Дата:
Класс: 8
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Понятие о кислотах и солях».
Контролируемые элементы содержания
Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.
Классификация и номенклатура неорганических веществ
Контролируемые умения
Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии. Химические свойства сложных веществ: оксидов Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении Выявлять взаимосвязи понятий
Проверяемые элементы содержания
Оксиды. Классификация оксидов: кислотные. Номенклатура оксидов (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оксидов
Органические удобрения Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, наркомания)Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов Состав кислот и солей
Предметные умения
Раскрывать смысл основных химических понятий и применять эти понятия при описании свойств веществ и их превращений.
Приводить примеры вклада российских и зарубежных учёных-химиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий
Личностные результаты
Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
Функциональная грамотность
Сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы. Предложить способ научного исследования данного вопроса
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/ff0d50d2
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивация на учебную деятельность
Учитель демонстрирует видеоролик с включённым звуком или выключает звук и озвучивает ролик сам, выстраивая фронтальную беседу.
Ссылка на видеоролик: https://lesson.edu.ru/lesson/565f0aac-e363-4e13-8724-e7d83828b4e1
Сегодня мы познакомимся с очень важными классами веществ. Посмотрите внимателььно на изображения.
Что объединяет данное растение? Все эти растения имеют кислый вкус, который придает та или иная кислота , производимая самим эти растением.
С
ок крапивы содержит муравьиную кислоту, которая не только придает кислый вкус, но и обусловливает жгучесть. При действии муравьиной кислоты на коже образуются химические ожоги, которые проявляются в виде покраснений и неприятных ощущений. Для предотвращения последствий воздействия муравьиной кислоты необходимо пользоваться перчатками. Данную технику безопасности необходимо соблюдать и при работе с концентрированными растворами других кислот.
Вкус лимону придает лимонная кислота, она также содержится и в других плодах. Особенно лимонной кислоты много в цитрусовых и в смородине .
Щавель в своих клетках вырабатывает одноименную щавелевую кислоту, придающую данному растению кислый вкус . Щавелевая кислота вызывает ожоги только в больших концентрациях
Щавелевая кислота образует соединение под названием ОКСОЛАТЫ. На фотографии изображены кристаллы ОКСОЛАТА КАЛЬЦИЯ , нерастворимый соль щавелевой кислоты. Эта соль может накапливаться в почках и суставах .
Кристаллы оксолата кальция имеют множество игл и щипов, оказывающих раздражающее действие на органы. Накопление солей щавелевой килоты в организме может привести к образованию камней в почках, а также к таким болезням как ПОДАГРА и РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ. Поэтому необходимо умеренное употребление пищи, содержанием как щавелевой кислоты, так и её солей.
На экране вы видите СОЛЯНУЮ КИСЛОТУ и её соль ХЛОРИД НАТРИЯ, более известную как ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ.
Давайте разберемся какие соединения относят к данным классам и как взаимосвязаны данные классы
Актуализация опорных знаний
Проверка выполнения д/з
Разбор домашнего задания:
Целеполагание
Наверное, вы уже догадались о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Как вы думаете что мы будем изучать? Что нового узнаем сегодня на уроке?
Какие цели мы будем преследовать?
(Сформулируйте цели с учениками)
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Ссылка на видеоролик: https://lesson.edu.ru/lesson/565f0aac-e363-4e13-8724-e7d83828b4e1
Рассмотрим номенклатуру солей :
В большой российской энциклопедии можно найти следующее определение номенклатуры
Химическая номенклатура – совокупность названий индивидуальных химических веществ, их групп и классов, а также правила составления этих названий.
Номенклатура любого соединения начинается с анализа химической формулы .
В России принято назвать химические вещества по хим. формуле СПРАВА НАЛЕВО. Выделим кислотный остаток. Определим название кислотного остатка.
В
нашем случае КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК
SO4 – имеет название сульфат .
П
ервое слово названия данной соли СУЛЬФАТ. Теперь определим название металла, входящего в состав соли. В данном случае название металла МАГНИЙ.
С
лово, обозначающее название металла ставим в форму родительного падежа. Полученное слово второе название соли. Таким образом, формула MgSO4 соответствует соли с названием СУЛЬФАТ МАГНИЯ.
Подведем итог: Название соли состоит из 2-х слов :1 слово – название кислотного остатка , 2-е слово – название металла в форме родительного падежа . Если металл имеет несколько валентностей, то в скобках указывается , которую металл проявляет в данном соединении .
Рассмотрим еще один пример . Определим кислотный остаток. Кислотный остаток NO3. Обратите внимание , что индекс кислотного остатка находится внутри круга, называем кислотный остаток (нитрат). Это первое слово названия соли . Второе слово название металла . В данном случае СЕРЕБРО(Род. Падеж – серебра)
СОЛИ – сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотных остатков.
КИСЛОТАМИ называют сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться металлами, и кислотных остатков.
2
.2. Проверка первичного усвоения
Как связаны название кислоты и её качественный состав? (Ответ: в названии кислоты отображается название элемента, входящего в её состав).
Применение изученного материала.
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Дай названия солям: CaCO3. Al(NO3)2, Na2SO4, K3PO4, MgBr2, CuSO4, Fe(NO3)2, MnCl2, Cr2(SO4)3, NiCO3.
В
ыполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Систематизация знаний и умений
И
з предложенного перечня выбери формулы соли и кислоты.
1
Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия
Что узнали?
Чему научились?
Что было интересного ?
Поняли ли вы тему?
Домашнее задание.
Выучить названия кислотных остатков.
Написать 5 примера кислот и 5 примера дать им названия , определить кислотный остаток.