СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по химии на тему «Азотная кислота, её физические и химические свойства» (9 класс)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по химии на тему «Азотная кислота, её физические и химические свойства» (9 класс)»

Дата:

Класс: 9

Учитель:

Предмет: Химия

Тема: «Азотная кислота, её физические и химические свойства».



  1. Контролируемые элементы содержания

Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей

  1. Контролируемые умения

Осознание химических превращений неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы

Объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств Объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств.

  1. Проверяемые элементы содержания

Азотная кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические)Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью

  1. Предметные умения

Характеризовать физические и химические свойства соединений азота (азотной кислоты, нитратов), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека

Раскрывать смысл основных химических понятий, иллюстрировать их взаимосвязь и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений

  1. Личностные результаты

Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой

  1. Функциональная грамотность

Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества

Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания .Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы



Тип урока: Изучение нового материала

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/00adf306



БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность

А начнём урок с рубрики «Знаете ли Вы, что…» . И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа.

Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество добывалось для производственных целей.

Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.

Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола). Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1. Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».

Монах-алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом».

Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу-приемник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали, что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий природы – водой. Поэтому желтоватую жидкость называли «крепкой водой» или «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I называли «крепкой водкой» мы и познакомимся. Как сейчас называют это вещество? (показываю в колбе раствор азотной кислоты), . Её папа Оксид азота (IY) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз газа и воды привёл к появлению нашей незнакомки.



    1. Целеполагание



Внимательно рассмотрите его и скажите, что мы узнаем на уроке?

-Скажите, о чём мы сегодня будем говорить, рассматривая данную тему?

Что вы хотели бы узнать (Что?). Понять (Что?). Научиться (Чему?). Закрепить (Что?). Зачем это надо?

Учащиеся формулируют цель урока:



- Изучить характеристику азотной кислоты.

- Какие физические и химические свойства характерны для азотной кислоты.

- Какую цель можно поставить?

Цель:

- Изучить характеристику, свойства азотной кислоты





  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала





Графическая формула азотной кислоты:





Физические свойства азотной кислоты:



  • Агрегатное состояние - жидкость;

  • Цвет - отсутствует;

  • Запах - едкий, кислотный;

  • Растворимость в воде - хорошая;

  • "Дымит" на воздухе;

  • "Особые приметы":

при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

4HNO3=4NO2  + O2  + 2H2O



В лаборатории чистую азотную кислоту получают нагреванием кристаллической натриевой или калиевой селитры (KNO3, NaNO3) с концентрированной серной кислотой:

Образующиеся пары HNO3 конденсируют и собирают полученный продукт.



Характеристика азотной кислоты:



1. По основности:

  • одноосновная

2. По содержанию кислорода:

  • кислородсодержащая

3. По растворимости в воде:

  • растворимая

4. По стабильности:

  • нестабильная

5. По летучести:

  • летучая

6. По степени диссоциации:

  • сильная



Химические свойства



1. Свойства HNO3 как электролита.

Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее учитель последовательно демонстрирует: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)

Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 - (сильный электролит) взаимодействует:

а) с оксидами металлов:

  • CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

  • CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

б) с основаниями:

  • Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O

  • Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

в) с солями:

  • Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2  + H2O

  • CO32- + 2H+ = CO2 + H2O



2. Окислительные свойства азотной кислоты

Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами и демонстрирует взаимодействие HNO3 с медью (используется кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13):

Взаимодействует с металлами:

  • K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au

  • Ме + HNO- Me(NO3)n + H2O + NxOy

  • Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2

  • 3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO

  • Me + HNO3   Me(NO3)2 + H2



Применение азотной кислоты.

Области применения азотной кислоты:

  • Производство азотных удобрений;

  • Производство взрывчатых веществ;

  • Производство красящих веществ;

  • Лекарственные препараты;

  • Синтез различных химических веществ;

  • Полимерные материалы (пластмассы)



2.2. Проверка первичного усвоения

1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:

  • Твердое агрегатное состояние;

  • Хорошая растворимость в воде;

  • Отсутствие запаха;

  • Желтый цвет;

  • Разлагается на свету с выделением азота;

  • "Дымит" на воздухе.

2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:

  • SO2

  • H2

  • ZnO

  • Ca(OH)2

  • HCl

  • Na2SiO3

  • Ag



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

игра «ДА, НЕТ»

  • азотная кислота находится в жидком агрегатном состоянии

• степень окисления азота в азотной кислоте +4

• азотная кислота хорошо растворяется в воде

• разбавленная азотная кислота реагирует с золотом

• при взаимодействии концентрированной азотной с медью выделяется оксид азота 4

• азотная кислота одноосновная кислородсодержащая кислота

• азотная кислота по степени диссоциации сильная кислота

проверяем ответы по слайду

1-да

2-нет

3-да

4-нет

5-да

6-да

7-да



Выберите формулу азотной кислоты:

+ HNO3

- HNO2

- H2NO3

- H2NO5

 Какие соли называют селитрами?

- сульфаты

+ нитраты

- нитриты

- хлориды

HNO3 является:

- электролитом средней силы

- неэлектролитом

- слабым электролитом

+ сильным электролитом



    1. В
      ыполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)



    1. Развитие функциональной грамотности



Составь синквейн: АЗОТ

1. одно существительное _____________________________;

2. два прилагательных _______________________________

___________________________________________________;

3. три глагола ______________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________;

4. фраза из 4 слов __________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________;

5. одно слово – синоним или метафора ________________

_________________________________________________.



    1. Систематизация знаний и умений



Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется. Напишите уравнение реакции.
ОТВЕТ: .



Верны ли следующие суждения о свойствах азота?

А. Азот бесцветный газ без вкуса и запаха.

Б. Азот легче воздуха

А) верно только А ; В) верны оба суждения;

Б) верно только Б ; Г) оба суждения неверны

Верно ли следующее утверждение: «Чистая HNO3 – дымящаяся жидкость без цвета и запаха»?

- да

+ нет

- без запаха, но очень быстро меняет цвет

- невозможно определить ни цвет, ни запах



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

1. Мне было комфортно на уроке.

2. Я много узнал нового.

3. Это мне пригодится в жизни.

4. Я приняла активное участие в обсуждении темы.

5. Мне это не интересно.



    1. Домашнее задание.

Составить 3 уравнения реакции взаимодействия азотной кислоты с солями.