Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для Х классов разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) и авторской программы И. В. Гусаровой «Русский язык: 10-11 классы: базовый уровень: рабочая программа для общеобразовательных учреждений». – М, - 2019.
В соответствии со следующими нормативными правовыми инструктивнометодическими документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;
-федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
- приказ Минобрнауки России от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263);
- проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (среднее (полное) общее образование) от 15.04.2011 г.;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классе филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Курс базового обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделим следующие:
1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
2) формирование культуроведческой компетенции учащихся;
3) формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правил их соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных ее понятий, а также определенные представления об ученых-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает в первую очередь осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Понятие «коммуникативная компетенция» включает в себя:
наличие определенных теоретических сведений о языке;
наличие определенных знаний языка (орфоэпических, лексических, грамматических
умений и навыков);
наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями
общения;
наличие знаний и умений организовать речевое общение с учетом социальных
норм поведения.
Таким образом, коммуникативная компетенция, являясь высшей ступенью в иерархии компетенций, представляет собой их нерасторжимое единство, расширяет и углубляет языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
При обучении русскому языку как средству общения в 10 классе предполагается использовать коммуникативно - деятельностный подход, который предполагает:
обучение средствам языка;
обучение речевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных - аудировании и чтении, продуктивных - говорении и письме);
обучение умениям и навыкам общения на языке.
Изучение русского языка в X классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» отводится в 10 классе 1 час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год.
Виды контроля: входной, текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 7;
работ по развитию речи - 4;
итоговых контрольных – 1 .
В соответствии с требованиями Стандарта результаты освоения учащимися программы по русскому языку в 10 классе отражают достижения следующих планируемых результатов:
Личностные результаты обучения:
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
эстетическое отношение к миру;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения:
обучающиеся знают:
основные понятия курса русского языка 5-9 классы;
основные понятия курса русского языка 10 класса;
основные этапы развития современного русского языка;
правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;
правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;
правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;
правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
правила правописания чередующихся гласных в корне слова;
основные единицы синтаксиса и пунктуации;
главные члены предложения;
типы сказуемого;
второстепенные члены предложения;
текст как результат речевой деятельности;
функциональные стили речи;
официально-деловой стиль речи: особенности и разновидности;
публицистический стиль речи: особенности и разновидности;
синтаксис сложного предложения;
особенности сложносочинённых предложений, знаки препинания;
особенности сложноподчинённых предложений, виды, знаки препинания;
структуру сочинения-рассуждения;
публицистический текст проблемного характера;
особенности бессоюзных сложных предложений;
пунктуация в бессоюзном сложном предложении;
художественный текст проблемного характера;
нормы русского литературного языка;
русский речевой этикет.
обучающиеся умеют:
определять основные понятия курса русского языка 5-9 классы;
применять полученные знания на практике;
определять основные понятия курса русского языка 10 класса;
определять речь как процесс коммуникативной деятельности;
характеризовать основные этапы современного русского языка;
применять правила правописания орфограмм «-Н- и –НН- в разных частях речи»;
применять правила правописания орфограмм «Употребление прописных и строчных букв»;
применять правила правописания орфограммы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-»;
применять правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова;
применять правила правописания чередующихся гласных в корне слова;
различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;
определять основные единицы синтаксиса и пунктуации;
определять подлежащее и сказуемое;
выявлять способы выражения подлежащего и сказуемого;
определяют типы сказуемого;
определять второстепенные члены предложения и способы их выражения;
определять признаки текста;
определять функциональные стили речи;
характеризовать официально-деловой стиль речи, его особенности и разновидности;
создавать разные жанры официально-делового стиля речи;
характеризовать публицистический стиль речи, его особенности и разновидности;
создавать текст публицистического стиля речи;
определять сложносочинённое предложение;
расставлять знаки препинания в сложносочинённом предложении;
чертить схемы сложносочинённых предложений;
определять сложноподчинённое предложение, его виды;
различать виды сложноподчинённых предложений;
ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении;
чертить схемы сложноподчинённых предложений;
определять и характеризовать публицистический текст проблемного характера;
писать сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера;
определять бессоюзные сложные предложения;
ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;
чертить схемы бессоюзных сложных предложений;
определять и характеризовать художественный текст проблемного характера;
писать сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера;
определять и характеризовать нормы русского литературного языка;
характеризовать особенности русского речевого этикета;
создавать текст по теме;
применить в системе полученные знания на практике;
подводить итоги курса русского языка в 10 классе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение (2 ч.): Введение в курс русского языка 10 класса. Входная контрольная работа за курс 5-9 классов.
Раздел 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности (1 ч.): Анализ ошибок входной контрольной работы. Речь как процесс коммуникативной деятельности.
