 | |
32 | Сравнение чисел У: 66–67 + CD РТ: 54–55 | 1ч | 26.10 | |
33 | Число и цифра 5 У: 68–69 + CD РТ: 56–57 | 1ч | 29.10 | |
34 | Число и цифра 6 У: 70–71 + CD РТ: 58–59 | 1ч | 30.10 | |
35 | Замкнутые и незамкнутые линии У: 72–73 + CD РТ: 60–61 | 1ч | 31.10 | |
36 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 2 | | 01.11 | |
| Вторая четверть (28 ч) Числа от 1 до 10. Число 0 Нумерация (9 ч) | | | |
1 | Сложение У: 74–75 + CD РТ: 62–63 | 1ч | 26.10 | |
2 | Вычитание У: 76–77 + CD РТ: 64–65 | 1ч. | | |
3 | Число и цифра 7 У: 78–79 + CD РТ: 66–67 | 1ч. | | |
| Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация (продолжение 9 ч) | | | |
4 | Длина отрезка У: 80–81 + CD РТ: 68–69 | 1ч. | | |
5 | Число и цифра 0 У: 82–83 + CD РТ: 70–71 | 1ч. | | |
6 | Числа 8, 9 и 10 У: 84–89 + CD РТ: 72–77 | 1ч. | | |
7 | Числа 8, 9 и 10 У: 84–89 + CD РТ: 72–77 | 1ч. | | |
8 | Числа 8, 9 и 10. У: 84–89 + CD РТ: 72–77 | 1ч. | | |
9 | Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 3 У: 90–91 + CD | 1ч. | | |
10 | Числовой отрезок У: 92–93 + CD РТ: 78–79 | 1ч. | | |
11 | Прибавить и вычесть 1 У: 94–95 + CD РТ: 80–81 | 1ч | | |
12 | Решение примеров + 1, - 1 У: 96–97 + CD РТ: 82–83 | 1ч | | |
| Числа от 1 до 10 Число 0. Сложение и вычитание (17 часов) | | | |
13 | Примеры в несколько действий У: 98–99 + CD РТ: 84–85 | 1ч. | | |
14 | Прибавить и вычесть 2 У: 100–101 + CD РТ: 86–87 | 1ч. | | |
15 | Решение примеров - 2, + 2 У: 102–103 + CD РТ: 88–89 | 1ч. | | |
16 | Задача. У: 104–105 + CD РТ: 90–91 | 1ч. | | |
17 | Прибавить и вычесть 3. У: 106–107 + CD РТ: 92–93 | 1ч. | | |
18 | Решение примеров +3, - 3. У: 108–109 + CD РТ: 94–95 | 1ч. | | |
19 | Сантиметр. У: 110–111 + CD РТ(2): 4–5 | 1ч. | | |
20 | Прибавить и вычесть 4. У: 112–113 + CD РТ(2): 6–7 | 1ч. | | |
21 | Решение примеров + 4, - 4. У: 114–115 + CD РТ(2): 8–9 | 1ч. | | |
22 | Столько же. У: 116–117 + CD РТ(2): 10–11 | 1ч. | | |
23 | Столько же и еще… . Столько же, но без…. У: 118–119 + CD РТ(2): 12–13 | 1ч. | | |
24 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц У: 120–125 + CD РТ(2): 14–17 | 1ч. | | |
25 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц У: 120–125 + CD РТ(2): 14–17 | 1ч. | | |
26 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц У: 120–125 + CD РТ(2): 14–17 | 1ч. | | |
27 | Повторение и самоконтроль. У: 126–128 + CD | 1ч. | | |
28 | Контрольная работа №4 | 1ч. | | |
| Третья четверть (40 ч) Числа от 1 до 10. Число 0 Сложение и вычитание (40 ч) | | | |
1 | Прибавить и вычесть 5 У2: 3–5 + CD РТ(2): 18–19 | 1ч. | | |
2 | Решение примеров + 5 и -5 У2: 5–10 + CD РТ(2): 20–23 | 1ч. | | |
3 | Решение примеров + 5 и -5 У2: 5–10 + CD РТ(2): 20–23 | | | |
4 | Решение примеров + 5 и -5 У2: 5–10 + CD РТ(2): 20–23 | | | |
5 | Задачи на разностное сравнение. У2: 11–14 + CD РТ(2): 24–27 | 1ч. | | |
6 | Задачи на разностное сравнение. У2: 11–14 + CD РТ(2): 24–27 | 1ч. | | |
7 | Масса. У2: 15–18 + CD РТ(2): 28–29 | 1ч. | | |
8 | Масса. У2: 15–18 + CD РТ(2): 28–29 | 1ч. | | |
9 | Сложение и вычитание отрезков. У2: 19–21 + CD РТ(2): 30–31 | 1ч. | | |
10 | Сложение и вычитание отрезков. У2: 19–21 + CD РТ(2): 30–31 | 1ч. | | |
11 | Слагаемые. Сумма. У2: 22–25 + CD РТ(2): 32–33 | 1ч. | | |
12 | Слагаемые. Сумма. У2: 22–25 + CD РТ(2): 32–33 | 1ч. | | |
13 | Переместительное свойство сложения У2: 26–27 + CD РТ(2): 34–35 | 1ч. | | |
14 | Решение задач. У2: 27–29 + CD РТ(2): 36–37 | 1ч. | | |
15 | Решение задач. У2: 27–29 + CD РТ(2): 36–37 | 1ч. | | |
16 | Прибавление 6, 7, 8 и 9. У2: 29–30 + CD РТ(2): 38–39 | 1ч. | | |
17 | Решение примеров + 6, + 7, + 8, + 9. У2: 31–32 + CD РТ(2): 40–41 | 1ч. | | |
18 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. У2: 32–36 + CD РТ(2): 42–45 | 1ч. | | |
