Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год
Количество теплоты. Единицы количества теплоты - ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, групповые, проектные.
Цель: сформировать знания учащихся о понятии количество теплоты как о физической величине, характеризующей процесс теплопередачи.
Формируемые УУД: предметные: научиться понимать физический смысл количества теплоты; понимать связь между количеством теплоты и энергией, массой, разницей температур тела; метапредметные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; составлять план и последовательность действий; самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений; личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; формирование познавательного интереса; развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Приборы и материалы: колбы, спиртовки, термометры, вода, масло, часы, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие. Учитель проводит инструктаж по работе с термометрами, спиртовками, стеклянной посудой.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Проверку домашнего задания можно провести, пользуясь заполненной учащимися таблицей “Виды теплопередачи”. Учитель задает первый вопрос (к примеру: “В каких средах возможно осуществление теплопроводности?”) и называет учащегося, который ответит на этот вопрос. Затем этот ученик формулирует свой вопрос по материалу таблицы и называет другого ученика и т. д. Учитель контролирует правильность формулировки вопросов и ответов, а в случае, если названный учащийся не отвечает правильно на заданный вопрос, право ответа и последующего “хода” переходит к любому желающему, поднявшему руку. Учитель разбирает решение задач, вызвавших затруднение.)
III. Изучение нового материала
При теплопередаче, осуществляемой любым из трех способов, происходит изменение внутренней энергии тела, при этом она может как увеличиваться, так и уменьшаться. Энергию, которую тело получает или отдает при теплопередаче, называют количеством теплоты.
Количество теплоты принято обозначать буквой Q, а поскольку она является мерой энергии, переданной или отданной телом, то основной единицей измерения ее является джоуль (Дж).
Существует еще одна единица измерения количества теплоты — калория (кал). Ею ученые начали пользоваться задолго до появления в физике понятия энергия. Под калорией понимают количество теплоты, которые необходимо передать 1 г воды для ее нагревания на 1 °С, т. е. 1 кал ≈ 4,2 Дж. В калориях также измеряется энергетическая ценность продуктов. Под калорийностью подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном ее усвоении.
— От чего зависит количество теплоты, сообщаемое телу или отдаваемое им?
(Учитель проводит демонстрацию опытов.)
Демонстрация 1. Нагреем на двух одинаковых спиртовках разное количество воды, имеющей одинаковую начальную температуру.
Вывод. Температура в пробирке с меньшим количеством воды изменилась больше, хотя обе пробирки получили равное количество теплоты. Количество теплоты, необходимое для нагревания жидкости, зависит от ее массы.
Демонстрация 2. Нагреем на двух одинаковых спиртовках равное количество воды, взятой при разных начальных температурах.
Вывод. Для нагревания изначально более холодной жидкости до определенной температуры понадобится больше времени, а значит, и большее количество теплоты.
Демонстрация 3. Нагреем на двух одинаковых спиртовках одинаковое количество воды и масла, взятых при равных начальных температурах.
Вывод. Масло нагревается быстрее, чем вода, а значит, на количество теплоты, переданное жидкостям для нагревания их на одинаковое число градусов, влияет род жидкости.
(Учитель демонстрирует учащимся анимационные ролики 18, 19, 20 “Опыты с нагреванием” из электронного приложения к учебнику.)
Все выявленные закономерности также описывают и процесс охлаждения, т. е. тело большей массы и более высокой температуры при остывании отдаст большее количество теплоты по сравнению с телом меньшей массы и имеющим меньшую начальную температуру. Также на скорость отдачи тепла будет влиять и род вещества.
IV. Закрепление изученного материала
(Учитель проводит опрос-беседу.)
— Что такое количество теплоты?
— В каких единицах принято измерять количество теплоты?
— Что такое калория? Как она связана с джоулями?
— От чего зависит количество теплоты, необходимое для нагревания тела?
— Влияют ли какие-либо параметры на количество теплоты, отдаваемое нагретыми телами?
V. Рефлексия
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, записав свое мнение об уроке.)
Каждый ученик записывает свое мнение об уроке, его материале, форме, своих успехах, настроении (в любой форме) и кладет записку в мешочек. Затем учитель зачитывает несколько записок. Учитель и ученики их комментируют, подводят общий итог урока.
Домашнее задание
1. § 7 учебника, вопросы к параграфу.
2. Выполнить упр. 6 на с. 24 учебника.
3. Рассчитать энергию, получаемую человеком в результате употребления 100 г молока, плитки шоколада или других продуктов, используя сведения об их энергетической ценности на упаковке.