Рабочая программа
по немецкому языку – 5 класс, 2 часа в неделю
предмет, класс, количество часов в неделю
Павлова И.О., высшая категория – 5Б
Валерианова И.Н., первая категория – 5Г, 5Д
Ф.И.О., категория учителя
2020 – 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета ………….4
Содержание учебного предмета …………………………………………..………11
Тематическое планирование ……………………………………….……..……….16
Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному для 5Б, 5Г, 5Д классов разработана группой учителей Павловой И.О. и Валериановой И.Н. (протокол № 4 заседания кафедры от 25.03.2020) в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (http://www.edu.ru/db/portal/obschee/);
примерными программами по иностранным языкам (Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык, 5-9 классы, М.: Просвещение, 2011);
авторской программой по немецкому языку для 5 классов (Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. М.: Просвещение, 2013.) к линии учебников «Горизонты» 5 – 9 классы М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования и науки РФ;
учебным планом школы на 2020-2021 учебный год.
Изучение второго иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) а соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке;
социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала изучаемого иностранного языка:
формирование у обучающихся потребности изучения и овладения иностранными языками как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранных языков и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности личности как составляющих гражданской идентичности личности воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Учебный предмет «Немецкий язык» как второй иностранный относится к части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса.
На изучение немецкого языка как второго иностранного в 5 классе выделяется 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Таблица тематического распределения количества часов
по примерной (авторской) и рабочей программам
№ п/п | Тема | Количество часов в программе примерной (авторской) | Количество часов в программе рабочей |
1. | Знакомство | 9 | 9 |
2. | Мой класс | 9 | 9 |
3. | Животные | 11 | 11 |
4. | Мой день в школе | 9 | 9 |
5. | Хобби | 9 | 9 |
6. | Моя семья | 9 | 9 |
7. | Покупки | 12 | 12 |
Формы контроля
В течение года планируется провести следующие виды контроля: промежуточный, итоговый по видам речевой деятельности, а также дополнительный срез знаний в конце третьей четверти. Контроль осуществляется в форме самостоятельных работ, тестов по всем видам речевой деятельности, проектных работ. Предусмотрено 6 контрольных работ в год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Обучающийся 5 класса научится:
вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
брать и давать интервью;
вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)
Говорение. Монологическая речь
Обучающийся 5 класса научится:
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.)
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Обучающийся 5 класса научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Обучающийся 5 класса научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Обучающийся 5 класса научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Обучающийся 5 класса научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
Фонетическая сторона речи
Обучающийся 5 класса научится:
различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
членить предложение на смысловые группы;
адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
различать диалекты немецкого, швейцарского и австрийского языков в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Обучающийся 5 класса научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -ler (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
существительных и глаголов с префиксами: vor- (der \brort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen;
словосложение: существительное + существительное (das Arbeitszimmer); прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond); прилагательное + существительное (die Fremdsprache); глагол + существительное (die Schwimmhalle);
конверсия:
образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);
образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer).
Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Обучающийся 5 класса научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
нераспространенные и распространенные предложения;
безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);
побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
все типы вопросительных предложений;
предложения с неопределенно-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);
сложносочиненные предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen);
сложноподчиненные предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
сложноподчиненные предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
сложноподчиненные предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
сложноподчиненные предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);
сложноподчиненные предложения с придаточными цели (с союзом damit);
распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);
Рräteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum (anfangen, beschreiben);
возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
определенный, неопределенный и нулевой артикль, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; \ предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;
местоимения: личные, притяжательные, неопределенные (jemand, niemand);
количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30;
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения;
распознавать и употреблять в речи безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
распознавать и употреблять в речи предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand);
распознавать и употреблять побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
распознавать и употреблять в речи все типы вопросительных предложений;
распознавать и употреблять в речи предложения с неопределенно-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
распознавать и употреблять в речи предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen);
распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen);
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist);
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточными цели (с союзом damit);
распознавать и употреблять в речи структуру предложения по формальным признакам: по наличию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv);
распознавать и употреблять в речи слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
распознавать и употреблять в речи сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);
распознавать и употреблять в речи Рräteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
распознавать и употреблять в речи глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futurum (anfangen, beschreiben);
распознавать и употреблять в речи возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
распознавать и употреблять в речи определенный, неопределенный и нулевой артикль, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; \ предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные, неопределенные (jemand, niemand);
распознавать и употреблять в речи количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30;
Социокультурные знания и умения
Обучающийся 5 класса научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на изучаемом языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Обучающийся 5 класса научится:
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Социокультурные знания и умения
Обучающийся 5 класса научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на изучаемом языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Обучающийся 5 класса научится:
Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание учебного предмета
В курсе немецкого языка можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Основной содержательной линией являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения немецким языком на данном уровне обучения. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Обучение видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи.
