СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки по русскому языку»



От автора

Поурочные методические разработки составлены в соответствии с учебным пособием О.М. Александровой, О.В. Загоровской, С.И. Богданова и др. «Русский родной язык. 6 класс» (М. : Просвещение, 2019), которое создано авторами согласно Примерной программе по учебному предмету «Русский родной язык»* и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей и планируемых результатов, методических приёмов. Так как предмет имеет преимущественно практикоориентированный характер, в поурочных разработках даются теоретические сведения по каждой теме, комментарии к наиболее сложным вопросам, разбор характерных ошибок.

При работе с пособием учитель может пользоваться как полными планами проведения уроков, так и отдельными материалами.

Содержание программы курса «Русский родной язык» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка. Цели курса обусловлены его дополнительным характером, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Основные цели курса «Русский родной язык»:

  • воспитание гражданина и патриота; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

* Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. Русский родной язык.

5–9 классы. Примерные рабочие программы. – М. : Просвещение, 2020.

От автора

  • углубление и расширение знаний о русском речевом этикете, о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия ситуации и сфере общения;

  • развитие умения работать с текстом, искать, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта проектной и исследовательской работы.

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Важнейшими задачами курса являются приобщение школьников к фактам русской языковой истории, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков, расширение представлений о русской языковой картине мира, о языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. В процессе обучения русскому родному языку предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основные разделы программы курса «Русский родной язык» соотносятся с ведущими содержательными линиями основного курса русского языка, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

Первый раздел – «Язык и культура» – посвящён взаимосвязи языка и истории, языка и материальной и духовной культуры народа, национально-культурной специфике русского языка. Ос-

От автора

новные задачи этого раздела – овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского народа и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй раздел – «Культура речи» – ориентирован на формирование ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое овладение культурой речи с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности. Основные задача этого раздела – понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

Третий раздел – «Речь. Текст» – содержит материал, изучение которого направлено на совершенствование видов речевой деятельности, культуры устной и письменной речи, развитие умений и навыков использования языка в жизненно важных ситуациях общения. Основные задачи раздела – развитие умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, а также понимание, анализ и создание текстов разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  • понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;

  • овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета, приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

  • совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации).

Содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 6 классе

Содержание учебного предмета

«Русский родной язык» в 6 классе (70 ч) Раздел 1. Язык и культура (21 ч)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы, их национально-культурное своеобразие. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т. п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т. п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Раздел 2. Культура речи (21 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм, заимствованных слов: ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных, ударение в кратких формах прилагательных, подвижное ударение в глаголах, ударение в формах глагола прошедшего времени, ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода, ударение в формах глаголов II спряжения на -ить, глаголы звони́ть, включи́ть и др. Варианты ударения внутри нормы: балова́ть – ба́ловать, обеспе́чение – обеспече́ние.

Содержание учебного предмета «Русский родной язык» в 6 классе

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий, склонение названий географических объектов, именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры), родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок), родительный падеж множественного числа существительных женского рода на -ня

(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь), творительный падеж множественного числа существительных III склонения, родительный падеж единственного числа существительных мужского рода (стакан чая – стакан чаю), склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть ту́флей – не «ту́флем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду одушевлённости/неодушевлённости (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого

Планируемые результаты освоения программы 6 класса

этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль, этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Текст (28 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приё-

мы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина. Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Планируемые результаты освоения программы 6 класса

В конце 6 класса (второго года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе) предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

Раздел «Язык и культура»:

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

Планируемые результаты освоения программы 6 класса

  • понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка (в рамках изученного);

  • понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;

  • правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения;

  • характеризовать (на конкретных примерах) процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур;

  • целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;

  • объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

  • использовать словари русского языка, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов. Раздел «Культура речи»:

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованиями лексической сочетаемости;

  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  • употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);

  • анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

Планируемые результаты освоения программы 6 класса

  • редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;

  • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

  • корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • использовать толковые словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

  • использовать орфоэпические, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения, опознавания вариантов грамматической нормы;

  • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

Раздел «Речь. Текст»:

  • владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста, основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;

  • создавать тексты в жанре ответов разных видов;

  • уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.

