ГОДОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова «Математика. 3 класс», утвержденной МО РФ (Москва, 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального образования (Москва, 2008 г.) Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Цели обучения.
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Авторская программа рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год).Согласно Учебному плану МОУ «Павловская СОШ» и годовому календарному графику образовательных организаций г.о.Истра на изучение математики в 3 классе в этом учебном году предусмотрено увеличение количества часов до 5 раз в неделю, за год 170 часов, 34 учебные недели .В связи с тем, что в этом учебном году первое сентября выпало на выходной день, в рабочей программе произошло уменьшение количества часов за год до 169. В связи с увеличением количества часов произошло увеличение часов на изучение некоторых тем.
1триместр-10недель-50 часов.
2триместр-11 и 4 днянедель-59 часов.
3триместр-12недель-60 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
-Чувство гордости за свою Родину, российский народ и истории России;
-Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
-Развита мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
-Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
—принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Учащийся получит возможность научиться:
—слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определять общие цели и пути её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процесса.
- Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок)
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
3. Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Табличное умножение и деление (56 ч)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы.
Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел.
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.
Таблица умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сводная таблица умножения.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Текстовые задачи в три действия.
Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23 • 4, 4 • 23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 • 3, 3 ■ 20, 60 : 3, 80 : 20.
Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления.
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + Ь, а - Ь, а • Ь, с : d (d Ф 0), вычисление их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком.
Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз.
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)
Приёмы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1-3 действия на сложение.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1-3 действия на умножение и деление.
Знакомство с калькулятором.
Итоговое повторение (8 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 3 КЛАСС
№ п.п | Наименование темы | Число часов | Контроль | Диагностика (тесты), проекты |
по авт. программе | по рабоч. плану | дано по факту | по плану | по факту | по плану | по факту |
1 триместр (10 недель – 50 часов) |
1 | Арифметические действия. Сложение и вычитание. Повторение. | 10 | 10 | | м/д №1 | | | |
2 | Табличное умножение и деление Работа с информацией | 64 | 40 из 64 (3 ч) | | м/д№2 м/д№3 К.р. №1 «Повторение : сложение и вычитание».(входной контроль) К.р. №2 «Табличное умножение и деление». К.р№3 «Табличное умножение и деление». | | Проект №1 "Математи-ческие сказки" | |
| Всего часов за I триместр | 50 | 50 | | м/д-3 к/р -3 | | Проект -1 | |
Отметка о выполнении программы за I триместр 2 триместр (12 недель – 59 часа) |
2 | Табличное умножение и деление Работа с информацией | 64 | 24 из 64 (1ч) | | | | | |
3 | Арифметические действия. Внетабличное умножение и деление. (Продолжене) Работа с информацией | 32 | 32 из 32 (2 ч) | | м/д 4 м/д № 5 м/д № 6 К/р №4 «Таблица умножения и соответствующие случаи деления». К/ р №5по «Таблица умножения и соответствующие случаи деления». К/ р №5 «Решение уравнений» К/р №6 «Деление с остатком». | | | |
