ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.
- Программы курса «Литература». Примерные рабочие программы предметной линии учебников под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень). Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2020 год.
Методологические основы изучения литературы в старших классах обусловлены уникальностью литературы как объекта школьного изучения. Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет особенности учебного предмета. Изучение литературы в 10 классе предполагает:
творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением;
обращение к литературоведческой науке;
понимание суждений литературной критики.
Рабочая программа рассчитана на 105 часа и реализуется в течение 35 учебных недель (3 часа в неделю), что соответствует авторской.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание грамотного, думающего, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
приобщение старшеклассников к отечественному и мировому наследию классической литературы, к лучшим образцам современной литературы;
воспитание уважительного отношения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, закладывающих основы гражданственности и патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;
развитие потребности в чтении художественных произведений;
формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного образа, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;
развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса;
совершенствование речи на примере высоких образцов произведений художественной литературы, развитие умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе
Изучение учебного предмета «Литература» в 10 классе является частью образовательной деятельности учащихся на ступени СОО, следовательно, процесс изучения данного предмета направлен на достижение основных результатов образования, предусмотренных ФГОС.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе
Изучение русской классической литературы в 10 классе по программе В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева направлено на достижение личностных результатов образования.
Достижение личностных результатов СОО, отраженных в ФГОС, обеспечивается на уроках литературы средствами, органичными для данного учебного предмета, и в формах, обусловленных его спецификой. Учитель литературы может оценить личностные результаты обучения, взаимодействуя с учащимися на уроках, организуя внеурочную и внеклассную работу школьников, анализируя письменные работы и проектную деятельность учеников.
Личностные результаты СОО по ФГОС | Результаты изучения предмета «Литература» на ступени СОО |
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) | Сформированное уважение к русской классической литературе, осознание ценности художественного наследия русских писателей XIX-XX веков как неотъемлемая часть формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину. Осознание ценности художественного наследия писателей народов России, понимание плодотворного характера взаимодействия национальных культур народов, проживающих на территории России, способность привести примеры взаимообогащающего культурного обмена в области художественной словесности XIX-XX веков |
Гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности | Сформированность представлений о традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностях, воплощённых в лучших произведениях отечественной литературы XIX-XX веков |
Готовность к служению Отечеству, его защите | Осознание долга перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите как одной из высших ценностей, последовательно утверждавшихся в национальной культуре России, в том числе в произведениях словесности, способность привести примеры художественных произведений, воспевающих людей долга, защитников Отечества. Способность демонстрировать знание историко-литературных фактов, раскрывающих патриотическую позицию писателей XIX-XX веков |
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Владение научными основами предмета «Литература», в том числе историко-литературными и теоретико-литературными знаниями об основных явлениях литературного процесса второй половины XIX- начала XX века в контексте исторических событий в России (в объёме учебной программы курса). Способность интерпретировать отдельные явления художественной словесности второй половины XIX- начала XXI века в соответствии с современными научными представлениями о литературе как виде искусства и о русской литературе как национально-культурном феномене (в объёме учебной программы курса) |
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | Способность оценивать явления художественного творчества XIX- начала XXI века, интерпретировать проблематику литературных произведений этого периода с опорой на сформированную систему нравственных приоритетов, формулировать суждения этического и философского характера при освоении изучаемых литературных произведений, воплощать собственную нравственно-эстетическую позицию в форме устных и письменных высказываний разных жанров, а также различных творческих формах (артистических, литературно-творческих, социокультурных и т.д.) |
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. | Наличие опыта участия в групповых формах учебной деятельности, дискуссиях, учебных диалогах и коллективных учебных проектах по литературе в соответствии с содержанием образования на ступени СОО |
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей | Способность осознавать и характеризовать нравственные ценности, воплощённые в произведениях русской литературы XIX- начала XXI века, соотносить их с собственной жизненной позицией. |
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | Успешное освоение учебной программы по литературе, достижение удовлетворительного уровня предметных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС и Примерной образовательной программы, отсутствие академической задолженности по предмету к этапу итоговой аттестации |
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений | Способность к эстетическому восприятию и оценке литературных произведений, изученных в 10-11 классах, а также прочитанных самостоятельно |
Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и у других людей, умение оказывать первую помощь | Сформированное представление о культуре поведения и соблюдении норм человеческого общежития; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни как на уроках, так и во внеурочное время |
