ПЛАН УРОКА мотать видео 29.52- 30.16
Дата: ______________
Группа: _______________
ДИСЦИПЛИНА: Основы права
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Керимова Д.Н.
Тема: Язык жестов. Невербальное общение, мимика, пантомимика
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1). Образовательная: познакомить учащихся с невербальными средствами общения, а именно с жестами, способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у школьников;
2). Развивающая: развивать мышление, умение выразить свои мысли с помощью жестов;
3). Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим тебя людям, умение понимать себя и других путем коммуникации.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, видеоролик - «Язык жестов», раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент:
- Приветствие.
- Отметка отсутствующих в классном журнале.
- Сообщение темы и целей урока.
2. Изложение нового материала:
К невербальному общению относятся взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой и как они в действительности относятся друг к другу.
Информация от одного партнера к другому может быть передана и воспринята самым точным образом с помощью глаз. Визуальный контакт позволяет создать необходимую атмосферу в ходе переговоров. Вот почему важно контролировать свой взгляд и визуальный контакт в целом. Контролировать свои эмоции, жесты, позы возможно, но практически нереально влиять на реакцию зрачков. Они непроизвольно расширяются, когда человек радостно возбужден или удовлетворен, и сужаются, когда он сердится или у него мрачное настроение. Умение замечать эти детали важнейший инструмент влияния опытного делового человека на ход переговоров или общения в целом.
Лицо является главным выразителем чувств и настроений. Всегда приятнее иметь дело с жизнерадостным, оптимистичным, веселым партнером. Улыбка – наиболее универсальное средство, способствующее развитию отношений. Нельзя забывать о том, что улыбка должна соответствовать ситуации и не вызывать раздражения партнера. Отрицательные эмоции (печаль, гнев, отвращение, ненависть, обида) затрудняют процесс установления контакта, если только собеседник не испытывает подобных чувств.
Мимика
Главным показателем чувств говорящего является выражение его лица. Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взглядах.
Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Жесты
Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки.
Выразительные движения язык подсознания. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова.
В общении одновременно воспринимаются и выражение лица, и жест, и поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут доминировать или дополнять.
Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.
«Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения.
Понятие пантомимики и языка тела
Определение 1
Пантомимика — это искусство использования движений и мимики для общения (вместо слов).
Под пантомимикой также понимают язык жестов, поз и телодвижений.
Определение 2
Язык тела — это произвольное, а иногда и непроизвольное движение частей тела в соответствии с эмоцией, мыслью или чувством.
Иногда эти движения могут дать ценную информацию о том, что человек думает или чувствует, а иногда эти движения могут быть не чем иным, как непроизвольным спазмом, физической реакцией на стресс или эмоциональное напряжение.
В течение многих лет психологи смотрели на язык тела в связке с тем, как работает человеческий разум, и пытались установить зависимость между физическим движением и эмоциональными процессами. Движения человека, его мимика могут многое рассказать о его эмоциональном состоянии, а также о том, как он думает или чувствует. Они могут даже сказать нам, лжет ли человек или нет.
Упражнение «Мимические маски»
Каждый из участников получает записку с заданием представить определенное эмоциональное состояние из 10 основных: счастье, удивление, страх, злость, печаль, отвращение, презрение, интерес, смущение, решительность. Не следует подменять живую мимику гримасничаньем. Через 1-2 мин. все участники представляют «маски». Всем участникам надо постараться найти оптимальную и понятную форму выражения, пробудить свою фантазию. Это упражнение, включая последующее обсуждение, помогает отрефлексировать особенности восприятия и понимания самим участником и другими членами группы лицевой экспрессии, а также дает возможность в полной мере осознать значение мимики в общении.
Закрепление изученного материала:
Тест по теме «Средства общения»
1. К невербальным средствам общения относят (выберите правильный ответ)
А) жесты;
Б) речь;
В) мимика;+
Г) походка;
Д) пантомимика.
2. Вербальная коммуникация- это..
А) словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка+
Б) способ передачи информации через жесты, мимику, пантомимику.
В) формулирование идеи или отбор информации.
3. Если Ваш собеседник откинулся на спинку стула, закинул ногу за ногу и руки за голову:
А) он устал, хочет расслабиться;
Б) он демонстрирует свое превосходство, всезнайство;+
В) он открыт для равноправного диалога;
Г) он сосредоточен, всецело поглощен темой разговора.
4. Если во время разговора собеседник начинает собирать с одежды несуществующие ворсинки, значит:
А) он хочет произвести впечатление человека аккуратного, щепетильного;
Б) он выигрывает время для раздумий;+
В) он сдерживает свою реакцию неодобрения;
Г) он неуверен в себе, замкнут.
5.Жест – это…
а) движение лицевых мышц, выражающих эмоциональное состояние человека;
б) движение тела человека (рук, ног, головы), имеющее определённое значение или смысл;
в) определённое положение тела в пространстве, которое индивид выбирает в зависимости от своего комфорта, ситуации разговора, эмоционального состояния;+
г) рукопожатие.
6. Во время беседы человек скрещивает на груди
а) Искренность,
б) Защита, оборона, недоверие+
в) Агрессия
г) Открытость
7. Общаясь с вами, человек раскрывает руки ладонями вверх это означает
а) Неуверенность
б) Искренность, открытость+
в) Чувство вины
г) Беспокойство
8. При общении человек расстёгивает пиджак или снимается в вашем присутствии это означает…
а) Недовольство
б) Агрессия,
в) Открытость, дружеское расположение+
г) Доминирование
9. Человек во время высказываний прикрывает рукой рот это означает…
а) Чувство вины
б) Неуверенность
в) Ложь, желание что-то скрыть, не выдать себя+
г) Беспокойство
10. Человек во время общения с начальником поворачивает корпус тела по отношению к двери и носки его обуви тоже повёрнуты в ту же сторону что означает этот жест:
а) Дистанцируется от Вас
б) Раздумье, принятие решения
в) Желание уйти, закончить разговор+
г) безразличие к собеседнику
11. Во время беседы человек теребит ухо– это означает…
а) Нежелание слушать+
б) Раздумье, принятие решения
в) Желание уйти
г) Ложь
12. Во время лекции голова студента слегка наклонена набок это означает…
а) Критическое отношение
б) Заинтересованность
в) Раздумье+
г) Безразличие