Тематическое планирование учебного материала

Тематическое планирование учебного материала (70 ч)

урока

Тема урока

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (21 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником

2

Из истории русского литературного языка. История языка – история народа

3

Из истории русского литературного языка. Старославянский язык

4

Становление русского литературного языка

5

Диалекты как часть народной культуры

6

Диалектизмы и их роль в языке

7

Диалектная лексика в произведениях художественной литературы

8

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

9, 10

Лексические заимствования из славянских и неславянских языков

11, 12

Особенности освоения иноязычной лексики

13–15

Современные неологизмы

16–18

Отражение во фразеологии истории и культуры народа

19, 20

Современные фразеологизмы

21

Обобщение по разделу «Язык и культура»

КУЛЬТУРА РЕЧИ (21 ч)

22, 23

Стилистические особенности произношения и ударения

24

Нормы произношения отдельных грамматических форм: имена существительные и имена прилагательные

25, 26

Нормы произношения отдельных грамматических форм: глаголы

27

Синонимы и точность речи

28, 29

Виды синонимов

30, 31

Антонимы и точность речи

32, 33

Лексические омонимы и точность речи

34, 35

Особенности склонения имён собственных

36, 37

Нормы употребления имён существительных

38, 39

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений

Тематическое планирование учебного материала

урока

Тема урока

40, 41

Речевой этикет

42

Обобщение по разделу «Культура речи»


РЕЧЬ. ТЕКСТ (28 ч)

43, 44

Эффективные приёмы чтения

45–47

Этапы работы с текстом

48, 49

Тематическое единство текста

50–52

Тексты описательного типа

53–55

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

56–58

Научный стиль. Словарная статья

59–61

Научное сообщение. Устный ответ

62, 63

Виды ответов

64

Обобщение по разделу «Речь. Текст»

65, 66

Конференция по проектным и исследовательским работам*

67

Итоговая контрольная работа

68

Подведение итогов года

69, 70

Резервные уроки**

* Список тем для проектных и исследовательских работ см. в Приложении.

** Резерв рабочего времени составляет 2 ч. Его можно использовать для выступлений обучающихся с проектными и исследовательскими работами – в дополнение к урокам 65, 66.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

У р о к 1. Введение. Знакомство с учебником

Цели: дать представление о целях и задачах курса русского родного языка; формировать представление о родном языке как результате многовекового творчества и труда народа; познакомить с учебником «Русский родной язык» для 6 класса (авторы О.М. Александрова и др.), его особенностями, структурой; развивать умение анализировать текст, навыки работы в группе.

Планируемые результаты: понимание целей и задач курса русского родного языка, его специфики; умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; формирование стартовой мотивации к изучению предмета, познавательного интереса к русскому языку и к его изучению; развитие навыков групповой работы.

Х о д у р о к а
  1. Организационный момент

(Поздравление с началом нового учебного года, знакомство.)

  1. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Русский язык для нас родной. И мы с вами говорим по-русски, и наши предки – наши дедушки и бабушки, наши родители – говорили и говорят на этом языке. Они творили его, как творит его сейчас новое поколение. Творит, разговаривая на нём, думая на нём, читая и составляя тексты. Творит, не задумываясь, что участвует в многовековом процессе жизни и развития русского языка.

А давайте задумаемся об этом, приглядимся к языку, к его истории, к его роли в нашей жизни, задумаемся над вопросами и загадками русского языка, почувствуем ответственность за то, каким будет наш родной язык.

Наш предмет так и называется: «Русский родной язык». А чем же он отличается от привычного нам предмета «Русский язык»? На традиционных уроках русского языка в рамках основного курса мы продолжим изучение разных разделов языкознания: лексики, словообразования, морфологии, узнаем больше о богатстве словарного запаса русского языка, о самостоятельных частях речи. А уроки русского родного языка будут иметь главным образом практическую направленность. Мы углубим наши знания по различным разделам языкознания, чтобы умело, грамотно, легко, свободно общаться с людьми в разных жизненных ситуациях, уметь не просто читать, а понимать текст, находить в нём нужную информацию, уметь самостоятельно добывать знания.

