«Аналитическая записка»
классного руководителя Ермолаевой Ольги Анатольевны
учителя английского языка
Ученик- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.
Плутарх, древнегреческий философ
Во все времена для любого общества приоритетным является вопрос образования, развития и воспитания детей, и так было всегда. На сегодняшний день большая ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителей и также классных руководителей. Классный руководитель, на мой взгляд, является проводником для своих учеников в современное общество, помощником в становлении мировоззрения детей и в их социализации.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
В своей педагогической деятельности я опираюсь на концепцию личностно ориентированного воспитания Е.В.Бондаревской, концепцию «системного построения процесса воспитания» В.А.Караковского, а также обращаюсь к концептуальному положению о педагогической поддержке ребенка и процесса его развития О.С.Газмана.
Цель воспитания: создание условий для формирования социально-адаптированной личности, обладающей высоким уровнем образования, сочетающей в себе национальные идеи, гражданские ценности, нравственные качества, культуру физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
создать оптимальную социально-педагогическую воспитательную среду и коммуникационное пространство для эффективной и качественной реализации целенаправленного воздействия на учащихся, стимулирующего и направляющего их личностное развитие;
создать условия для адаптации ребенка – необходимых изменений его личных и социальных качеств при переходе из одного социального статуса в другой;
обеспечить психолого–педагогическое сопровождение процессов «взросления», способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств.
Условия успешной реализации цели:
изучение микроклимата класса, характер взаимоотношений учащихся, их социальные роли;
изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы;
сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
привлечение школьного педагога-психолога для нормализации взаимоотношений учащихся, родителей, учителей и для профессионального самоопределения учащихся;
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Индивидуальная работа с учащимися
Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории; организация участия детей в школьных олимпиадах мониторинг уровня интеллектуального развития детей
Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений; организация индивидуальной творческой деятельности; включение в общешкольное воспитательное пространство.
Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
Индивидуальные беседы с родителями; индивидуальные беседы с психологом; наблюдение и особое внимание, коррекция поведения; организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
Работа с детьми с девиантным поведением:
Индивидуальные беседы с родителями; контроль и оказание помощи в подготовке домашнего задания, вовлечение в творческую деятельность.
В связи с тем, что современные информационные технологии сегодня являются неотъемлемой частью жизни взрослых и детей, то, я считаю, необходимым в работе классного руководителя уметь внедрять их в разных направлениях воспитательной деятельности. На мой взгляд, целесообразно уметь вести социальные сети, пользоваться различными мессенджерами в общении с учащимися и детьми, наблюдать за социальными сетями учащихся в классе на предмет запрещенных групп.
Организация работы с родителями
Цель: Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей
Задачи:
Расширить сферу участия родителей в организации жизнедеятельности класса;
Способствовать повышению роли семьи в воспитании детей.
Работу с родителями осуществляю по следующим направлениям:
Анализ внутрисемейных отношений на основе результатов тестов и анкет для родителей, посещение семей при необходимости;
Анализ роли семьи в развитии культуры личности школьника;
Ознакомление родителей с психологическими особенностями подростков;
Привлечение родителей к организации классных вечеров, походов, поездок, совместных вечеров отдыха;
Индивидуальная работа с родителями по направлениям: особенности характера ребенка, отношения со сверстниками, отношение к учебе;
Подведение итогов работы по четвертям и за год.
Мной, как классным руководителем, для реализации поставленных целей, совместно с обучающимися и родителями, проводились следующие мероприятия:
Для повышения учебной мотивации и взаимодействия родителей и детей в учебном процессе:
каждую четверть проводятся родительские собрания, посвященные учебной деятельности ребят, проблемам в классе, мотивации к учению, с привлечением педагогов-предметников;
в течение учебного года тесно взаимодействовала с родителями учеников на предмет успеваемости, социального становления;
индивидуальные консультации родителей с педагогами-предметниками;
индивидуальные беседы с ребятами по поводу успеваемости и поведения;
в период пандемии поддерживала связь с классом через конференции в Zoom, где еженедельно с ребятами обсуждали трудности обучения, проблемы каждого из них и пути их решения;
ежедневно поддерживаю связь с ребятами в беседе в социальной сети, что позволяет находиться с ними в тесном контакте, помочь при необходимости, донести нужную информацию;
ежедневное общение с родителями через мессенджер WhatsApp для оповещения новостей, передачи информации от учителей-предметников;
привлечение ребят к участию в олимпиадах разного уровня, интеллектуальных конкурсах: Медвежонок, кенгуру, математические олимпиады, Олимпиада Уральского Федерального Округа по основам наук и др. ;
несколько раз в год проводятся интеллектуальная игра «Мозгобойня» с участием родителей, где от учащихся требуется широкий кругозор и большая эрудиция;
привлечение ребят к научной проектной деятельности по разным предметам.
Для развития сплоченности классного коллектива и развитие толерантного взаимодействия между ребятами проводились следующие мероприятия:
проводились тематические классные часы, с привлечением родителей, педагога-психолога;
проводились тематические классные часы;
привлечение ребят к общешкольным и городским мероприятиям:
конкурс «Механика момента», «Битва хоров», «Новогодний концерт», кросс «Золотая Осень», «кросс Нации», «смотр строя и песни», «Лыжня России»;
проводились выходы в театры: Театр Юного Зрителя, спектакль «Маленькая принцесса», Театр Оперы и Балета, опера «Волшебная флейта», балет «Щелкунчик», Детская филармония, спектакль «Дубровский»,
на протяжении учебного года ребята участвовали в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, не связанных со школьной жизнью, но обязательно мы поздравляли ребят с их достижениями и успехами, поддерживали при неудачах;
немаловажную роль во внеурочной деятельности я посвящаю музейным урокам. С ребятами мы посещаем регулярно тематические мероприятия, уроки и выставки на тему истории города и страны, организованные Музеем первого президента Б.Н.Ельцина. В прошлом учебном году мы посетили с учащимися класса уроки в музее «Россия - моя история».
В прошлом учебном году со всеми учащимися класса мы посетили образовательную выставку в Expo-центре, где ребята смогли познакомиться с представителями ВУЗов и ССПУ нашего города, принять участие в интеллектуальных конкурсах и познакомиться с современными технологиями в образовании.
Так же ребята проводят различные мероприятия, посвященные знаменательным событиям. В этом учебном году приняли участие в создании
В прошлом учебном году семья моего класса принимала участие в, путешествия или экскурсии на природу:
Верхняя Пышма. Музей «Боевая Слава Урала»; Екатеринбург, лес «Уктусские горы», Сосновый Бор; с.Кашино, база отдыха «СОВА»;; Сысерть, «Тальков камень»; Каменск-Уральский, порог «Ревун».
Результатом наших путешествий стало сплочение коллектива, положительные взаимоотношения с родителями. Ребята за пределами школы могли быть сами собой, проявляли себя в организации отдыха. В эти походы ребята помогали родителям приготовить обед на костре, организовывали совместный досуг, проявляли свои туристические навыки, знакомились с достопримечательностями Урала.
Аналитический отчет, воспитательную программу и материалы по воспитательной работе и внеурочной деятельности можно увидеть в моем интернет-ресурсе http://pedrazvitie.ru/site/pedagoga?id=712