| Числа от 1 до 1000. Нумерация . | 19 | 3 из 19 | | | | | |
| Всего часов за I триместр | 59 | 59 | | | | | |
Отметка о выполнении программы за II тримест |
3 триместр (12 недель –60 ч.) |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация . | 19 | 16 из 19 | | К/р №7 «Нумерация». | | | |
5 | Сложение и вычитание Работа с информацией | 16 | 16 (1ч) | | м/д № 7 К/р №8 « Сложение и вычитание». | | Проект№2 "Задачи-расчеты" | |
6 | Умножение и деление | 13 | 13 | | м/д №8 | | | |
7 | Итоговое повторение Работа с информацией | 15 | 15 (1ч) | | м/д №9 К/р №9-итоговая | | | |
| Всего часов за III триместр | 60 | 60 | | м/д-5 к/р -5 | | Проект -1 | |
| Всего часов за год. | 169 | 169 | | м/д -9, к/р -10, | | Проектов -2 | |
Отметка о выполнении программы за III триместр Отметка о выполнении программы за год |
5.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки | Тема | Тип урока | Примечание |
примерные | фактические |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 – ТРИМЕСТР - 10 недель ( 50 ч) |
1Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание. Арифметические действия (10 ч.) |
| 2.09 | | Повторение приёмов сложения и вычитания. Устные приёмы. (с.3,4) | Урок комплексного применения знаний | |
| 3.09 | | Письменные приёмы сложения и вычитания. Решение составных задач. (с.5) | Урок комплексного применения знаний | |
| 4.09 | | Выражения с переменной. Решение уравнений способом подбора. (с.6) | Урок комплексного применения знаний | |
| 5.09 . | | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания связи чисел при сложении. (с.7) | Урок комплексного применения знаний | |
| 6.09 | | Решение уравнений на нахождение неизвестных компонентов действия вычитания. (с.8,) | Урок закрепления знаний | . |
| 9.09 | | Решение уравнений на нахождение неизвестных компонентов действия вычитания. (с. 9) | | |
| 10.09 | | Обозначение геометрических фигур буквами. (с.10 | Изучение нового материала | |
| 11.09 | | Обозначение геометрических фигур буквами. (с.,13,16) | Изучение нового материала | |
| 12.09 | | Закрепление. Сложение и вычитание.(с.14) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 13.09 | | Систематизация по теме " Сложение и вычитание. Решение уравнений" с.(14-15) Математический диктант №1 | Обобщение и систематизация знаний | |
| 2Табличное умножение и деление (64ч.) |
| 16.09 | | Конкретный смысл умножения. (с.17, 18) | Урок комплексного применения знаний | |
| 17.09 | | Связь между умно-жением и делением. (с. 19) | Урок комплексного применения знаний | |
| 18.09 | | Таблица умножения и деления на числа 2, 3. Чётные и нечётные числа. (с. 20) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 19.09 | | Связь между величинами(c. 21) | Закрепление знаний | |
| 20.09 | | Связь между величинами цена, количество, стоимость. Решение задач. (с. 22) | Закрепление знаний | . |
| 23.09 | | .Административная контрольная работа №1 | Урок контроля и оценки знаний | |
| 24.09 | | Связь между величинами, масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов. Решение задач и уравнений (с.23) | Урок закрепление знаний | |
| 25.09 | | .Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них. (с. 24,25) | Изучение нового материала | |
| 26.09 | | Систематизация по теме "Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок"(с.26) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 27.09 | | Систематизация по теме "Порядок выполнения действий" (с.27,32,33) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 30.09 | | Систематизация по теме "Порядок выполнения действий"(с.28-29) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 1,10 | | .Логические задания. Коррекция и систематизация по теме "Умножение и деление" (с.30) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 2.10 | | .Логические задания. Коррекция и систематизация по теме "Умножение и деление" (с. 31) | | |
| 3.10 | | .Контрольная работа (№2) по теме: «Табличное умножение и деление». | Урок контроля и оценки знаний | |
| 4.10 | | .Таблица умножения и деления на число 4. (с.34) | Урок рефлексии | |
