№ | Дата | Содержание | Планируемые результаты освоения учебного предмета |
| | Введение. (1) | |
1 | | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Книга и её роль в духовной жизни православного христианина. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. |
| | Устное народное творчество. (10) | |
2 | | Вн. чт. №1. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли». | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. |
3 | | Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор). Отражение православных христианских ценностей в произведениях русского фольклора, в детском фольклоре. |
4 | | Сказка как вид народной прозы. | Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок. |
5 | | «Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. Христианская мораль в сказках. |
6 | | «Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича. |
7 | | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Богатырь-«Несущий Бога»: православный идеал. | Иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим). |
8 | | Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. |
9 | | РР1 Составление волшебной сказки. |
10 | | ВЧ №2. Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | Объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок. |
11 | | Контрольная работа №1 по теме: «Устное народное творчество». | Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |
| | Из древнерусской литературы. (2) | |
12 | | «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Повесть временных лет»: монахи Нестор и Сильвестр - авторы-летописцы. Православные сюжеты в «Повести». | Объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), |
13 | | ВЧ №3. Русские летописи. ПРОЕКТ №1. Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей». Церковнославянские тексты. | Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы; выполнять проектную работу. |
| | Из литературы XVIII века. (1) | |
14 | | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…». | Знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека. |
| | Из литературы XIX века. (42) | |
15 | | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий. Митрополит Димитрий Ростовский – автор басенных кантов. | Определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанр; понимать близость басни к УНТ, её иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечать в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи. |
16 | | Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях. |
17 | | Вн. чт. №4. Жанр басни в мировой литературе. Христианская мораль. |
18 | | РР 2. Басни Крылова. Анализ и исполнение. |
19-20 | | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | Знать сюжет и героев литературной сказки; выявлять отличия сказки литературной от народной. |
21 | | «Спящая царевна» как литературная сказка. |
22 | | В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок». Христианские ценности в балладах В.А. Жуковского. | Знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям. |
23 | | А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Няня» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | Определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы. |
24 | | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки. Добро и зло как категория православия. | Знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев |
25 | | А.С. Пушкин. Поэтичность и музыкальность «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Нравственная красота героев. Христианская мораль и нравственность. |
26 | | РР 3. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина. | Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
27 | | РР 4. Стихи и проза. Рифма и ритм. | Понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С. Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью. |
28 | | Контрольная работа №2. | Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |
29 | | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучение в православной литературе. | Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать. |
30 | | ВЧ №5. В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps». |
31 | | ВЧ №6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». |
32 | | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. «Молитвы» М. Лермонтова. | Объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог; при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий. |
33 | | Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». |
34 | | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». Н.В. Гоголь – писатель-христианин Победа над нечистой силой в повести.. | Знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям. |
35 | | ВЧ №7. Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Традиции православного праздника Рождества. |
36 | | ВЧ №8. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | Находить в тексте примеры используемых видов рифм; определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями. |
37 | | Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины. |
38 | | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения. |
39 | | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Понятия «раб» (крепостной) и «Раб Божий». | Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
40 | | Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя. | Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя. |
41 | | Герасим и Муму. Счастливый год. |
42 | | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества. Духовные и нравственные качества православного христианина. |
43 | | РР №5. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму». | Сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя. |
44 | | Контрольная работа №3. | Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |
45 | | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | Определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе. |
46 | | Административная работа №1. Контрольное тестирование №1 за первое полугодие. | Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |
47 | | Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Сюжет рассказа. | Оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого. |
48 | | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристики героев. |
49 | | Тема дружбы в рассказе. Странная дружба Жилина и Дины. Отношения православного христианина и «иноверца». |
50 | | Под страхом смерти. |
51 | | РР №6. Обучение написания сочинения по рассказу «Кавказский пленник». | Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы. |
