Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема: «Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ»
(нет в учебнике)
Цели урока:
• Формирование представлений о связи декоративного искусства с природными условиями жизни народов России.
• Знакомство с разнообразием предметов декоративного искусства разных народов РФ.
• Воспитание уважения к культурному наследию народов России.
Личностные результаты:
• Проявление интереса к декоративному искусству народов России.
• Формирование уважительного отношения к культуре и традициям разных народов РФ.
• Осознание ценности культурного многообразия страны.
• Развитие эстетического восприятия предметов декоративного искусства.
Метапредметные результаты:
• Умение сравнивать предметы декоративного искусства разных народов.
• Способность устанавливать связь между природными условиями и особенностями декоративного искусства.
• Развитие навыков описания предметов декоративного искусства.
• Умение работать с информацией, представленной в виде иллюстраций.
Предметные результаты:
• Знание некоторых характерных особенностей декоративного искусства народов России.
• Умение приводить примеры предметов декоративного искусства разных народов РФ.
• Понимание связи между природными условиями жизни народа и его декоративным искусством.
• Умение находить отражение природы в элементах декора предметов народного искусства.
• Знание основных материалов, используемых в декоративном искусстве разных народов России.
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я вам сегодня принесла.
(Учитель показывает детям предметы декоративного искусства разных народов России: матрешку, тюбетейку,чашку)
-Что это, как вы думаете?
(Дети отвечают: игрушка, шапочка, посуда)
-Правильно! А почему они такие разные и красивые?
(Дети могут ответить: потому что их сделали разные мастера, они из разных мест)
-Молодцы! Эти предметы сделаны мастерами разных народов России. А вы знаете, какие народы живут в нашей стране?
(Дети отвечают: русские, татары и другие народы, которые они знают)
-Отлично! А как называется наша страна?
(Дети отвечают: Россия)
-Верно! Как я говорила ранее, Россия - это наша большая и многонациональная страна.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Дети предполагают: о красивых вещах, о предметах, которые делают разные народы)
-Правильно! Сегодня мы будем говорить о предметах декоративного искусства разных народов России. Как вы думаете, почему эти предметы такие разные?
(Дети высказывают свои мысли)
-Замечательно! Тема нашего урока: "Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов России". А как вы понимаете слово "отражение"?
(Дети делятся своими мыслями)
-Очень хорошо! Давайте вместе узнаем, как в этих красивых предметах отражается жизнь и природа разных народов нашей страны.
Этап 3. Актуализация знаний
-Давайте посмотрим на эти картинки. Что вы видите?
(Дети отвечают: красивые вещи, узоры, посуду, одежду)
-Правильно! Это предметы декоративного искусства разных народов России. Давайте их рассмотрим подробнее. Что вам нравится?
(Дети называют понравившиеся предметы)
-Молодцы! А теперь давайте посмотрим, какие узоры есть на этих предметах.
(Учитель обращает внимание детей на узоры: цветы, животные, геометрические фигуры)
-Как вы думаете, почему мастера выбрали именно такие узоры?
(Дети предполагают: потому что это красиво, потому что они это видят вокруг себя)
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Теперь давайте узнаем больше о том, почему предметы декоративного искусства такие разные. Посмотрите на карту России. Как вы думаете, везде ли одинаковая природа?
(Дети отвечают: нет, где-то леса, где-то горы, где-то море)
-Правильно! В разных местах России разная природа. И люди, которые там живут, делают свои красивые вещи, глядя на эту природу.
2) Проверка первичного усвоения
-А теперь давайте посмотрим на эти предметы. Вот русская матрешка - какие узоры на ней?
(Дети отвечают: цветы, ягоды)
-Верно! А почему именно такие узоры?
(Дети предполагают: потому что в лесах много цветов и ягод)
-Молодцы! А вот татарская тюбетейка - какие узоры на ней?
(Дети отвечают: геометрические фигуры, цветы)
-Правильно! Татары живут в степях, где много красивых цветов.
Этап 5. Физминутка
-Давайте немного отдохнем и поиграем в игру "Волшебные узоры". Я буду называть предмет природы, а вы должны его нарисовать в воздухе: солнышко, цветок, волна, горы, снежинка.
(Учитель проводит физминутку)
Этап 6. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте подумаем, какие еще предметы природы могут быть на узорах разных народов?
(Дети предлагают: листья, звезды, рыбы, птицы)
-Отлично! А как вы думаете, почему важно сохранять традиции декоративного искусства разных народов?
(Дети высказывают идеи: чтобы помнить историю, чтобы было красиво)
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А сейчас давайте подумаем, какие красивые предметы есть у вас дома? Может быть, ваши бабушки что-то вышивают или ваши родители покупают красивые вещи?
(Дети рассказывают о предметах декоративного искусства в их домах)
Этап 7. Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
-О чем мы сегодня говорили? (Ответ: о предметах декоративного искусства разных народов России)
-Почему узоры на предметах разных народов отличаются? (Ответ: из-за разной природы, традиций)
-Почему важно сохранять традиции декоративного искусства? (Дети высказывают свои мысли)
-А теперь давайте поиграем в игру "Волшебная шкатулка". У меня есть шкатулка с разноцветными камушками. Выберите камушек, который соответствует вашему настроению после урока: красный - мне было очень интересно, я узнал много нового; желтый - было интересно, но не все понятно; синий - мне было трудно, я мало что понял.
(Дети выбирают камушки)
-Спасибо за ваши ответы! Вы сегодня отлично поработали. Помните, что каждый народ России создает свои уникальные и красивые предметы, отражающие природу и традиции. До свидания!