СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование с православным компонентом по учебному предмету «Литература» 5 класс на 2019 – 2020 учебный год. ФГОС второго поколения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данное планирование включён православный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование с православным компонентом по учебному предмету «Литература» 5 класс на 2019 – 2020 учебный год. ФГОС второго поколения.»

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Дата

Содержание

Планируемые результаты освоения учебного предмета




  1. Введение. (1)


1


Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Книга и её роль в духовной жизни православного христианина.

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.



  1. Устное народное творчество. (10)


2


Вн. чт. №1. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли».

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

3


Понятие о фольклоре. (Малые жанры фольклора. Детский фольклор). Отражение православных христианских ценностей в произведениях русского фольклора, в детском фольклоре.

4


Сказка как вид народной прозы.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

5


«Царевна – лягушка». Образ Василисы Премудрой. Христианская мораль в сказках.


6


«Царевна – лягушка». Образ Ивана-Царевича.

7


«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Богатырь-«Несущий Бога»: православный идеал.

Иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; умение составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим).

8


Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

9


РР1 Составление волшебной сказки.

10


ВЧ №2. Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская шинель».

Объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.

11


Контрольная работа №1 по теме: «Устное народное творчество».

Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.



  1. Из древнерусской литературы. (2)


12


«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Повесть временных лет»: монахи Нестор и Сильвестр - авторы-летописцы. Православные сюжеты в «Повести».

Объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям),

13


ВЧ №3. Русские летописи. ПРОЕКТ №1. Электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей». Церковнославянские тексты.

Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы; выполнять проектную работу.



  1. Из литературы XVIII века. (1)


14


М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…».

Знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека.



  1. Из литературы XIX века. (42)


15


И.А. Крылов. Слово о баснописце. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий. Митрополит Димитрий Ростовский – автор басенных кантов.

Определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки, знать жанр; понимать близость басни к УНТ, её иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечать в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи.

16


Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

17


Вн. чт. №4. Жанр басни в мировой литературе. Христианская мораль.


18


РР 2. Басни Крылова. Анализ и исполнение.

19-20


В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Знать сюжет и героев литературной сказки; выявлять отличия сказки литературной от народной.

21


«Спящая царевна» как литературная сказка.

22


В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок». Христианские ценности в балладах В.А. Жуковского.

Знать жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям.

23


А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Няня» как поэтизация образа Арины Родионовны. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы.

24



А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки. Добро и зло как категория православия.

Знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев

25


А.С. Пушкин. Поэтичность и музыкальность «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Нравственная красота героев. Христианская мораль и нравственность.

26


РР 3. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

27


РР 4. Стихи и проза. Рифма и ритм.

Понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С. Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.

28


Контрольная работа №2.

Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.

29


Русская литературная сказка. А. Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучение в православной литературе.

Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, выработать умение разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать.


30


ВЧ №5. В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps».

31


ВЧ №6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

32


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. «Молитвы» М. Лермонтова.

Объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог; при помощи устного словесного рисования воспроизвести портреты героев, наблюдать над речью рассказчика и определять роль звукописи в описании событий.

33


Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

34


Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». Н.В. Гоголь – писатель-христианин Победа над нечистой силой в повести..

Знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

35


ВЧ №7. Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Традиции православного праздника Рождества.

36


ВЧ №8. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Находить в тексте примеры используемых видов рифм; определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями.

37


Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). Изображение судьбы русской женщины.

38


Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения.

39


И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Муму». Знакомство с героями. Понятия «раб» (крепостной) и «Раб Божий».

Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

40


Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя.

41


Герасим и Муму. Счастливый год.

42


Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества. Духовные и нравственные качества православного христианина.

43


РР №5. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму».

Сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя.

44


Контрольная работа №3.

Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.

45


А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

Определять, какие художественные приёмы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

46


Административная работа №1. Контрольное тестирование №1 за первое полугодие.

Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.

47


Л.Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Сюжет рассказа.


Оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого.

48


Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Обучение сравнительной характеристики героев.

49


Тема дружбы в рассказе. Странная дружба Жилина и Дины. Отношения православного христианина и «иноверца».