На изучение русского родного языка в 6 классе отведено 2 часа в неделю. Но будет необходимо работать дома, учиться наблюдать за своей речью и речью других людей в разной обстановке, анализировать, делать выводы. Важно научиться умело пользоваться русским языком на всех уроках: это поможет глубже изучить историю, литературу, математику, науки о природе. Как всегда, нам помогут словари, справочники, научно-популярные книги, рассказывающие о русском языке, ресурсы Интернета и, прежде всего, учебник. 2. Знакомство с учебником

  • Рассмотрите обложку. Откройте учебник на обороте титульного листа (с. 2). Кто авторы учебника?

  • О чём ещё мы узнаем на этой странице учебника?

  • Рассмотрите рамку с условными обозначениями. Перелистайте страницы учебника. Каковы ваши первые впечатления?

(Высказывания детей.)

Комментарии

Над созданием учебника работал коллектив авторов. Учебник прошёл научную, педагогическую и общественную экспертизы, значит, это серьёзный научный труд. Этот учебник написан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, правилами, в нём много интересных материалов, сведений, текстов. Кроме того, радует оформление учебника: в нём много цветных иллюстраций, репродукций, фотографий. Удобно расположен материал: он разделён на три блока, каждый из которых выделен своим цветом на полях учебника: оранжевым – блок «Язык и культура», зелёным – блок «Культура речи», синим – блок «Речь. Текст».

Урок 1. Введение. Знакомство с учебником

В создании учебника также участвовали художники, редакторы, корректоры, верстальщики, печатники. Вы будете осваивать учебник, работать с ним. Обратите внимание на знаки в рамке «Условные обозначения» и запомните, какими знаками отмечены задания повышенной сложности, работа в парах и в группах, исследовательские проекты.

Важно помнить о необходимости бережного обращения с учебником.

  • Прочитайте содержание на с. 3. Какие темы мы будем рассматривать в 6 классе?

  • Какие из этих тем вам пока совсем не знакомы, а с какими вы уже встречались?

(Обсуждение.)

Первый блок учебника называется «Язык и культура». Для начала попытаемся разобраться, что такое культура.

Задание. Попробуйте дать определение слову «культура». Если затрудняетесь, составьте сначала словосочетания или предложения с этим словом или с однокоренными словами.

История культуры, материальная культура, духовная культура, массовая культура, культура поведения, культура общения, культура речи, первобытная культура, античная культура, культура эпохи Возрождения, научная культура, народная культура, деятели культуры, памятники культуры, физическая культура, культура земледелия, зерновые культуры, развивать культуру, приобщаться к культуре.

Комментарии

Прежде всего, слово «культура» заимствованное. Русский язык заимствовал и освоил множество иноземных слов. Интересующее нас слово происходит от лат. cultura – «возделывание», позднее – «воспитание, образование, развитие, почитание». Это понятие имеет огромное количество значений в различных областях жизни людей. Некоторые из этих значений проявляются в составленных вами словосочетаниях и предложениях.

Слово «культура» вошло в русский язык довольно поздно – оно стало известно лишь с середины 30-х гг. XIX в.* В русском лексиконе это слово зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 г. «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». В этой книжке-словаре выделялось два значения слова «культура»: во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых, «образованность».

* Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993.

За почти два века существования в русском языке слово обогатилось множеством значений. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики, политологии, психологии, экономики, педагогики и других наук.

В широком смысле под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, навыки и умения. Можно сказать, что культура – это все достижения человечества.

3. Работа по учебнику

Работа с эпиграфом (с. 4) – чтение, обсуждение.

– Какую информацию вы можете извлечь из слов В.Г. Костомарова? Что придаёт эмоциональность высказыванию?

