ГОДОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3 КЛАСС
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2013 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2013 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год)
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке (индивидуальная, групповая, работа в паре и др.) и вне урока.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель данной программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи программы:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Авторская программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Согласно Учебному плану МОУ «Павловская СОШ» и годовому календарному графику образовательных организаций г.о.Истра на изучение курса" Окружающий мир" в 3 классе отводится 2 часа в неделю, за год 68 часов (34 учебные недели ).
1 триместр- 10 недель-20час.
2триместр-112недель-24час.
3триместр-12 недель-24час.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА;
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающего мира» являются:
1. Выпускник получит возможность для формирования основ Российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2. Выпускника получит возможность для формирования целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;
3. У выпускника будут сформированы навыки уважительного отношения к иному мнению истории и культуре других народов;
4. Выпускник овладевает начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. Выпускник получит возможность принятие и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения;
6. У выпускника будут сформированы навыки самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7. У выпускника будут сформированы эстетические потребности , ценности и чувства;
8. У выпускника будут сформированы этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9. Выпускник получит возможность развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
10. Выпускник получит возможность сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Выпускник получит возможность научиться самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Выпускник научится совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Выпускник научится составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Выпускник научится, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Выпускник получит возможность в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Выпускник получит возможность научиться ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Выпускник научится отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Выпускник научится добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Выпускник получит возможность научиться перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Выпускник получит возможность научиться перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Выпускник научится преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Выпускник научится преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Выпускник научится работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования,
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Выпускник получит возможность научиться доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменно." речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Выпускник научится доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
- Выпускник научится слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Выпускник научится читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Выпускник научится договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Выпускник получит возможность научиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающего мира» являются:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
умение договариваться о распределении функций и ролей с совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметными результатами курса «Окружающего мира» являются:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия , победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс 68 ч
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. ЧеловечествоМир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений., ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена., Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проект «Музей путешествий»
4. Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ п.п | Наименование темы | Число часов | Итоговый контроль | Практические работы, проектная деятельность, экскурсии |
по авт. программе | по рабоч. плану | дано по факту | по плану | по факту | по плану | по факту |
1 триместр( 10 недель – 20 часов) |
1. | Как устроен мир. | 6 | 6 | | | | Проект №1 «Богатства, отданные людям» | |
2. | Эта удивительная природа. | 14 из17 | 14 из17 | | | | Проект №2 «Разнообразие родного края» Практическая .работа. №1 «Обнаружение крахмала» Практическая работа№2 «Свойства воды» Практическая работа №3 «Состав почвы» Экскурсия №1 « Природа» | |
| Всего часов за I триместр | 20 | 20 | | | | Проект – 2 Пр.р. – 3 Экскурсии – 1 | |
Отметка о выполнении программы за I триместр 2 триместр (12 недель – 24 часа) |
2. | Эта удивительная природа. | 3 из17 | 3 из17 | | | | | |
3. | Мы и наше здоровье. | 10 | 10 | | Контрольный тест№1 «Наше здоровье» | | Проект №3 «Школа кулинаров» Практическая работа№4 «Измерение роста и массы человека» Практическая работа№5 «Измерение пульса» | |
4. | Наша безопасность. | 7 | 7 | | Контрольный тест№2 «Дорожные знаки» | | Проект №4 «Кто нас защищает» Практическая работа№6 «Устройство бытового фильтра» | |
5. | Чему учит экономика. | 4 из 12 | 4 из12 | | | | | |
| Всего часов за II триместр | 24 | 24 | | Контрольный тест -2 | | Проект-2 Пр.р. – 3 | |
Отметка о выполнении программы за II триместр |
3 триместр (12 недель – 24 часов) |
5. | Чему учит экономика. | 8 из 12 | 8 из12 | | Контрольный тест№3 «Экономика» | | Проект №5 «Экономика родного края» Практическая работа №7 « Что такое деньги» | |
7. | Путешествие по городам и странам. | 16 | 16 | | Контрольный тест №4 «Страны мира» | | Проект №6«Музей путешествий» | |
8. | Резервные часы. | - | - | | | | | |
| Всего часов за III триместр | 24 | 24 | | Контрольный тест -2 | | Проект-2 Пр.р. – 1 | |
| Всего часов за год. | 68 | 68 | | Контрольный тест -4 | | Экскурсии – 1 Проект-6 Пр.р. – 7 | |
Отметка о выполнении программы за III триместр: Отметка о выполнении программы за год |
5. поурочное ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружающему миру, 3 класс (68 часов, 2 раза в неделю)
№ п/п | Сроки | Тема | Тип урока | Примечания |
примерные | фактические |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I ТРИМЕСТР (10 недель- 20 час.) |
Как устроен мир (6 часов) |
| 2.09 | | Природа. | Урок «открытия» нового знания | |
| 5.09 | | Человек. | Урок рефлексии | |
| 9.09 | | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | Урок «открытия» новых знаний | |
| 12.09 | | Общество. | Урок развивающего контроля | |
| 16.09 | | Что такое экология. | Урок развивающего контроля | |
| 19.09 | | Природа в опасности! | Урок развивающего контроля | |
Эта удивительная природа. (17часов) |
| 23.09 | | Тела, вещества, частицы. | Урок «открытия» новых знаний | |
| 26.09 | | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | Урок развивающего контроля | |
| 30.09 | | Воздух и его охрана. | Урок развивающего контроля | |
| 3.10 | | Вода. Практическая работа №2 «Свойства воды. Очистка загряз-ненной воды с помощью фильтра» | Урок развивающего контроля | |
| 14.10 | | Превращения и круговорот воды | | |
| 17.10 | | Берегите воду! | Урок методологической направленности | |
| 21.10 | | Что такое почва? Практическая работа №3 | Урок методологической направленности | |
| 24.10 | | Разнообразие растений. Экскурсия. | Урок рефлексии | |
| 28.10 | | Солнце, растения и мы с вами. | Урок рефлексии | |
| 31.10 | | Размножение и развитие растений. | Урок рефлексии | |
| 4.11 | | Охрана растений. | Урок рефлексии | |
| 7.11 | | Разнообразие животных. | Урок рефлексии | |
| 11.11 | | Кто что ест? Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». | Урок рефлексии | |
| 14.11 | | Размножение и развитие животных. | Урок развивающего контроля | |
2 ТРИМЕСТР(11недель -24 час.) |
| 25.11 | | Охрана животных. | Урок развивающего контроля | |
| 28.11 | | В царстве грибов. | Урок развивающего контроля | |
| 2.12 | | Великий круговорот жизни. | Урок развивающего контроля | |
Мы и наше здоровье (10 часов) |
| 5.12 | | Организм человека. Практическая работа №3 « Измерение роста и массы тела человека». | Урок развивающего контроля | |
| 9.12 | | Органы чувств. | Урок развивающего контроля | |
| 12.12 | | Надёжная защита организма. Первая помощь при небольших поврежде ниях кожи | Урок методологической направленности | |
| 16.12 | | Опора тела и движение. | Урок рефлексии | |
| 19.12 | | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Урок рефлексии | |
| 23.12 | | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №5 «Подсчет ударов пульса» | Урок рефлексии | |
| 26.12 | | Умей предупреждать болезни. | Урок рефлексии | |
| 30.12 | | Здоровый образ жизни. | Урок рефлексии | |
| 9.01 | | Проверим себя и свои достижения Контрольный тест №1 на тему : «Наше здоровье» | Урок рефлексии | |
| 13.01 | | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Урок развивающего контроля | |
Наша безопасность (7 часов) |
| 16.01 | | Огонь, вода и газ. | Урок развивающего контроля | |
| 20.01 | | Чтобы путь был счастливым. Контрольный тест№2 на тему: «Дорожные знаки» | Урок развивающего контроля | |
| 23.01 | | Дорожные знаки. | Урок развивающего контроля | |
| 27.01 | | Наши проекты: «Кто нас защищает» | Урок развивающего контроля | |
| 30.01 | | Опасные места. | Урок рефлексии | |
| 3.02 | | Природа и наша безопасность. | Урок развивающего контроля | |
| 6.02 | | Экологическая безопасность. Практическая работа №6 | Урок развивающего контроля | |
Чему учит экономика (12 часов) |
| 10.02 | | Для чего нужна экономика? | Урок «открытия» новых знаний | |
| 13.02 | | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | Урок рефлексии | |
| 17.02 | | Полезные ископаемые. | Урок рефлексии | |
| 20.02 | | Растениеводство. Практическая работа №7 | Урок методологической направленности | |
3 ТРИМЕСТР (13 недель -24час.) |
| 2.03 | | Животноводство. | Урок развивающего контроля | |
| 5.03 | | Какая бывает промышленность. | Урок развивающего контроля | |
| 9.03 | | Наши проекты: «Экономика родного края» | Урок методологической направленности | |
| 12.03 | | Что такое деньги. | Урок «открытия» новых знаний | |
| 16.03 | | Государственный бюджет. | Урок «открытия» новых знаний | |
| 19.03 | | Семейный бюджет. | Урок рефлексии | |
| 23.03 | | Экономика и экология. | Урок развивающего контроля | |
| 26.03 | | Экономика и экология. Контрольный тест №3 на тему: «Экономика» | Урок развивающего контроля | |
Путешествие по городам и странам (16часов) |
| 30.03 | | Золотое кольцо России. | Урок развивающего контроля | |
| 2.04 | | Золотое кольцо России. | Урок методологической направленности | |
| 13.04 | | Золотое кольцо России. | Урок развивающего контроля | |
| 16.04 | | Проект: «Музей путешествий» | Урок методологической направленности | |
| 20.04 | | Наши ближайшие соседи. | Урок «открытия» новых знаний | |
| 23.04 | | На севере Европы. | Урок развивающего контроля | |
| 27.04 | | Что такое Бенилюкс. | Урок развивающего контроля | |
| 30.04 | | Что такое Бенилюкс. | Урок развивающего контроля | |
| 4.05 | | В центре Европы. | Урок развивающего контроля | |
| 7.05 | | По Франции и Великобритании. (Франция) | Урок развивающего контроля | |
| 11.05 | | По Франции и Великобритании. (Великобритания) | Урок развивающего контроля | |
| 14.05 | | На юге Европы. | Урок развивающего контроля | |
| 18.05 | | По знаменитым местам мира. | Урок рефлексии | |
| 21.05 | | Проверим себя и свои достижения за второе полугодие. Контрольный тест №4 на тему : « Страны мира» | Урок рефлексии | |
| 25.05 | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Урок рефлексии | |
| 28.05 | | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Урок рефлексии | |