| 14.10 | | .Таблица Пифагора. (с.35) | Урок рефлексии | |
| 15.10 | | .Решение задач на увеличение числа в несколько раз. (с.36) | Изучение нового материала | |
| 16.10 | | .Систематизация по теме: «Решение задач на увеличение числа в несколько раз». (с.37) Математический диктант№2 | Обобщение и систематизация знаний | |
| 17.10 | | .Решение задач на уменьшение числа в несколько раз (с.38) | Урок комплексного применения знаний | |
| 18.10 | | .Систематизация по теме: «Решение задач на уменьшение числа в несколько раз». (с.39) | Урок комплексного применения знаний | |
| 21.10 | | Таблица умножения и деления на число 5. (с.40) | Изучение нового материала | |
| 22.10 | | .Решение задач на кратное сравнение чисел. (с.41) | Урок решения учебной задачи | |
| 23.10 | | .Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел. (с. 42) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 24.10. | | .Коррекция и систематизация знаний по теме «Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел» (с.43) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 25.10 | | .Таблица умножения и деления на число 6.(с.44) | Изучение нового материала | |
| 28.10 | | .Контрольная работа №3по теме: «Табличное умножение и деление». | Урок контроля и оценки знаний | |
| 29.10 | | .Систематизация знаний по теме: «Таблица умножения и деления на число 6». (с.45) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 30.10 | | 26.Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. (с.46) | Изучение нового материала | |
| 31.10 | | .Систематизация знаний по теме: «Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального» (с. 47, 49) | Урок развивающего контроля | |
| 1,11 | | Работа с информацией-Проект №1 "Математические сказки" (с.50-51) | (Урок-проект) | |
| 4.11 | | .Таблица умножения и деления на число 7. (с.48) Работа с информацией. Работа с таблицами. (Странички для любознательных.) (с.52-53) | Изучение нового материала | . |
| 5.11 | | .Систематизация знаний по теме: «Таблица умножения и деления на 7». (с.54, 55)Математический диктант№3 | Обобщение и систематизация знаний | |
| 6.11 | | .Площадь. Способы сравнения фигур по площади. (с.56,57) | Изучение нового материала | |
| 7.11 | | Единица площади – квадратный сантиметр. (с.58,59 ) | Изучение нового материала | |
| 8.11 | | Единица площади – квадратный сантиметр. (с.58,59 ) | Урок- закрепление знаний | |
| 11.11 | | .Площадь прямоугольника, квадрата. (с. 60, 61) . | Обобщение и систематизация знаний | |
| 12.11 | | .Таблица умножения и деления на число 8. (с. 62) | Изучение нового материала | |
| 13.11 | | Таблица умножения и деления на число 8. (с. 63) | Изучение нового материала | |
| 14.11 | | Систематизация по теме «Таблица умножения и деления на число 8». (с. 63,64) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 15.11 | | .Таблица умножения и деления на число 9 (с. 65) | Изучение нового материала | |
II триместр- 13 недель (59 ч.) |
| 25,11 | | Единица площади – квадратный дециметр. (с.66, 67) | Изучение нового материала | |
| 26.11 | | Сводная таблица умножения. (с.68,69) | Урок- закрепление знаний | |
| 27.11 | | Контрольная работа №4 по теме: «Табличное умножение и деление». | Урок контроля и оценки знаний | |
| 28.11 | | .Коррекция и систе-матизация знаний по теме: «Сводная таб-лица умножения». (с.68,69) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 29.11 | | Единица площади – квадратный метр. (с.70,71) | Изучение нового материала | |
| 2.12 | | Систематизация по теме: «Единицы площади». (с.72,73) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 3.12 | | Работа с информацией. Странички для любознательных. Логические задачи. Задачи-расчёты.(с.74-76) | Урок –развивающего контроля | |
| 4.12 | | .Систематизация по теме: «Сводная таблица умножения». (с. 77-78) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 5.12 | | Систематизация по теме: «Сводная таблица умножения». (с. 79-81) | | |
| 6.12 | | Умножение на 1. Странички для любознательных. (с.82, 88-89) | Урок комплексного применения знаний | |