Комментарии

Источник происхождения культуры – человеческая деятельность, познание и творчество. А с ними напрямую связан язык. Как раз об этом – высказывание выдающегося учёного-лингвиста В.Г. Костомарова.

Информация, содержащаяся в высказывании: 1) русский язык – плод многовекового творчества и труда народов России; 2) язык связан с историей; 3) язык – национальное богатство; 4) русскому языку, как и народу, суждено великое будущее.

Эмоциональность высказыванию придают высокая лексика

(творчество, труд, со славной историей нашего государства, предсказывает великое будущее), эпитеты (великий, живо, славный, поразительное), метафоры (язык – плод творчества и труда, живо связанный, национальное богатство), повторы (великого, великое; многовекового, многих веков; народа, народов, народу), ряды однородных членов (творчества и труда; русского народа и всех народов; социальное, культурно-историческое; и самому себе, и всему народу).

III. Закрепление изученного материала

1. Слово учителя

Попробуем сразу окунуться в историю языка. Первый параграф открывается упражнением, для выполнения которого нам потребуются словари.

Перед тем как начать выполнение упражнения, прочитаем тексты рубрик «Лингвистические заметки» (первый текст на с. 9) и «Круг чтения» (с. 9).

2. Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 4) – обсуждение и выполнение задания (работа в парах).

(Учащиеся читают вслух и записывают значение и происхождение слов.) Комментарии

Обратите внимание, что в третьей группе слово «копейка» повторяется.

IV. Подведение итогов урока
  • Что нового вы узнали на уроке?

  • О каких сторонах, свойствах, характеристиках языка мы сегодня говорили?

  • В чём особенность, специфика этимологических словарей?

Домашнее задание
  1. Упр. 1, задание 2 (с. 4).

  2. Упр. 2 (с. 4).

У р о к 2. Из истории русского литературного языка . История языка – история народа

Цели: формировать представления о важности изучения истории языка, о языке как развивающемся явлении; кратко познакомить учеников с историей русского языка, показать родство славянских и восточнославянских языков.

Планируемые результаты: понимание необходимости изуче-

ния истории языка; развитие представления о языке как живом, развивающемся явлении; знание основных этапов развития русского языка; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение объяснять языковые явления; развитие навыков работы в группах.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 1, задание 2, – обсуждение ответов.

Комментарии

Слова сгруппированы по историческому признаку: по мере того как они появлялись в русском языке.

В первый ряд входят праславянские (общеславянские) слова, образовавшиеся приблизительно до VII в. н. э. Этот ряд могут продолжить слова: дуб, корень, дом, сыр, земля.

Во второй – восточнославянские слова, возникшие примерно до XIV в. Продлим ряд словами: зяблик, сорок, сегодня, рубль, повар.

В третий ряд входят собственно русские слова, образовавшиеся в языке после XIV в. Прибавим к ряду собственно русских слов свои примеры: кулебяка, голубцы, обложка, чайник, каменщик, луноход.

Конечно, без специальных знаний, без книг, без трудов, написанных учёными-лингвистами, без словарей подобную задачу решить невозможно. Более подробно об этапах развития языка поговорим немного позднее.

Дополнительное задание. Мы разбирали слова, в основном известные вам: бо́льшая часть этих слов – общеупотребительные, а некоторые знакомы вам из истории или из книг о далёком прошлом. Используя слова из упр. 1, приведите примеры общеупотребительных слов – тех, которыми мы часто пользуемся в речи, – и малоупотребительных слов.

Комментарии

Общеупотребительные слова: лес, заяц, яблоко, бабочка… Малоупотребительные слова: вече, воевода, кокошник.

2. Упр. 2 – чтение текстов, обсуждение выполненных заданий.

Комментарии

Объединяет тексты тема развития языка.

Главная мысль первого текста – знание истории языка обогащает ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, позволяет более сознательно им пользоваться.

Главная мысль второго текста – язык сохраняет золотой фонд своего словаря и грамматических норм, что придаёт ему устойчивость.