Предметное содержание речи
Знакомство. Приветствие людей; представляться и говорить, где живёшь; заполнять анкету; произносить имя по буквам. (9 часов)
Мой класс. Школьные предметы; рассказ о своём друге/своей подруге; говорить о людях, говорить, что они любят. (9 часов)
Животные. Название животных, цветов, континентов и частей света. (11 часов)
Мой день в школе. Название часов, дней недели и времени суток; описание распорядка дня; составление текстов о школе. (9 часов)
Хобби. Говорить о хобби; договариваться о встрече; спрашивать разрешения. (9 часов)
Моя семья. Родители, братья, сестры, рассказывать о семье, профессии. (9 часов)
Покупки. Покупки, подарки ко дню рождения, цены. (12 часов)
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс). Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения –до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видовременных формах действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.
Тематическое планирование
№ п/п | Учебная ситуация | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий |
1. | Знакомство | Приветствовать людей. Представляться и называть адрес проживания. Заполнять анкету. Вести этикетный диалог в ситуации бытового общения. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания. Различать на слух и произносить все звуки немецкого алфавита. Говорить, что они любят. Читать и писать по образцу сообщения в чате. | Игры, песни |
2. | Мой класс | Вести диалог-расспрос. Рассказывать о своем друге. Говорить, что нравится, а что нет. Понимать на слух речь учителя и одноклассников и небольшие тексты в аудиозаписи. Понимать на слух и произносить цифры и группы цифр. Выразительно читать вслух небольшие тексты. Писать небольшой рассказ о себе, о своем друге с опорой на образец. | Игры. Проекты |
3. | Животные | Рассказывать о животных. Описывать животных. Выразительно читать вслух небольшие тексты. Называть цвета. Понимать текст о животных. Писать с опорой на образец небольшой рассказ о себе, своих игрушках, о том, что обучающиеся умеют делать. | Игры, викторина, презентация |
4. | Мой день в школе | Называть время и дни недели. Рассказывать о своем школьном расписании с указанием названий учебных предметов и времени. Писать о себе электронное письмо по образцу. Читать, понимать, составлять свое расписание уроков с указанием дней недели и времени. Читать и воспринимать на слух страноведческую информацию о школе в немецкоязычных странах. | Составление расписания и его оформление |
5. | Хобби | Вести диалоги о своем хобби, о том, что обучающиеся умеют или не умеют делать. Рассказывать о своем хобби. Договариваться о встрече. Спрашивать разрешения, используя модальные глаголы. Читать статистическую информацию. | Игры, диалог-расспрос |
6. | Моя семья | Рассказывать о своей семье. Описывать иллюстрацию. Вести диалоги о семье, составлять мини-диалоги по образцу. Читать и понимать небольшие тексты. Читать и понимать на слух страноведческую информацию о семьях в Германии. | Ролевая игра |
7. | Покупки | Вести диалог на основе изученного материала (называть цену, спрашивать, сколько стоит). Знакомиться с немецкой традицией составления пожеланий подарков ко дню рождения и писать аналогичные пожелания. Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. Читать тексты с полным пониманием, используя словарь. | Ролевая игра, викторина |
Поурочное планирование
№ п/п | Предметное содержание | Тема урока | Языковой материал |
Лексика | Грамматика |
1. | Знакомство 9 часов Приветствие людей; представляться и говорить, где живёшь; заполнять анкету; произносить имя по буквам. | Формы приветствия и прощания. Аудирование | Wie heißt du? Wie geht es dir/Ihnen? Woher kommst du? Wo wohnst du? Was magst du? | Личные местоимения ich, du, Sie. Глаголы heißen, wohnen, mögen, sein. Вопросы с вопросительными словами и ответы. Порядок слов. |
2. | Алфавитная песенка |