| 9.12 | | .Умножение на 0. Задачи- расчеты. (Странички для любознательных.)(с.83, 90) | Урок комплексного применения знаний | |
| 10.12 | | . Выражения вида а:а, а:1. (с.84) Математический диктант №4 | Урок контроля и оценки знаний | |
| 11.12 | | .Деление нуля на число. (с.85, 104) | Урок комплексного применения знаний | |
| 12.12 | | Решение задач в 3 действия. (с.86,87) | Изучение нового материала | |
| 13.12 | | .Доли. Образование и сравнение долей. (с. 92,93) | Изучение нового материала | |
| 16.12 | | Доли. Образование и сравнение долей. (с.,93) | | |
| 17.12 | | Контрольная работа (№5)по теме: «Таблица умножения и соответствующие случаи деления». | Урок контроля и оценки знаний | |
| 18.12 | | .Коррекция и систематизация по теме: «Умножение и деление». (с.105-107) | Обобщение и систематизация знаний | |
| 19.12 | | .Круг. Окружность. (с.94,95) | Урок усвоения новых знаний | |
| 20.12 | | .Круг. Окружность. (с. 95) | Урок усвоения новых знаний | |
| 23.12 | | .Диаметр окружности (круга). (с.96, 107-109) | Урок усвоения новых знаний | . |
| 24.12 | | .Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. (с.97, 102-103) | Урок усвоения новых знаний | |
| 25.12 | | Единицы измерения времени: год, месяц, с.98-99 | Урок коррекции умений, знаний, навыков | |
| 26.12 | | Единицы измерения времени: сутки. (с.100) | Урок коррекции умений, знаний, навыков | |
| 3Арифметические действия. Внетабличное умножение и деление-32 ч |
| 27.12 | | .Приёмы умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3. (с.*-3,4) | Урок изучения нового материала | |
| 30.12 | | Приём деления для случаев вида 80:20. (с.5) | Урок коррекции умений, знаний, навыков | |
| 31.12 | | Умножение суммы на число. (с.6,7) | Урок усвоения новых знаний | |
| 9,01 | | Систематизация знаний по теме: «Умножение суммы на число». (с.7,9) | Урок коррекции умений, знаний, навыков | |
| 10.01 | | Приёмы умножения для случаев вида 23*4, 4*23 (с.8,9) | Урок усвоения новых знаний | |
| 13.01 | | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. (с.10) Математический диктант№5 | Урок усвоения новых знаний | |
| 14.01 | | Выражения с двумя переменными вида a+b, a-b, a*b, c:b (b=0), вычисление значений. (с.11) | Урок усвоения новых знаний | |
| 15.01 | | Деление суммы на число. (Странички для любознательных.) (с.12,13) | Урок коррекции умений, знаний, навыков | |
| 16.01 | | Систематизация по теме «Деление суммы на число». (с.14) | Урок коррекции умений, знаний, навыков | |
| 17.01 | | Приём деления для случаев вида 69:3, 78:2. (с.15) | Урок усвоения новых знаний | |
| 20.01 | | .Взаимосвязь компонентов действия деления. (с.16) | Урок усвоения новых знаний | |
| 21.01 | | Работа с информацией Проверка деления умножением. Задачи в стихах. (Странички для любознательных) | Урок коррекции умений, знаний, навыков | |
| 22.01 | | Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22(с.18 Работа с информацией Странички для любознательных., 23) | Урок усвоения новых знаний | |
| 23.01 | | Проверка умножения делением. (с.19) Математический диктант №6 | Урок усвоения новых знаний | |
| 24.01 | | Решение уравнений на основе знаний о связи между компонентами действий умножения и деления. (с. 20) | Урок усвоения новых знаний | |
| 27.01 | | .Систематизация знаний по теме: «Решение уравнений на основе знаний о связи между компонентами действий умножения и деления». (с.21) | Урок комплексного применения знаний | |
| 28.01 | | .Контрольная работа №6по теме: «Внетабличное умножение и деление». | Урок контроля и оценки знаний | |
| 29.01 | | .Коррекция и систе-матизация знаний по теме «Внетабличное умножение и деление». (с.24) | Урок комплексного применения знаний | |
| 30.01 | | Коррекция и систе-матизация знаний по теме «Внетабличное умножение и деление». (с. 25) | Урок комплексного применения знаний | |
| 31.01 | | Деление с остатком. (с.26) | Урок усвоения новых знаний | |
| 3.02 | | Деление с остатком. (с.26-27) | Урок усвоения новых знаний | |
