Дата:
Класс: 8
Учитель:
Предмет: Химия
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/ff0d4614
Тема: «Физические и химические свойства кислорода (реакции окисления, горение). Понятие об оксидах»
Контролируемые элементы содержания
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии.
Классификация и номенклатура неорганических веществ
Контролируемые умения
Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии
Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
Проверяемые элементы содержания
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства. Реакции горения простых и сложных веществ. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения. Понятие об оксидах. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.
Предметные умения
Выстраивать развёрнутые письменные и устные ответы с опорой на информацию из учебника и справочных материалов, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса химии
Раскрывать смысл основных химических понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений.
Личностные результаты
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Сформированность ответственного отношения к учению
Функциональная грамотность
Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества
Ход урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивация на учебную деятельность
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
Ответ: Кислорода
Адрес точный, если спросят: 32,16,8.
Ответ: Кислород
Актуализация опорных знаний
https://lesson.edu.ru/lesson/1fa1a62d-1a6b-4a2a-b0d2-094227d15a70 - видеоролик
(Печатанный текст из видеоролика)
Вспомни что тебе известно о кислороде. Подумай, имеются ли характеристики кислорода ка химического элемента и как простого вещества?
Обратись к периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева найди в ней химический знак элемента кислорода и охарактеризуй его как химический элемент
При описании кислорода как простого вещества следует учесть, что кислород вокруг нас его в воздухе 21%.
Целеполагание
Какие из высказываний являются верными?
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Физические свойства кислорода включают его газообразное состояние при комнатной температуре, отсутствие цвета и запаха, а также его растворимость в воде.
Химические свойства кислорода включают его способность поддерживать горение, окислять другие вещества и образовывать соединения с различными элементами.
Горение
это химическая реакция, протекающая с выделением теплоты и света. Горение часто сопровождается пламенем.
Особенно сильным окислителем является жидкий кислород: пропитанная им вата при поджигании мгновенно сгорает. Некоторые летучие органические вещества самопроизвольно воспламеняются на расстоянии нескольких метров от открытого сосуда с жидким кислородом.
К
ислород образует соединения со всеми химическими элементами, кроме гелия, неона и аргона. С большинством элементов он взаимодействует непосредственно.
CO2 – оксид углерода (IV), двуокись углерода или углекислый газ. В твердом состоянии называют сухим льдом.
Различают 3 важнейшие группы оксидов:
Основные ( реагируют с кислотами , образуя соль и воду: Na2O)
Кислотные ( реагируют с основаниями, образуя соль и воду : SO3, NO2)
Амфотерные реагируют как с кислотами, так и с основаниями, образуя соли: CrO3)
2.2. Проверка первичного усвоения
Среди представленных формул веществ определи формулы оксидов запиши их в тетрадь и дай им названия.
V2O5 , Al2(SO4)3, Mg(OH)2, P2O3 ,CuO2, HNO3, Fe2O3, ZhCl2, SO2.
Применение изученного материала.
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
В
ыполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Систематизация знаний и умений
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия
Что изучали сегодня на уроке?
Чему научились?
На каком этапе возникли затруднения?
Домашнее задание.
Выучить основные понятия об оксидах (записи с тетради).