3. | Правила чтения немецких буквосочетаний |
4. | Знакомство. Диалогическая речь |
5. | В отеле. Заполнение анкеты |
6. | Спряжение глаголов «иметь, быть» |
7. | Любимые занятия. Аудирование |
8. | Любимые занятия. Чтение |
9. | Любимые занятия. Монологическая речь |
1. | Мой класс 9 часов Школьные предметы; рассказ о своём друге/своей подруге; говорить о людях, говорить, что они любят | Мой класс. Аудирование | Числа, школьные принадлежности, школьные предметы. | Личные местоимения er/sie, wir, ihr. Глаголы kommen, heißen, mögen, sein. Определенные и неопределенные артикли der, das, die, ein, eine. Притяжательные местоимения mein, dein. Предлоги in, auf. |
2. | На перемене. Спряжение слабых глаголов |
3. | На перемене. Спряжение слабых глаголов |
4. | Числительные до 20 |
5. | Числительные до 1000 |
6. | Определенный и неопределенный артикли |
7. | Школьные принадлежности |
8. | Анкета. Чтение, письмо |
9. | Спряжение глаголов. Повторение |
1. | II четверть Животные 11 часов Название животных, цветов, континентов и частей света. | Животные. Введение лексики | Название животных, цветов, континентов и частей света. | Спряжение глаголов haben, sein. Вопросы без вопросительного слова. Винительный падеж. Множественное число существительных. |
2. | Любимое животное. Аудирование |
3. | Употребление глагола «иметь» |
4. | Отрицание «kein» |
5. | Цвета. |
6. | Единственное и множественное число существительных |
7. | Артикль. Повторение |
8. | Личные местоимения. Повторение |
9. | Любимое животное. Письмо |
10. | Животные в Германии и России |
11. | Спряжение глаголов. Повторение |
1. | Мой день в школе 9 часов III четверть Название часов, дней недели и времени суток; описание распорядка дня; составление текстов о школе | Школьный день. Введение лексики | Указание времени. Название часов, времени суток, дней недели, школьных предметов. | Порядок слов в предложении с указанием времени. Предлоги um, von … bis, am. |
2. | Время |
3. | Структура простого предложения |
4. | Расписание уроков. Диалогическая речь |
5. | Промежуточный контроль лексики и грамматики |
6. | Порядок слов в простом предложении |
7. | Промежуточный контроль чтения |
8. | Расписание уроков. Письмо |
9. | Расписание уроков. Монологическая речь |
1. | Хобби 9 часов Говорить о хобби; договариваться о встрече; спрашивать разрешения | Хобби. Аудирование | Досуг и увлечения (чтение, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. | Спряжение сильных глаголовfahren, lesen, sehen. Модальный глагол können. Глаголы с отделяемой приставкой. Рамочная конструкция. |
2. | Глаголы с отделяемыми приставками |
3. | Хобби. Диалогическая речь |
4. | Спряжение сильных глаголов |
5. | Приставки |
6. | Хобби немецкой молодежи |
7. | Хобби. Чтение |
8. | Хобби. Интервью |
9. | Хобби. Монологическая речь |
1. | Моя семья 9 часов IV четверть Родители, братья, сестры, рассказывать о семье, профессии. | Семья. Введение лексики | Время. Название часов, времени суток, дней недели, школьных предметов. Слова, обозначающие родство. Названия профессий. | Притяжательные местоимения sein, ihr, unser. |
2. | Контроль аудирования |
3. | Семейная фотография |
4. | Контроль говорения |
5. | Притяжательные местоимения |
6. | Семьи в Германии. Чтение |
7. | Профессии. Письмо |
8. | Семьи в России. Аудирование |
9. | Моя семья |
1. | Покупки 12 часов Покупки, подарки ко дню рождения, цены. | Мои желания. Аудирование | Покупки. Подарки на день рождения. Числа. | Спряжение глаголов essen, treffen. Порядок слов в предложении, рамочная конструкция. Ich möchte… |
2. | Мои желания. Употребление глагола «mögen» |
3. | Покупки в киоске. Диалогическая речь |
4. | Карманные деньги |
5. | Подарки |
6. | Подарки. Письмо |
7. | Итоговый контроль лексики и грамматики |
8. | Спряжение глаголов. Повторение |
9. | Итоговый контроль чтения |
10. | Скоро каникулы. Чтение |
11. | Почтовая открытка |
12. | Покупки. Обобщающий урок |