52 | | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Допустимы ли юмор и сатира в отношении служителя церкви? | Передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чём основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации. |
53 | | О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора. |
54 | | Вн. чт. №9. Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». | Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
55 | | РР №7. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. Православные поэты 19 столетия о Родине. | Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
56 | | ПРОЕКТ №2. «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях». | Выполнять проектную работу. |
| | Из русской литературы XX века. (31) | |
57 | | И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы». | Сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне. |
58 | | ВЧ №10. И. А. Бунин «Подснежник». | Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
59 | | В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. Христианские ценности в повести: настоящие и «мнимые» христиане. | Объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения |
60 | | Новые знакомые Васи. |
61 | | Тыбурций Драб – «замечательная личность». |
62 | | РР №8. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Правда и добро в понимании православного христианина. Написание сочинения. | Знать основные нормы русского литературного языка; создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. |
63 | | ВЧ №11. А. И. Куприн. Слово о писателе. «Тапёр», «Белый пудель». | Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
64 | | С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». С.А. Есенин – певец христианской Руси. | Объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения. |
65 | | П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. | Отличать сказ от сказки; пересказывать сказ. |
66 | | Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Сущности из нехристианского мира. |
67 | | Контрольная работа №4. | Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |
68 | | Вн. чт. №12. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка». | Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
69 | | К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Тёплый хлеб». Что такое нравственный урок с точки зрения православного христианина? | Отличать народную сказку от литературной. |
70 | | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Христианская любовь к «Братьям нашим меньшим». | Понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий. |
71 | | ВЧ №13. Сказки К. Г. Паустовского. Понятие «чуда» в православии. |
72 | | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | Отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение. |
73 | | Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. |
74 | | Контрольная работа №5. | Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |
75 | | А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита». | Понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души. |
76 | | Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Борьба добра и зла – основной мотив христианской литературы. |
77 | | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои. | Характеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы. |
78 | | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Православный христианин и природа. |
79 | | Контрольная работа №6. | Знать автора и биографические сведения о нём; составлять рассказ о писателе на основе прочитанного. |
80 | | РР №9. Подготовка к сочинению «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | Характеризовать героев повести, дать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа. |
81 | | ВЧ №14. П. Мериме «Маттео Фальконе». | Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
82 | | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Великая Отечественная война в творчестве православных поэтов и писателей. | Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении). |
83 | | К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. Подвиг бойцов крепости Брест. |
84 | | РР №10. Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. | Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
85 | | ПРОЕКТ №3. «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях». Прототип васнецовской Алёнушки. | Выполнять проектную работу. |
86 | | Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». | Сжато пересказывать, инсценировать. |
87 | | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». | Сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувства юмора. |
| | Из зарубежной литературы. (12) |
88 | | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». |
89-90 | | Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». | Воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни. |
91 | | Х.-К. Андерсен и его сказочный мир. «Снежная королева». Кай и Герда. | Понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей. |
92 | | Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини. |
93 | | Истории четвёртая и пятая. |
94 | | Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом. |
95 | | РР №11. Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение). Сказки православных писателей. | Владеть навыками анализа художественного произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в рассказе). |
96 | | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | Пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живёт, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника. |
97 | | Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | Характеризовать героев, дать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений. |
98 | | Вн.чт. №15. Жорж Санд «О чём говорят цветы». Христианские ценности в русской литературе. | Владеть навыками анализа художественного произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). |
99 | | Урок контроля №7. Контрольное тестирование №2 за второе полугодие. | Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |
100 | | ПРОЕКТ №4. Электронная презентация «Памятники литературным героям». Творчество православных поэтов и писателей. | Выполнять проектную работу. |
| | VIII. Подведение итогов. (2) | |
101 | | Итоговые уроки: ПРОЕКТ №5. Литературный праздник «Путешествие по стране «Литературии 5 класса»». (Творческий отчёт). Задачи на лето. Летнее чтение православного христианина. | Определять тему, идею, проблематику изученных произведений; выполнять проектную работу. |
102 | | Промежуточная аттестация за курс 5 класса. | Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного. |