Дата:
Класс: 10
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Вычисления по уравнению химической реакции»
Контролируемые элементы содержания
Органическая химия. Классы органических соединений. Химические уравнения. Коэффициенты...
Химические свойства органических классов
Контролируемые умения
Осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания.
Осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы.
Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов
Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии
Проверяемые элементы содержания
Алканы. Алкены. Алкадиены. Химическая реакция. Признаки химических реакций. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций (соединение, разложение, замещение, обмен).
Предметные умения
применять теоретические знаний о химических свойствах органических веществ, качественных реакциях и способах получения органических получений на практике для решения расчетных и экспериментальных задач, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
Функциональная грамотность
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК:
Ход урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивация на учебную деятельность
Актуализация опорных знаний
Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Что такое алкены?
Назовите общ. формулу алкенов
Перечислите гомологический ряд алкенов
Самый простейший представитель класса алкены
Перечислите химические свойства алкенов.
Целеполагание
Сегодня на уроке мы будем решать задачи – простые и не очень. Наверняка многим из вас приходилось испытывать радость и счастье, когда вы находили правильное решение сложной задачи, будь то физика, математика, химия. Я желаю вам на нашем уроке испытать радость от соединения разрозненных фактов в красивое решение задачи.
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
На предыдущих уроках мы изучали классы органических соединений.
Напомните какие мы прошли уже?
Будем применять полученные знания на практике и закрепить изученное решением химический реакций.
Вещества вступают в химические реакции в определенных массовых и количественных соотношениях. Следовательно, при проведении реакций в лабораториях и на химических заводах расходуются определенные массы исходных веществ для получения заданной массы продуктов реакции.
Эти расчеты проводят по уравнениям реакций. Единицы величин, которыми пользуются в химии, представлены в таблице 6.
При проведении любого вычисления по уравнению реакции нужно внимательно прочитать условие задачи. Особое внимание обратите на расстановку коэффициентов, так как соотношение числа структурных единиц реагирующих веществ и получающихся продуктов реакции выражается в уравнениях коэффициентами так же, как и мольные отношения.
При решении простейших расчётных химических задач по уравнениям реакций можно использовать следующий алгоритм:
Составить уравнение химической реакции.
Перевести данные задачи (массу, объём) в количество вещества (моль).
Найти количества искомых веществ в соответствии с коэффициентами в уравнении реакции.
Перевести найденные количества веществ в массу (объём) в соответствии с условием задачи.
Оформить ответ.
Применение изученного материала.
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Задача1.
При мононитровании 26,4 г алкана образовалось 10,8 г воды. Какой объем кислорода(н.у.)необходим для сгорания 33 г этого алкана?
1. Напишем уравнение реакции нитрования, используя общую формулу алканов:
CnH2n+2 + HNO3 → H2SO4 → CnH2n+1 NO2 + H2O
2. Найдем количество вещества воды:
n(H2O)= m(H2O)/M(H2O) = 10,8/18=0,6 моль
3. По уравнению реакции находим количество вещества прореагировавшего алкана:
n(CnH2n+2)/n(H2O) = 1/1, следовательно, n(CnH2n+2)= n(H2O)= 0,6 моль
4. Найдем молярную массу прореагировавшего алкана:
n(CnH2n+2)= m(CnH2n+2)/M(CnH2n+2) = 26,4/0,6=44 г/моль
5. Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе, то есть Mr(CnH2n+2) =44
Относительная молекулярная масса алкана рассчитывается по формуле:
Mr(CnH2n+2)= Ar(C)⋅n+Ar(H)⋅(2n+2)
Mr(CnH2n+2)=12n + 1(2n+2)=14n+2
14n+2=44, отсюда n=3
Следовательно, формула алкана C3H8
6. Напишем уравнение реакции горения пропана:
С3Н8 + 5О2 = 3СО2 + 4Н2О
7. Вычислим количество вещества пропана: n2(C3H8)= m2(C3H8)/M(C3H8) = 33/44=0,75 моль, по уравнению реакции найдем количество вещества кислорода, затраченного на сгорание:
n(O2)/n(С3Н8)=5/1, следовательно,
n(O2)= n(С3Н8)⋅13/1 = 0,75⋅5/1=3,75 моль
8. Вычислим объем кислорода:
V(O2)= n(O2)⋅Vm = 3,75⋅22,4 = 84 л
Ответ: 84 л
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Систематизация знаний и умений
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Домашнее задание.
Решить задачу: С помощью каких реакций из бутена-1 можно получить бутен-2.