ОСЭ УРОК № 3 Дата:
Тема: «Роль правил в жизни человека. Правила общения для всех.»
Цели урока: подвести к пониманию ценности доброго общения с людьми и тяжести одиночества;
объяснить учащимся, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать; дать понятие о «золотом правиле нравственности»; активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Работа в паре с самооценкой
Вопросы для размышления страница 15
3. Сообщение темы урока и определение цели и задачи урока
1. Введение.
- Ребята, сегодня на уроке речь пойдет об очень важных для вас вещах, и я надеюсь, что то, что вы узнаете сегодня, будет для вас полезным.
Как приятно, когда люди относятся друг к другу по-доброму! Желая другим добра, говоря хорошие слова, они сами становятся лучше и красивее. Жаль только, что в жизни так бывает не всегда.
2. Сюжет.
Я хочу напомнить вам одну сказку. В каком-то городе жил человек очень маленького роста. У него были короткие ноги, маленькие руки и цвет кожи у него был зеленым. Таким уж он родился. Маленький Человек был очень трудолюбив. Он сам построил себе дом (тоже маленький), вырастил возле домика сад, посадил цветы не только в своем саду, но и на клумбах в городе, где он жил. Маленький Человек радовался, что все вокруг такое большое: и люди такие большие, и дома такие большие, и деревья были большие. А Большие люди не замечали Маленького Человека, они могли толкнуть его и не извиниться или пройти через его крошечный сад, топча прекрасные цветы. Маленького Человека не принимали в школы, не хотели осматривать врачи.
Что вы делаете? – кричал Маленький Человек. – Разве вы не знаете, что все люди равны?
3. Обсуждение сюжета.
Что вы чувствовали, когда слушали о Маленьком Человеке?
Как поступали Большие люди с Маленьким Человеком?
А еще можно сказать, что они нарушали его права.
Какие права нарушали Большие люди?
Вы обратили внимание на то, что кричал Маленький Человек, обращаясь к своим обидчикам?
4. Слово учителя.
Конечно, Маленький Человек не имел в виду, что все должны быть одинакового роста, или жить в одинаковых домах, или иметь одинаковое количество денег. Он кричал о том, что люди равны в своих правах. Дело в том, что Маленький Человек много читал и поэтому много знал. Он знал, что много лет назад в Нью-Йорке собрались представители разных стран мира и приняли очень важный для всех людей Земли документ - «Всеобщую декларацию прав человека» (название документа на доске), А также объявлено (открывается текст на доске): Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Равноправными
(слово появляется на доске).
Это значит, что каждый человек может жить, иметь семью, свой дом, обращаться к врачу, к милиционеру за помощью, независимо от того, какой он – большой или маленький.
Мы теперь знаем, что Маленький Человек был прав в том, что все люди равноправны. Это значит, что все они имеют равные возможности.
- Скажите, сколько человек в вашей семье?
- Много ли нужно соблюдать правил, чтобы в семье вы не спорили, не ссорились? (Много).
- А сколько человек в классе? (30)
Много ли правил нужно помнить, чтобы всем ребятам в классе было хорошо?
Сколько человек в школе? ( 1600)
В школе есть специальные правила, которые называются «Правила для учащихся».
Они записаны в специальном документе, их должны выполнять все дети, которые учатся в школе.
А что бывает, если кто-то не выполняет эти правила?
А сколько людей в нашем городе? (…)
А сколько людей в нашей стране? (150 млн.)
Вы представляете, как много, и все они должны жить вместе.
Вот для всех людей и придумали правила. Только это уже не просто правила, а закон, т. е. государственные документы, в которых записаны правила, обязательные для всех жителей страны.
Законы в нашей стране принимают депутаты Государственной Думы, которые работают в Москве – столице нашей Родины, а подписывает их Президент.
Конституция определяет отношения между людьми и государством, например, государство должно защищать жизнь каждого человека, заботиться о том, чтобы люди имели работу, могли получать медицинскую помощь, если заболеют, получать пенсии, когда состарятся, а дети могли учиться.
Эта Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
- Сегодня на уроке мы попытаемся понять, какие должны быть отношения между людьми, чтобы тебя уважали, и ты сам уважительно относился к другим.
5.Презентация « Правила общения для всех
6. Работа по учебнику страница 16 -18
Практическое задание страница 19
Итог урока по вопросам для повторения страница 18 - 19
7.Домашнее задание страница 19

Урок 3. Правила общения для всех.
Задание 1. Прочитай притчу.
Мальчик и зеркало.
Мальчик, выросши у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: “Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчал?”
-“Я”. – “А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом и живут – и добро, и зло наше возвращается к нам же”.

Какая из пословиц соответствует этой притче?
Что в других не любишь, сам того не делай.
Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Задание 2. Пользуясь текстом учебника (с. 42), выпиши
“ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ”


Актуально ли оно для сегодняшнего дня? Объясни.

Задание 3. Ответь на вопросы.
Какое чувство мешает соблюдать золотое правило нравственности?
Страх
Жалость
Уважение
Восторг
Что необходимо сделать, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
Задание 5. Составь памятку “Правила нравственности”.
_

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________