Раздел 3. Этапы развития русского литературного языка (1 ч.): Этапы развития русского литературного языка.
Раздел 4. Орфография (7 ч.): Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Орфография. Употребление строчных и прописных букв. Контрольная работа по теме «Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Употребление строчных и прописных букв». Анализ ошибок контрольной работы. Орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Контрольная работа по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». Анализ ошибок контрольной работы.
Орфография. Правописание гласных в корне слова. Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Раздел 5. Синтаксис и пунктуация (4 ч.): Синтаксис и пунктуация. Синтаксические единицы. Синтаксис и Пунктуация простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
.
Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности (1 ч.): Анализ ошибок контрольной работы. Текст как результат речевой деятельности.
Раздел 7. Функциональные стили речи (1 ч. + 2 ч.): Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль: особенности и разновидности. Публицистический стиль: особенности и разновидности.
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация сложного предложения (8 ч. + 2 ч.): Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания. Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения». Анализ ошибок контрольной работы. Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания. Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения: знаки препинания». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера.
Раздел 9. Нормы русского литературного языка (1 ч.): Нормы русского литературного языка.
Раздел 10. Русский речевой этикет (1 ч.): Русский речевой этикет.
Раздел 11. Итоги курса (4 ч.): Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. Анализ ошибок итоговой контрольной работы. Итоги курса русского языка в 10 классе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10 класс (базовый уровень)
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на | В том числе на | В том числе на |
работ по развитию речи | контрольных работ | итоговых контрольных работ |
1 | Раздел 1. Введение | 2 | - | 1 | - |
2 | Раздел 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности | 1 | - | - | - |
3 | Раздел 3. Этапы развития русского литературного языка. | 1 | - | - | - |
4 | Раздел 4. Орфография | 7 | - | 2 | - |
5 | Раздел 5. Синтаксис и пунктуация | 4 | - | 1 | - |
6 | Раздел 6. Текст как результат речевой деятельности | 1 | - | - | - |
7 | Раздел 7. Функциональные стили речи | 3 | 2 | - | - |
8 | Раздел 8. Синтаксис и пунктуация сложного предложения | 10 | 2 | 3 | - |
9 | Раздел 9. Нормы русского литературного языка | 1 | - | - | - |
10 | Раздел 10. Русский речевой этикет | 1 | - | - | - |
11 | Раздел 11. Итоги курса | 4 | - | - | 1 |
| Итого | 35 | 4 | 7 | 1 |
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | К-во часов | Элемент содержания | Планируемые результаты | Контрольно-оценочная деятельность (вид, форма) | Примечание |
1 | | Введение в курс русского языка 10 класса. | 1 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. | Л1-3; М1-5; П2, 4, 5. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
2 | | Входная контрольная работа за курс 5-9 классов. | 1 | Входная контрольная работа за курс 5-9 классов (контрольная работа № 1). | Л2-3; М1, 3-5; П1, 3, 5. | Входной (контрольная работа № 1) | |
3 | | Анализ ошибок входной контрольной работы. Речь как процесс коммуникативной деятельности. | 1 | Анализ ошибок входной контрольной работы. Речь как процесс коммуникативной деятельности. | Л1-8; М1-7; П1-3. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
4 | | Этапы развития русского литературного языка. | 1 | Этапы развития русского литературного языка. | Л1-3; М1-7; П1-2. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
5 | | Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. | 1 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | Л3, 5, 6, 8, 9; М1-3, 6-8; П1, 2, 4. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
6 | | Орфография. Употребление строчных и прописных букв. | 1 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием строчных и прописных букв. | Л1, 2, 4, 7, 10; М1, 2, 4, 5, 7, 8; П3, 8. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
7 | | Контрольная работа по теме «Орфография. Правописание –Н- и –НН- в разных частях речи. Употребление строчных и прописных букв». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 2). | Л3; М1, 4, 6-8; П1-3, 7, 8. | Тематический (контрольная работа № 2) | |
8 | | Анализ ошибок контрольной работы. Орфография. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-. | Л2, 3, 5, 6, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1, 4, 9. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
9 | | Контрольная работа по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 3). | Л3; М1, 4, 6-8; П1, 4, 9. | Тематический (контрольная работа № 3) | |
10 | | Анализ ошибок контрольной работы. Орфография. Правописание гласных в корне слова. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных в корне слова. | Л2-4, 8, 9, 10; М1-3, 5, 7, 8; П1, 3, 10. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
11 | | Орфография. Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием чередующихся гласных в корне слова. | Л2, 4, 5, 7; М1, 2, 4, 5, 6-8; П1, 5, 6, 10-12. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
12 | | Синтаксис и пунктуация. Синтаксические единицы. | 1 | Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические единицы. | Л2, 4, 7, 8; М1-5, 7, 8; П1, 5. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