Язык развивается, образуя при помощи своих средств новые слова, чтобы обозначить новые понятия, явления, предметы. Например, многие слова образованы при помощи суффиксов: снегирь – от слова снег, дубина – от слова дуб, копейка – от слова копьё и т. д. Новые слова приобретают новое значение и в то же время несут в себе черты прошлого, тех слов, от которых они родились. То есть язык растёт, развивается, подобно живому организму.

III. Самоопределение к деятельности
  • Как язык связан с жизнью народа?

  • Почему необходимо изучать историю языка?

  • Сформулируйте тему урока. («История языка – история народа».)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Чтение текста рубрики «Из истории языка» и ответы на вопросы (с. 6).

  • Какое фонетическое явление наблюдается в словах кудесник и чудеса? (Чередование согласных в корнях слов.)

  • Определите происхождение слова обаяние, воспользуйтесь этимологическим словарём.

Комментарии

Это исконное древнерусское слово произошло с помощью суффикса от глагола обаяти («околдовать словами»), который образован приставочным способом от баяти («говорить»). Вспомним близких и дальних «родственников» этого слова: баять, басня, баян, байка («короткая занимательная история»), краснобай, баюкать, баюн.

2. Слово учителя

Разговор об истории языка начнём с лексики. С точки зрения происхождения лексика делится на исконную и заимствованную. Исконная лексика составляет основную часть словарного состава русского языка: примерно 80–90%. Исконная лексика русского языка включает в себя и собственно русские слова, и слова, унаследованные из древнерусского, праславянского, праиндоевропейского языков.

Считают, что праиндоевропейский язык, существовавший в V–IV тысячелетиях до н. э., дал начало большинству языков Европы и некоторым азиатским, тем, которые относятся к индоевропейской языковой семье. Наследие этой семьи – названия конкретных предметов, качеств и действий. Например, это слова, обозначающие явления окружающей среды, термины родства, названия частей тела, животных и растений, действий, качеств, количества: небо, ночь, вода, луна, снег, огонь, мать, дочь, сын, брат, сестра, око, нос, зуб, ухо, олень, дуб, иметь, брать, новый, левый, первый, два, три и др.

Один из «потомков» праиндоевропейского языка – праславянский (общеславянский) язык. Это общий предок языков славянской группы, он существовал примерно со второго или середины первого тысячелетия до н. э. до VI–VII в. н. э.

К общеславянской лексике относят слова, которые возникли в праславянском языке, часто на основе праиндоевропейских корней. Эти слова тоже обозначают термины родства, объекты природы, периоды времени и др.

Приведём примеры слов праславянского происхождения.

Термины родства: отец, тесть, тёща, отчим, мачеха, зять, внук.

Люди: народ, невеста, жених, гость, отрок, пастух.

Объекты природы: земля, солнце, звезда, озеро, остров, ручей, иней, гром, лёд.

Периоды времени: год, месяц, весна, лето, завтра, утро.

Животные: медведь, конь, пёс, бык, пчела, змея, орёл, ёж, сова, заяц, рыба.

Части тела человека и животных: горло, голова, рука, бок, грива, волос, лицо, рыло, ноготь, копыто.

Растения: морковь, пшеница, овёс, ель, берёза.

Предметы обихода: игла, бочка, ведро, веник, нить, зеркало, свеча, масло.

Полезные ископаемые: глина, олово, песок, железо, золото, серебро, свинец, медь.

Действия: дышать, лечить, варить, ехать, купать, водить, кусать, жалеть.

Орудия труда и занятия: клещи, борона, грабли, весло, гусли, нож, долото, охота, копьё.

Абстрактные понятия: борьба, кара, боязнь, вес, горе, грех, дар, счастье, оборона, образ, смех.

Признаки и качества: важный, глупый, глубокий, быстрый, великий, давний, дорогой, зелёный, красный, седой.

Всего в современном русском языке насчитывается около двух тысяч праиндоевропейских и праславянских слов. Они до сих пор в ходу: в повседневном общении их доля составляет около четверти всех употребляемых нами слов. Кроме существительных, глаголов и прилагательных среди них есть числительные, местоимения, наречия и служебные части речи.

Древнерусский, или восточнославянский язык, – предок современных языков: русского, украинского и белорусского. Он сформировался примерно к VII–IX вв. и просуществовал до XIV–XV вв. Древнерусская исконная лексика формировалась по большей части на базе общеславянской, иногда – на основе заимствований (из греческого, германских, тюркских языков). Это слова, обозначающие предметы и явления, абстрактные понятия и др.

Приведём примеры слов древнерусского происхождения.

Люди и их занятия: племянник, сапожник, повар, плотник, знахарь.

Животные и птицы: белка, галка, селезень, снегирь.

Поселения: деревня, слобода.

Предметы и явления: ларец, рубль, снегопад, взор.

Абстрактные понятия: льгота, потеха.

Действия: мелькать, манить, привыкать.

Признаки: укромный, лечебный, зоркий и др.

Все исконные слова, появившиеся в русском языке после

XIV–XV вв., называют собственно русскими. Они составляют бо́льшую часть нашего словарного запаса. Собственно русские слова образуются как на основе исконных слов прошлых эпох, так и на основе заимствованных слов, обработанных русским языком, с помощью приставок (безлимитный, промаркировать), суффиксов (шоссейный, банковский), интерфиксов, или соединительных гласных (флотоводец, шопоголик).

Таким образом, слова, образованные в русском языке по правилам и законам этого языка, считают исконными.

Кроме того, исконно русскими могут быть и слова, полностью состоящие из иноязычных морфем. Например: космонавт, ракетодром. Эти слова возникли в русском языке, а не взяты извне. В иностранных языках они либо вообще отсутствуют, либо являются заимствованиями из русского.

Теперь вы понимаете, что без этих сведений, без изучения истории языка невозможно было выполнить вторую часть упр. 1.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику
  1. Упр. 3 (с. 6) – чтение текста, выполнение и обсуждение заданий.

  2. Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 7).

  3. Упр. 4 (с. 7) – чтение текста, выполнение и обсуждение заданий.

  4. Упр. 5 (с. 9) – чтение ключевых слов и обсуждение задания.

VI. Подведение итогов урока
  • Почему точное время возникновения разговорного языка определить невозможно, а литературного языка – можно? (Литературный язык возникает тогда, когда появляется письменность, а разговорный рождается из недр праязыка.)

  • Почему необходимо изучать историю родного языка?

Комментарии

При изучении родного языка мы можем, привлекая исторические сведения, понять процесс его развития, объяснить внутреннюю логику этого развития, обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений. Кроме того, знания по истории родного языка имеют большое культурное значение. Мы можем узнать о том, как жили, что ценили, чем занимались наши далёкие предки.

Домашнее задание
  1. Упр. 6 (с. 10).

  2. Прочитать текст рубрики «Лингвистические заметки» (с. 11–12).

У р о к 3. Из истории русского литературного языка. Старославянский язык

Цели: формировать представления о важности изобретения славянского алфавита, о преемственности в развитии языка; показать роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Планируемые результаты: понимание необходимости изучения истории языка; представление о значении славянского алфавита; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.

Х о д у р о к а I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания

Упр. 6 – чтение фрагмента книги, обсуждение вопросов и заданий.

Комментарии

(К заданию 2.)

Основная мысль каждого абзаца текста сформулирована в следующих предложениях.

  1. Претерпев ряд изменений, азбука кириллица живёт и по сей день у нас, болгар, сербов и других славянских народов.

  2. Первоучители старательно отбирали краснейшие слова у разных славянских народов, по возможности понятные всем.

  3. Древнецерковнославянский язык, конечно, не объединил славян, но своевременно и уместно напомнил им о родстве и приобщил к богатствам античной культуры.

  4. Славянская письменность не подавила самобытности древнерусского языка и даже дала его развитию мощный толчок.

  5. Дичок-подвой сразу стал плодоносящим растением.

  6. Славянская письменность служила основой научной и художественной литературы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Приобрести книгу можно

в интернет-магазине «Электронный универс»

(e-Univers.ru)