Дата:
Класс: 10
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Генетическая связь углеводородов, принадлежащих к различным классам»
Контролируемые элементы содержания
Расчеты генетической связи углеводородов, принадлежащих к различным классам
Контролируемые умения
Проверяемые элементы содержания
Предметные умения
Критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции
Личностные результаты
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
Функциональная грамотность
Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы)
Тип урока: Закрепление и обобщение пройденного материала.
Библиотека ЦОК:
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивация на учебную деятельность
Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. И наша задача на уроке рассмотреть основные закономерности превращения органических веществ на примере углеводородов, Классификация углеводородов и их генетическая связь поможет нам сформировать целостное представление о представителях класса углеводородах и понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ
Актуализация опорных знаний
Ответить на вопросы:
Учитель: Какие классы соединений мы с вами изучали?
Учащиеся: Алканы, алкены, алкины, арены.
Учитель: Что у них общего?
Учащиеся: Они все являются углеводородами
Учитель: Чем отличаются по составу углеводороды разных типов?
Учащиеся: Числом атомов водорода.
Одно из общих свойств углеводородов – наличие явления изомерии.
• Какое явление называется изомерией?
• Какие виды изомерии бывают?
• Для каких углеводородов характерна пространственная изомерия?
• Какие углеводороды проявляют изомерию классов?
• Какие вещества называются гомологами?
Целеполагание
На экране появляется слово: «ген».
Учащимся задается вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие однокоренные слова к слову «ген» вы знаете? Учащиеся начинают перечислять слова: гений, генетика, генеалогия и др.
Давайте попробуем дать определение перечисленным вами слов, объяснить их значение. Учащиеся рассуждают, дают определение этим словам, объясняют их значение.
Давайте, посмотрим какое значение этим словам дано в энциклопедических словарях. На экране – определения, значения слов.
Ген (от греческого genos – род, происхождение), единица наследственного материала. …Ген, …гений (от греческого genеs – рождающий, рожденный). Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Генеалогия (греческая – genealogy-родословная) – историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи.
Учитель: тема нашего урока «Генетическая связь углеводородов, принадлежащих к различным классам», целью урока является обобщить и систематизировать знания по теме, через составления концептуальной таблицы.
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Перед вами генеалогическое древо семьи Рюриковичей (на экране)
Почему все эти люди расположены на одном древе?
Учащиеся рассуждают, дают объяснения: они семья, род. У них есть
общие признаки (общий признак), которые (который) передаются
(передается) из поколения в поколение.
На основе наших предыдущих рассуждений, давайте попробуем
объяснить, что значит - «Генетическая связь между углеводородами».
Учащиеся «выходят» на объяснение и понимание «генетической
связи».
Генетическая связь – связь между классами углеводородов, основанная на их
взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. (т.е.
генезис веществ).
Генетическую связь углеводородов мы отразим в генетическом ряде
(цепочке).
Признаками генетического ряда являются:
− Все вещества генетического ряда углеводородов должны быть
образованы одним химическим элементом – углеродом.
− Углеводороды должны принадлежать различным классам (алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены)
− Вещества генетической цепочки углеводородов должны быть связаны
между собой взаимопревращениями.
Цепочки превращений с углеводородами так же разнообразны, как велико разнообразие самих углеводородов. И это несмотря на то, что вещества состоят из атомов всего двух элементов: углерода и водорода.
Существует генетическая связь между классами углеводородов, а также между углеводородами и органическими веществами других классов (спиртами, альдегидами и т.д.). Такая взаимосвязь часто является основой цепочек превращений.
Условимся, что при решении цепочек по органической химии будем подписывать названия только органических веществ.
2.2. Проверка первичного усвоения
Пример 1.
Исходным веществом в этой цепочке является этилен – углеводород непредельного строения.
Первая реакция – присоединение галогеноводорода HCl по месту разрыва двойной связи. В
результате образуется галогеналкан (хлорэтан):
Во второй реакции требуется получить спирт этанол. Реакция идет с участием раствора щелочи. Здесь очень важно указать, какой именно это раствор: водный или спиртовой.
В случае реакции галогеналкана с водным раствором щелочи получаем первичный спирт. В случае взаимодействия его со спиртовым раствором щелочи – алкен.
Третья реакция – внутримолекулярная дегидратация (то есть отщепление воды) спирта. В результате получаем алкен.
Продуктом четвертой реакции является двухатомный спирт этиленгликоль (этандиол — 1,2). Это результат окисления этилена раствором перманганата калия KMnO4:
Кстати! Данная реакция является качественной реакцией, позволяющей определить наличие в веществе двойной связи: происходит обесцвечивание раствора KMnO4.
Пятая реакция – присоединение галогена к алкену по месту разрыва двойной связи. Результат – образование дигалогеналкана:
Шестая реакция схожа со второй. Отличием является – образование не одноатомного, а двухатомного спирта. Условия реакции те же: взаимодействие с водным раствором щелочи:
Применение изученного материала.
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Учащиеся вместе с учителем создают общий вариант генетической связи между углеводородами на доске. «Основоположник» ряда – этан.
С2Н6 С2Н4 С2Н2 С6Н6 (№ 1)
этан этен этин бензол алкан алкен алкин арен
СnH2n+2 СnH2n СnH2n – 2 СnH2n – 6 (№ 2)
В процессе работы от частного – конкретных органических веществ в цепочке № 1, учащиеся «приходят» к общему – цепочка № 2. Далее учащимся предлагается осуществить все превращения в цепочке генетической связи (самостоятельно), т. е записать уравнения реакций. Затем все вместе проверяют правильность их написания
Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Развитие функциональной грамотности
Систематизация знаний и умений
Учитель: Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой?
Учащиеся: Реакции гидрирования или дегидрирования. Так можно осуществить большинство переходов, однако, этот способ получения углеводородов не является универсальным. Стрелками в схеме указаны углеводороды, которые непосредственно можно превратить друг в друга одной реакцией.
Учитель: Схематичное изображение перехода одного вещества в другое называется генетическим рядом или цепочкой превращения.
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Для закрепления изученного материала осуществите цепочку превращений.
C2H6 C2H4 + H2 (дегидрирование)
C2H4 C2H2 + H2 (дегидрирование)
3C2H2 C6H6 (тримеризация)
Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия
На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
«Что нового вы сегодня узнали на уроке?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Понятна ли вам тема?». Учащиеся отвечают на вопросы устно.
Домашнее задание.
Составить 2 примера из 4-х уравнений реакций.