13-14 | | Синтаксис и Пунктуация простого предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | Предикативная (грамматическая) основа предложения. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. | Л1, 3, 5, 6, 7, 9; М1-4; 6-8; П1, 5. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
15 | | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 4). | Л2, 5; М1, 3, 4, 7, 8; П1, 5. | Тематический (контрольная работа № 4) | |
16 | | Анализ ошибок контрольной работы. Текст как результат речевой деятельности. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Текст как результат речевой деятельности. | Л1-5; М1-5; П1-3. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
17 | | Функциональные стили речи. | 1 | Функциональные стили речи. | Л2, 3, 5, 6, 8, 9; М1, 2, 4, 7, 8; П1, 4. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
18 | | Официально-деловой стиль: особенности и разновидности. | 1 | Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. Работа по развитию речи № 1. | Л2, 4, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1-6. | Текущий (работа по развитию речи № 1) | |
19 | | Публицистический стиль: особенности и разновидности. | 1 | Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Работа по развитию речи № 2. | Л1, 4, 5, 7, 9, 10; М1-3, 5-8; П1, 3, 4, 7, 8. | Текущий (работа по развитию речи № 2) | |
20 | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания. | 1 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложносочиненные предложения: знаки препинания. | Л3, 5, 6, 7, 9; М1-3, 5, 7, 8; П1-3, 10-12. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
21 | | Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 5). | Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1-3, 10-12. | Тематический (контрольная работа № 5) | |
22 | | Анализ ошибок контрольной работы. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. | Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1-3, 10-12. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
23 | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания. | 1 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Сложноподчиненные предложения: виды и знаки препинания. | Л1, 4, 6, 9, 10; М1-3, 5-8; П1, 2, 4, 13-16. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
24 | | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 6). | Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1, 2, 4, 12-16. | Тематический (контрольная работа № 6) | |
25 | | Анализ ошибок контрольной работы. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. | Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1, 2, 4, 12-16. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
26 | | Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера. | 1 | Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера (работа по развитию речи № 3). | Л1-6, 9, 10; М1-3, 5-8; П5, 6, 17, 18. | Тематический (работа по развитию речи № 3) | |
27 | | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. | 1 | Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания. | Л2, 4, 5-7, 10; М1-3, 5-8; П1, 2, 7, 19-21. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
28 | | Контрольная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения: знаки препинания». | 1 | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, навыков (контрольная работа № 7). | Л2, 3, 6; М1-4, 6-8; П1, 2, 7, 19-21. | Тематический (контрольная работа № 7) | |
29 | | Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера. | 1 | Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение-рассуждение на материале художественного текста проблемного характера (работа по развитию речи № 4). | Л2, 4-8, 10; М1-3, 6-8; П1, 2, 7, 19-21. Л1-6, 9, 10; М1-3, 5-8; П9, 21, 22. | Тематический (работа по развитию речи 4) | |
30 | | Нормы русского литературного языка. | 1 | Нормы русского литературного языка. | Л1-8; М1-8; П1-2. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
31 | | Русский речевой этикет. | | Русский речевой этикет. | Л1-4; М1-7; П1-3. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
32 | | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. | 1 | Определение уровня изученного материала. Итоговый контроль знаний, умений, навыков (итоговая контрольная работа № 1). | Л1-4; М1-4; П1-4. | Итоговый (итоговая контрольная работа № 1) | |
33 | | Анализ ошибок итоговой контрольной работы. | 1 | Анализ ошибок итоговой контрольной работы. | Л1-4; М1-4; П1-4. | Текущий (устный опрос и письменное упражнение) | |
34-35 | | Итоги курса русского языка в 10 классе. | 1 | Итоги курса русского языка в 10 классе. | Л1-4; М1-4; П1-4. | Итоговый (устный опрос и упражнение) | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне выпускник должен добиться следующих результатов:
1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
8) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
9) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
10) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
11) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
12) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: орфография и пунктуация. 10-11 классы. – М., 2020.
Гусарова И. В. Русский язык и литература. Русский язык: 10 класс: базовый и углублённый уровни:учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф, 2020.
Коновалова Л.Ф. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М., 2020.
Потапова Г.Н. Русский язык: орфография. Синтаксис и пунктуация. 10-11 класс. – М., 2018.
Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. (к УМК И.В. Гусаровой)/Авт.-сост. И.В. Золотарёва. – М., 2019.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
Русский язык. 5-11 классы: диктанты/Сост. Г.П. Попова. – Волгоград, 2018.
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Готовимся к ЕГЭ: Русский язык. – М., 2018;