50


Под страхом смерти.

51


РР №6. Обучение написания сочинения по рассказу «Кавказский пленник».

Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.

52


А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Допустимы ли юмор и сатира в отношении служителя церкви?


Передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чём основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.

53


О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора.

54


Вн. чт. №9.

Д. В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

55


РР №7. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе. Православные поэты 19 столетия о Родине.

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

56


ПРОЕКТ №2. «Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

Выполнять проектную работу.



  1. Из русской литературы XX века. (31)


57


И.А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы».


Сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне.

58


ВЧ №10. И. А. Бунин «Подснежник».

Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

59


В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец. Христианские ценности в повести: настоящие и «мнимые» христиане.

Объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения

60


Новые знакомые Васи.

61


Тыбурций Драб – «замечательная личность».

62


РР №8. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Правда и добро в понимании православного христианина. Написание сочинения.

Знать основные нормы русского литературного языка; создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

63


ВЧ №11. А. И. Куприн. Слово о писателе. «Тапёр», «Белый пудель».

Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

64


С.А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». С.А. Есенин – певец христианской Руси.

Объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.

65



П.П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера.

Отличать сказ от сказки; пересказывать сказ.

66


Образ хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Сущности из нехристианского мира.

67


Контрольная работа №4.

Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.

68


Вн. чт. №12. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».

Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

69


К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Тёплый хлеб». Что такое нравственный урок с точки зрения православного христианина?

Отличать народную сказку от литературной.

70


К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Христианская любовь к «Братьям нашим меньшим».

Понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий.

71


ВЧ №13. Сказки К. Г. Паустовского. Понятие «чуда» в православии.

72


С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение.

73


Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.

74


Контрольная работа №5.


Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.

75


А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Никита».

Понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души.

76


Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Борьба добра и зла – основной мотив христианской литературы.

77


В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои.


Характеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы.

78


Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Православный христианин и природа.

79


Контрольная работа №6.

Знать автора и биографические сведения о нём; составлять рассказ о писателе на основе прочитанного.

80


РР №9. Подготовка к сочинению «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Характеризовать героев повести, дать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа.

81


ВЧ №14. П. Мериме «Маттео Фальконе».

Знать содержание рассказа, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

82


Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Великая Отечественная война в творчестве православных поэтов и писателей.

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении).

83


К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Дети и война. Подвиг бойцов крепости Брест.

84




РР №10.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

85


ПРОЕКТ №3.

«Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях». Прототип васнецовской Алёнушки.

Выполнять проектную работу.

86


Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон».

Сжато пересказывать, инсценировать.

87


Ю.Ч. Ким «Рыба-кит».

Сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувства юмора.



  1. Из зарубежной литературы. (12)

88


Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

89-90


Даниель Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо».

Воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни.

91


Х.-К. Андерсен и его сказочный мир. «Снежная королева». Кай и Герда.

Понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей.

92


Истории вторая и третья. Внутренняя красота героини.

93


Истории четвёртая и пятая.

94


Истории шестая и седьмая. Победа добра, любви и дружбы над злом.

95


РР №11. Сказки Х.- К. Андерсена (сочинение). Сказки православных писателей.

Владеть навыками анализа художественного произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в рассказе).

96


Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера».

Пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живёт, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника.

97


Дж. Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

Характеризовать героев, дать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений.

98


Вн.чт. №15. Жорж Санд «О чём говорят цветы». Христианские ценности в русской литературе.

Владеть навыками анализа художественного произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль).

99


Урок контроля №7. Контрольное тестирование №2 за второе полугодие.

Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.

100


ПРОЕКТ №4. Электронная презентация «Памятники литературным героям». Творчество православных поэтов и писателей.

Выполнять проектную работу.



VIII. Подведение итогов. (2)


101






Итоговые уроки:

ПРОЕКТ №5.

Литературный праздник «Путешествие по стране «Литературии 5 класса»». (Творческий отчёт).

Задачи на лето. Летнее чтение православного христианина.

Определять тему, идею, проблематику изученных произведений; выполнять проектную работу.

102


Промежуточная аттестация за курс 5 класса.

Знать автора и биографические сведения о нём; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного.