Муниципальное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя общеобразовательная школа №2
141830 , Московская область, Дмитровский район, п. Новосиньково, д.70, тел./факс 8(496) 2296471
| УТВЕРЖДАЮ директор школы ________/Е.В.Хомутова/ « » августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(индивидуальное обучение)
по окружающему миру
для 4-б класса
Составитель: Бабенко Людмила Ивановна
п. Новосиньково
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Синьковской СОШ №2 и примерной программы по предмету « Окружающий мир» авторов О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой. М.: Академкнига /учебник, 2017 г.,
Данная рабочая программа разработана для общеобразовательного класса в соответствии с учетом потребностей и запросов обучающихся и их родителей. Состав 4- б класса разноуровневый, требующий дифференцированного подхода к учащимся.
Реализация программы осуществляется посредством учебника авторов Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, О.Н. Федотовой для 4 класса. Примерная программа рассчитана на 17 часов в год. В соответствии с годовым календарным графиком школы календарно — тематическое планирование в рабочей программе рассчитано на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества; практико – ориентированных знаний о природе, человпеке, обществе; метапредметных универсальных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Содержание курса «Окружающий мир»
Содержание курса полностью соответствует примерной программе.
Раздел «Человек и природа» - 10 часа;
Раздел «Человек и общество» -7часов.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
4 класс
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификациюизученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-ресурсов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения:
В результате изучения курса ученик научится:
- находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
- читать условные обозначения карт;
-использовать готовые модели и иллюстрации учебника;
-находить общие и отличительные признаки природных зон России;
-понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе;
-называть систему органов человека;
- характеризовать основные функции систем человека;
- проводить топометрические измерения человека;
-извлекать необходимую информации из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний;
-характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях;
-рассказывать с использованием подобранной информации из Интернета и иллюстрированных источников о государственной символики РФ;
-самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
-Обмениваться сведениями о событиях в стране, участником, которых является глава государства –Президент РФ;
- готовить небольшие сообщения по заданной теме;
- работать с политико – административной картой РФ; глобусом и картой: умение показывать территорию РФ, ее сухопутные и морские границы; столицы государства;
-работать с Лентой времени;
-рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, и правил безопасного поведения на природе;
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения у водоема, во время прогулок в лес, парк, на луг;
- понимать необходимость соблюдения правил во время приема пищи;
-понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья.
Календарно - тематическое планирование окружающему миру в 4 классе
на 17 часов (0,5 часа по учебному плану)
на 2018-2019учебный год
Раз- дел | № уро- ка | Содержание (тема) | Дата проведения | Приме-чание |
план | факт |
2.1 | | История отечества (8ч.) Древние славяне | 03.09-28.12 | | |
2.1 | | Древняя Русь | | |
2.1 | | Путь «из варяг в греки» | | |
2.1 | | Крещение Руси | | |
2.1 | | Борьба Руси с западными завоевателями. | | |
2.1 | | Возникновение Москвы. | | |
2.1 | | Первые Московские князья | | |
2.1 | | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба) | | |
1.1 | | Земля – планета Солнечной системы (2ч.) Солнечная система | | |
1.1 | | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 09.01-31.01 | | |
1.2 | | Путешествие по природным зонам России Природные зоны нашей страны | | |
1.3 | | Родной край –часть великой России Твой родной край. | 01.01-28.02 | | |
1.4 | | Человеческий организм Как устроен организм человека | | |
1.5 | | Изучаем органы чувств Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба) | 01.03-30.04 | | |
2 | | Путешествие по странам мира Границы России | | |
2.3 | | Москва как летопись истории Росси | 06.05-31.05 | | |
2.4 | | Мы – граждане России Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация.Основной закон страны – Конституция России. | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник в 2-х частях – М: Академкнига/ Учебник, 2017
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс. Тетрадь №1, №2 для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник, 2017
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2017.
Методические пособия для учителя:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2017
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО __________/___________/
Протокол №_____ от « » августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора поУВР
_________/____________/
« » августа 2018 г.
8