| 4.02 | | .Систематизация знаний по теме: «Деление с остатком». (с.27) | Закрепление знаний | |
| 5.02 | | .Приёмы нахождения частного и остатка. (с.28) | Урок усвоения новых знаний | |
| 6.02 | | .Приёмы проверки деления с остатком. (с.29) | Урок усвоения новых знаний | |
| 7.02 | | .Систематизация знаний по теме «Приёмы нахождения частного и остатка». (с.30) | Урок комплексного применения знаний | |
| 10.02 | | Деление меньшего числа на большее. (с.31) | Урок усвоения новых знаний | |
| 11.02 | | Проверка деления с остатком. (с.32) | Урок усвоения новых знаний | |
| 12.02 | | Проверка деления с остатком. (с.,33) | | |
| 13.02 | | Систематизация по теме: «Внетабличные случаи умножения и деления». (с.34) | Закрепление знаний | |
| 14.02 | | Систематизация по теме: «Внетабличные случаи умножения и деления». (с. 35) | | |
| 17.02 | | Проект: «Задачи-расчёты». (с.36-37) | Закрепление знаний | |
| 18.0 | | Проверим себя и оценим свои достижения (с.38-40) | | |
| 4Числа от 1 до 1000. Нумерация -19ч |
| 19.02 | | Устная и письменная нумерация. (с.41, 42, 43) | Урок комплексного применения знаний | |
| 20.02 | | Устная и письменная нумерация. (с., 43) | Урок комплексного применения знаний | |
| 21.02 | | Разряды счётных единиц. (с.44, 45) | Урок усвоения новых знаний | |
III триместр (60 ч.) |
| 2.03 | | Разряды счётных единиц. (с., 45) | | |
| 3.03 | | Натуральная последовательность трёхзначных чисел. (с.46) | Урок усвоения новых знаний | |
| 4.03 | | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. (с.47) | Урок усвоения новых знаний | |
| 5.03 | | Замена числа суммой разрядных слагаемых. (с. 48) | Урок усвоения новых знаний | |
| 6.03 | | Сложение и вычитание трёхзначных чисел на основе десятичного состава. (с.49) | Урок усвоения новых знаний | |
| 9.03 | | Сравнение трёхзначных чисел. (с.50 | Урок комплексного применения знаний | |
| 10.03 | | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. Математический диктант №7 (с.51) | Урок комплексного применения знаний | |
| 11.03 | | Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами. (с.52, 53) | Урок комплексного применения знаний | |
| 12.03 | | Единицы массы: килограмм, грамм. (с.54) | Урок усвоения новых знаний | |
| 13.03 | | Страничка для любознательных (с.55-57) | Урок комплексного применения знаний | |
| 16.03 | | Систематизация по теме: «Замена числа суммой разрядных слагаемых» (с. 58) | Урок комплексного применения знаний | |
| 17.03 | | Систематизация по теме: Сложение и вычитание трёхзначных чисел на основе десятичного состава(с.59) | Урок комплексного применения знаний | |
| 18.03 | | Систематизация по теме: «Нумерация». (с. 60) «Решение задач-расчётов с опорой на схему, таблицу». | Урок комплексного применения знаний | |
| 19.03 | | Систематизация по теме: Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами(с.61) | Урок комплексного применения знаний | |
| 20.03 | | Систематизация по теме: «Нумерация».(с.62-64) | | |
| 23.03 | | Контрольная работа (№7) по теме: «Нумерация». | Урок контроля и оценки знаний | |
| 5 Сложение и вычитание-16ч |
| 24.03 | | Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000. (с.65, 66) | Урок комплексного применения знаний | |
| 25.03 | | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 380+20, 620-200. (с.67) | Урок усвоения новых знаний | |
| 26.03 | | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. (с.68) | Урок усвоения новых знаний | |
| 27.03 | | Приёмы устных вычислений вида 260+310( с.69) | Урок усвоения новых знаний | |
| 30.03 | | Приёмы письменных вычислений. (с.70) | Урок усвоения новых знаний | |
| 31.03 | | Алгоритм письменного сложения. (с.71) | Закрепление знаний | |
| 1.04 | | Приёмы письменных вычислений. Алгоритм письменного вычитания. Математический диктант №8 (с.72) | Закрепление знаний | |
| 2.04 | | Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные, равносторонние. (с.73) | Закрепление изученного материала | |
| 3.04 | | Сложение и вычитание круглых чисел. Работа с информацией (Странички для любознательных) (с.74-75) | Закрепление изученного материала | |