19 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. У2: 32–36 + CD РТ(2): 42–45 | 1ч. | | |
20 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. У2: 32–36 + CD РТ(2): 42–45 | 1ч. | | |
21 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. У2: 32–36 + CD РТ(2): 42–45 | 1ч | | |
22 | Повторение и самоконтроль. Контрольная работа №5 | 1ч. | | |
23 | Задачи с несколькими вопросами. У2: 37–39 + CD РТ(2): 46–47 | 1ч. | | |
24 | Задачи с несколькими вопросами. У2: 37–39 + CD РТ(2): 46–47 | 1ч. | | |
25 | Задачи в 2 действия. У2: 40–43 + CD РТ(2): 48–51 | 1ч. | | |
26 | Задачи в 2 действия. У2: 40–43 + CD РТ(2): 48–51 | 1ч. | | |
27 | Литр. У2: 44 + CD РТ(2): 52–53 | 1ч. | | |
28 | Нахождение неизвестного слагаемого. У2: 45–46 + CD РТ(2): 54–55 | 1ч | | |
39 | Вычитание 6, 7, 8 и 9. У2: 47–48 + CD РТ(2): 56–57 | 1ч | | |
30 | Решение примеров – 6, – 7, – 8, – 9. У2: 48–50 + CD | 1ч. | | |
31 | Решение примеров – 6, – 7, – 8, – 9. У2: 48–50 + CD | 1ч. | | |
32 | Таблица сложения. У2: 51–54 + CD РТ(2): 58–61 | 1ч. | | |
33 | Таблица сложения. У2: 51–54 + CD РТ(2): 58–61 | 1ч. | | |
34 | Повторение и самоконтроль. У2: 54–57 + CD | 1ч. | | |
35 | Повторение и самоконтроль. У2: 54–57 + CD | 1ч. | | |
36 | Повторение и самоконтроль. У2: 54–57 + CD | 1ч. | | |
37 | Повторение и самоконтроль. У2: 54–57 + CD | 1ч | | |
38 | Повторение и самоконтроль. У2: 54–57 + CD | 1ч | | |
39 | Контрольная работа №6 | 1ч | | |
40 | Анализ контрольной работы | 1ч | | |
| Четвёртая четверть (28 ч) Числа от 11 до 20. Число 0 Нумерация (2 ч) | | | |
1 | Образование чисел второго десятка. У2: 58–59 + CD РТ(2): 62–63 | 1ч | | |
2 | Двузначные числа от 10 до 20 У2: 60–61 + CD РТ(2): 64–65 | 1ч | | |
| Сложение и вычитание (26 ч) | | | |
3 | Сложение и вычитание У2: 62–63 + CD РТ(2): 66–67 | 1ч. | | |
4 | Сложение и вычитание У2: 62–63 + CD РТ(2): 66–67 | | | |
5 | Дециметр У2: 64–66 + CD РТ(2): 68–69 | 1ч. | | |
6 | Дециметр У2: 64–66 + CD РТ(2): 68–69 | 1ч. | | |
7 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. У2: 67–74 + CD РТ(2): 70–77 | 1ч. | | |
8 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. У2: 67–74 + CD РТ(2): 70–77 | 1ч. | | |
9 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. У2: 67–74 + CD РТ(2): 70–77 | 1ч. | | |
10 | Повторение и самоконтроль Контрольная работа №7 У2: 74–75 + CD РТ(2): 78–79 | 1ч. | | |
11 | Анализ контрольной работы У2: 74–75 + CD РТ(2): 78–79 | 1ч. | | |
12 | Сложение с переходом через десяток. У2: 75–86 + CD РТ(2): 80–85 | 1ч. | | |
13 | Сложение с переходом через десяток. У2: 75–86 + CD РТ(2): 80–85 | 1ч. | | |
14 | Сложение с переходом через десяток. У2: 75–86 + CD РТ(2): 80–85 | 1ч. | | |
15 | Сложение с переходом через десяток. У2: 75–86 + CD РТ(2): 80–85 | 1ч. | | |
16 | Сложение с переходом через десяток. У2: 75–86 + CD РТ(2): 80–85 | 1ч. | | |
16 | Сложение с переходом через десяток. У2: 75–86 + CD РТ(2): 80–85 | 1ч. | | |
17 | Сложение с переходом через десяток. У2: 75–86 + CD РТ(2): 80–85 | 1ч. | | |
18 | Таблица сложения до 20 У2: 87–88 + CD РТ(2): 86–87 | 1ч. | | |
19 | Вычитание с переходом через десяток У2: 88–90 + CD РТ(2): 88–93 | 1ч. | | |
20 | Вычитание с переходом через десяток У2: 88–90 + CD РТ(2): 88–93 | 1ч. | | |
21 | Вычитание двузначных чисел У2: 91–92 + CD РТ(2): 94–95 | 1ч. | | |
22 | Вычитание двузначных чисел У2: 91–92 + CD РТ(2): 94–95 | | | |
23 | Повторение и самоконтроль | 1ч. | | |
24 | Повторение и самоконтроль | 1ч. | | |
25 | Повторение и самоконтроль Контрольная работа №8 | 1ч. | | |
26 | Повторение Итоговая контрольная работа за первый класс | 1ч. | | |
27 | Повторение | 1ч. | | |
28 | Повторение всего пройденного | 1ч | | |