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | Сформированное представление о профессиональной деятельности писателя, литературного критика, ученого-литературоведа, понимание их роли в общественной жизни (в историческом контексте и на современном этапе) |
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | Умение выявлять экологическую проблематику в изучаемых и прочитанных самостоятельно литературных произведениях, осознание её места в комплексе нравственно-философских проблем, освещаемых отечественной словесностью XIX- начала XXI века |
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни | Способность формулировать собственное представление о ценностях семейной жизни на основе прочитанных литературных произведений, приводить образы, эпизоды в качестве аргументов при изложении собственного отношения к проблемам создания и существования семьи |
Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе
Изучение литературы как учебного предмета способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Конкретизация метапредметных результатов для систематического контроля за их формированием связана с указанием предметной области, сферы реальной действительности, конкретных специфических объектов, для освоения которых применяются УУД в рамках предмета «Литература». Также можно обозначить некоторые специфические средства обучения и характерные для данной дисциплины виды деятельности учащихся, способствующие достижению метапредметных результатов:
- умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т.п.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание | Кол-во часов | Уроки контроля | Развитие речи |
Введение | 1 | | |
Становление реализма как направления в европейской литературе | 3 | | |
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество | 10 | | |
Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество | 2 | | |
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество | 10 | | 3 |
А.Н.Островский. Жизнь и творчество | 7 | | |
Поэзия Ф.И.Тютчева | 2 | | |
Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор) | 1 | | |
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество | 12 | | 3 |
Поэзия А.А.Фета | 2 | | |
Творчество А.К.Толстого | 3 | | |
Резервные часы для проведения для проведения проверочных и контрольных работ, уроков-зачетов | 2 | 2 | |
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество | 4 | | |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество | 8 | | |
Русская литературная критика второй половины XIX века | 2 | | |
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество | 18 | | 3 |
Творчество Н.С.Лескова | 3 | | |
Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор) | 2 | | |
А.П.Чехов. Жизнь и творчество | 8 | | |
Заключение | 1 | | |
Итоговая работа | 4 | | 4 |
ИТОГО | 105 | | 13 |
Календарно-тематическое планирование
№/п | Название раздела Тема урока | Кол-во часов | Контроль | | | | |
Введение (1ч.) | | | | | | |
1. | Становление реализма в русской литературе XIX века | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся | | | | |
Становление реализма как направления в европейской литературе (3ч.) | | | | | | |
2. | Реализм как литературное направление и метод в искусстве | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
3. | Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Стендаль и Бальзак | 1 | | | | | |
4. | Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Ч.Диккенс | 1 | | | | | |
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (10ч.) | | | | | | |
5. | Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
6. | Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева | 1 | | | | | |
7. | Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров | 1 | | | | | |
8. | Споры партий и конфликт поколений в романе | 1 | Анализ эпизода | | | | |
9. | Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников | 1 | Конспект статьи Д.И.Писарева «Базаров» | | | | |
10. | Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой | 1 | Сравнительная характеристика | | | | |
11. | Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью | 1 | | | | | |
12. | Базаров и его родители. Тургеневское изображение путей преодоления конфликта поколений | 1 | | | | | |
13 | Базаров как «трагическое лицо». Финал романа | 1 | Анализ эпизода | | | | |
14. | Творчество И.С.Тургенева в конце 1860-х – начале 1880-х годов | 1 | | | | | |
Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество (2ч.) | | | | | | |
15. | Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?» | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
16. | Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос, вынесенный в название | 1 | Анализ глав | | | | |
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество (10 часов) | | | | | | |
17. | Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
18. | Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части | 1 | | | | | |
19. | Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя | 1 | | | | | |
20. | Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе | 1 | Сравнительная характеристика. | | | | |
21. | Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью | 1 | | | | | |
22. | Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения | 1 | Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Что такое «обломовщина»?» | | | | |
23. | Роман «Обломов» в других видах искусства | 1 | | | | | |
24. 25. 26. | Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» | 3 | Сочинение | | | | |
А.Н.Островский. Жизнь и творчество (7ч.) | | | | | | |
27. | Личность и творчество А.Н.Островского | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
28. | Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху | 1 | | | | | |
29. | Нравы города Калинова | 1 | Характеристика героев | | | | |
30. | Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством» | 1 | | | | | |
31. | Катерина в системе образов драмы «Гроза» | 1 | Наизусть монолог Катерины | | | | |
32. | Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского | 1 | Конспект статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве» | | | | |
33. | Художественное своеобразие пьес Островского | 1 | Домашнее сочинение по драме «Гроза» | | | | |
Поэзия Ф.И.Тютчева (2ч.) | | | | | | |
34. | Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
35. | Любовь в лирике Ф.И.Тютчева | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор) (1ч.) | | | | | | |
36. | Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (12ч.) | | | | | | |
37. | Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
38. | Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
39. | Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
40. | «Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения | 1 | | | | | |
41. | Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | Анализ глав | | | | |
42. | Изменение крестьянских представлений о счастье | 1 | Анализ глав | | | | |
43. | Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин | 1 | | | | | |
44. | Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий | 1 | | | | | |
45. | Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе | 1 | | | | | |
46. 47. 48. | Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 3 | Сочинение | | | | |
Поэзия А.А.Фета (2ч.) | | | | | | |
49. | «Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
50. | Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
Творчество А.К.Толстого (3ч.) | | | | | | |
51. | Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
52. | Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии | 1 | | | | | |
53. | Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика | 1 | | | | | |
54. | Урок-зачет по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | | | | | |
55. | Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | Анализ стихотворений | | | | |
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (4ч.) | | | | | | |
56. | Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города» | 1 | Анализ глав | | | | |
57. | Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России | 1 | | | | | |
58. | Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России | 1 | | | | | |
59. | Тема народного счастья в русской литературе разных эпох | 1 | | | | | |
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (8ч.) | | | | | | |
60. | Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
61. | Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание» | 1 | | | | | |
62. | Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе | 1 | Анализ эпизода | | | | |
63. | Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе | 1 | Анализ эпизода | | | | |
64. | Идея и натура Раскольникова. Наказание героя | 1 | | | | | |
65. | Второстепенные персонажи, их роль в повествовании | 1 | | | | | |
66. | Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя | 1 | Характеристика героини | | | | |
67. | Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского | 1 | Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» | | | | |
Русская литературная критика второй половины XIX века (2ч.) | | | | | | |
68. 69. | Русская литературная критика второй половины XIX века (обзор) | 2 | Конспект | | | | |
Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (18ч.) | | | | | | |
70. | Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
71. | Лев Толстой как мыслитель | 1 | | | | | |
72. | «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения | 1 | Проверка знаний прочитанного текста | | | | |
73. | Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества | 1 | | | | | |
74. | Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов | 1 | Сравнительная характеристика | | | | |
75. | Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского | 1 | Выучить отрывок «Небо Аустерлица» | | | | |
76. | Образ Наташи Ростовой | 1 | Характеристика героини | | | | |
77. | Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л.Н.Толстым народного характера войны | 1 | | | | | |
78. | Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории | 1 | Проектная работа | | | | |
79. | Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев | 1 | | | | | |
80. 81. | Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова | 2 | Сравнительная характеристика | | | | |
82. | Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир» | 1 | | | | | |
83. 84. | Образы героев Л.Н.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов | 2 | | | | | |
85.86. 87. | Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 3 | Сочинение | | | | |
Творчество Н.С.Лескова (3ч.) | | | | | | |
88. | Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
89. | Пестрота русского мира в хронике Н.С.Лескова «Очарованный странник» | 1 | | | | | |
90. | Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина | 1 | | | | | |
Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор) (2ч.) | | | | | | |
91. | Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
92. | Пьесы Б.Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б.Шоу | 1 | Проектная работа | | | | |
А.П.Чехов. Жизнь и творчество (8ч.) | | | | | | |
93. | Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения | 1 | Составление тезисного плана | | | | |
94.95. | Борьба живого и мертвого в рассказах А.П.Чехова | 2 | Практикум | | | | |
96. | «Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе | 1 | Анализ сцен | | | | |
97. | Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев | 1 | | | | | |
98. | Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям | 1 | | | | | |
99.100. | Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвый сад» и других пьесах А.П.Чехова | 2 | Домашнее сочинение по комедии «Вишневый сад» | | | | |
Заключение (3ч.) | | | | | | |
101.102. 103. | Нравственные уроки русской литературы XIX века | 3 | | | | | |
Итоговая работа (2ч.) | | | | | | |
104.105. | Итоговое сочинение | 2 | Сочинение | | | | |
Учебно-методический комплекс
Для учителя: 1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2019.
2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2019.
3. Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:10 класс: Методические советы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение. 2017
4. Лебедев Ю.В. Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки.– М.: Просвещение.
5. Сахаров В.И. А.Н.Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2018.
6. Соболев Л.И. Путеводитель по книге Л.Н.Толстого «Война и мир». Часть 2. Учебное пособие.- М.: Издательство МУ, 2017.
Для учащихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.2019.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.
4. http://www.openclass.ru/