| 13.04 | | Систематизация по теме: «Сложение и вычитание» (с. 76) | Закрепление изученного материала | |
| 14.04 | | Систематизация по теме: «Сложение и вычитание» (с. 77) | Закрепление изученного материала | |
| 15.04 | | Систематизация по теме: «Сложение и вычитание» (с. 78) | Закрепление изученного материала | |
| 16.04 | | Систематизация по теме: «Сложение и вычитание» (с. 79,80) | Закрепление изученного материала | |
| 17.04 | | Контрольная работа №8по теме: «Приёмы устных вычислений. Сложение и вычитание». | Урок контроля и оценки знаний | |
| 20.04 | | Систематизация и коррекция знаний по теме: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». (с., 80) | Закрепление изученного материала | |
| 21.04 | | Приёмы устных вычислений. (с. 81, 82) | Урок усвоения новых знаний | |
| 6Умножение и деление-28 ч |
| 22.04 | | Приёмы устных вычислений вида 240*3, 203*4, 960:3, 960:6. (с.83) | Урок усвоения новых знаний | |
| 23.04 | | Взаимосвязь компонентов действия деления и умножения.(с.84) | Урок усвоения новых знаний | |
| 24.04 | | Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные. (с.85) | Урок комплексного применения знаний | |
| 27.04 | | Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные. (с. 86) | Урок комплексного применения знаний | |
| 28.04 | | Систематизация и коррекция знаний по теме: «Приёмы устных вычислений». | Урок комплексного применения знаний | |
| 29.04 | | Странички для любознательных. Умножение и деление круглых чисел.(с.87) | Урок комплексного применения знаний | |
| 30.04 | | Приёмы письменных вычислений. Умножение. (с.88) | Урок комплексного применения знаний | |
| 1.05 | | Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное. Математический диктант №9 (89) | Урок усвоения новых знаний | |
| 4.05 | | Систематизация знаний по теме: «Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное». (с.90) | Урок комплексного применения знаний | |
| 5.05 | | Систематизация знаний по теме: «Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное». (с., 91) | Урок комплексного применения знаний | |
| 6.05 | | Приёмы письменных вычислений. Деление. (с.91, 92) | Урок усвоения новых знаний | |
| 7.05 | | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. (с.93, 94) | Урок комплексного применения знаний | |
| 8.05 | | Систематизация по теме: «Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное». (с.95, 96) | Урок комплексного применения знаний | |
Итоговое повторение (15 ч.) |
| 11.05 | | Систематизация по теме: «Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное». (с. 96) | | |
| 12.05 | | Работа с информацией Знакомство с калькулятором. (с.97, 98) | Урок усвоения новых знаний | |
| 13.05 | | Решение примеров по теме: «Арифметические действия».(с. 99) | Урок закрепления знаний | |
| 14.05 | | Решение примеров по теме: «Арифметические действия».(с. 100) | Урок закрепления знаний | |
| 15.05 | | Решение примеров по теме: «Арифметические действия».(с. 101) | Урок закрепления знаний | |
| 18.05 | | Систематизация по теме: «Решение уравнений. Порядок выполнения действий». (с.102) | Урок закрепления знаний | |
| 19.05 | | Систематизация по теме: «Нумерация. Сложение и вычитание».(с.103) | Урок закрепления знаний | |
| 20.05 | | Систематизация по теме: «Нумерация. Сложение и вычитание».(с. 104) | Урок закрепления знаний | |
| 21.05 | | Итоговая контрольная работа №9 | Урок контроля и оценки знаний | |
| 22.05 | | Систематизация по теме: «Умножение и деление». (с. 105) | Урок закрепления знаний | |
| 25.05 | | Систематизация по теме: «Умножение и деление». (с. 106) | Урок закрепления знаний | |
| 26.05 | | Систематизация по теме: «Решение задач разных видов». (с.107) | Урок закрепления знаний | |
| 27.05 | | Систематизация по теме: «Решение задач разных видов». (с. 108) | Урок закрепления знаний | |
| 28.05 | | Систематизация по теме: «Решение задач разных видов». (с.109) | Урок закрепления знаний | |
| 29.05 | | Проверим себя и оценим свои достижения (с.110-111) | Урок закрепления знаний | |
14